Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 28 февраля 2008 г. N Ф04-1119/2008(955-А02-9)
(извлечение)
Министерство природных ресурсов Республики Алтай (далее - Минприроды РА) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Алтай (далее - УФРС по РА) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Алтай (далее - ТУ Росимущества по РА) о признании недействительной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 5030000 кв.метров, адрес ориентира: Республика Алтай, Майминский район (свидетельство о государственной регистрации права от 16.01.2007) с исключением записи в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.01.2007 N 04-02-02/041/2006-332.
Заявленные требования мотивированы тем, что на зарегистрированном земельном участке расположены ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций участки лесного фонда, на которые 07.02.2007 и 08.02.2007 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Алтай (далее - Управление Роснедвижимости по РА), предприниматели П.И.Э. и С.В.М., Майминский лесхоз и ГУСП ОПХ "Горно-Алтайское".
Решением от 14.09.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.11.2007, суд отказал в удовлетворении исковых требований, придя к выводу об отсутствии оснований для признания недействительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
В кассационной жалобе предприниматель П. (далее - предприниматель), ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Предприниматель, ссылаясь на нарушение судом требований статей 169, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что отказ в иске не мотивирован; в решении не указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения. По мнению предпринимателя, суд рассмотрел вопрос о категории земельного участка без привлечения соответствующего государственного органа - Минприроды либо Росприроднадзора. Предприниматель, основываясь на нормах Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, Основ лесного законодательства 1993 года, указывает, что за весь период учета участки лесов, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, учитывались как участки лесного фонда. Кроме этого, податель жалобы полагает, что суд не выяснил, как используется спорный земельный участок в настоящее время (пашня, покос или лесопользование).
Минприроды РА в отзыве на кассационную жалобу поддерживает доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе.
Росимущество в представленном отзыве считает доводы кассационной жалобы несостоятельными, а судебные акты не подлежащими отмене.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по кассационной жалобе, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание. Поэтому жалоба, согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрена в отсутствие их представителей.
Проверив в соответствии с правилами статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при разрешении настоящего дела, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.01.2007 по заявлению ТУ Росимущество по РА осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок категории земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 5030000 кв.метров, с кадастровым номером 04:01:00 00 00:0048, о чем сделана запись регистрации N 04-02-02/041/2006-332 и выдано свидетельство о государственной регистрации права 02РА 031092.
Позднее, 07.02.2007 и 08.02.2007 также по заявлению ТУ Росимущество по РА осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью 20000 кв.метров с кадастровым номером 04:03:3:401:05:47/46 и участок лесного фонда площадью 21000 кв.метров с кадастровым номером 04:03:3:401:48/46, что подтверждается выданными свидетельствами о государственной регистрации права 02РА 031227 и 02РА 031228.
Данные участки лесного фонда с кадастровыми номерами 04:03:3:401:05:47/46 и 04:03:3:401:48/46, как установлено судом и подтверждено материалами дела, входят в состав названного выше земельного участка с кадастровым номером 04:01:00 00 00:0048.
Полагая, что указанные участки лесного фонда незаконно включены в состав земель сельскохозяйственного назначения, Минприроды РА обратилось с настоящим иском, ссылаясь на нарушение прав собственности Российской Федерации на участки лесного фонда и нарушение положений действующего законодательства.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные доказательства, обстоятельства по делу, в том числе, формирование спорных участков лесного фонда и предоставление их в арендное пользование предпринимателям П.И.Э. и С.В.М., нахождение спорного земельного участка площадью 503 га на праве бессрочного пользования у ГУСП ОПХ "Горно-Алтайское", и, установив, что спор возник в связи с отнесением участков лесного фонда к землям сельскохозяйственного назначения, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии нарушения закона в действиях УФРС по РА при осуществлении регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и принял решение об отказе в удовлетворении иска.
При этом арбитражный суд, основываясь на нормах статей 6, 7, 70, 77, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, на нормах статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", на нормах статей 1, 7 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", на нормах статей 7, 9, 130 Лесного кодекса Российской Федерации, действующего до 01.01.2007, на Положении о Министерстве природных ресурсов Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2006 N 309, исходил из того, что отнесение спорных участков к землям лесного фонда не подтверждено надлежащими доказательствами; ведение единого кадастрового учета возложено на органы земельного кадастра, а не на органы лесного хозяйства; иск подан неуполномоченным лицом, которому не передавались полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций основанными на материалах дела, соответствующими фактическим обстоятельствам спора и не противоречащими действующему законодательству.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
На основании статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Частью 2 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно материалам дела, земельный участок площадью 503 га прошел государственную регистрацию с присвоением кадастрового номера 04:01:00 00 00:0048.
Из кадастрового плана данного земельного участка видно, что участок относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства.
Входящие в состав данного земельного участка спорные участки не занесены в государственный земельный кадастр в качестве участков лесного фонда.
В соответствии с частью 4 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.
Как правильно указано судом, в дело не представлено документов, подтверждающих перевод спорных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций о том, что иск подан неуполномоченным лицом - органом государственной власти субъекта Российской Федерации, тогда как в данном случае в защиту интересов Российской Федерации должен выступать федеральный орган государственной власти, наделенный полномочиями в данной сфере.
Доводы кассационной жалобы о принятии судебных актов с нарушением статей 169, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о необоснованности выводов судебных инстанций не нашли подтверждения при проверки материалов дела.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке установленных арбитражным судом обстоятельств и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Суд кассационной инстанции считает, что спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, при рассмотрении дела арбитражным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов.
С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 284, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 14.09.2007 и постановление апелляционной инстанции от 16.11.2007 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-302/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя П. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 февраля 2008 г. N Ф04-1119/2008(955-А02-9)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании