Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 29 февраля 2008 г. N Ф04-1217/2008(1122-А03-27)
(извлечение)
Общества с ограниченной ответственностью "Бедарев" (далее - ООО "Бедарев", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю (далее - Инспекция ФНС РФ, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления N 05-21/29716 по делу об административном правонарушении от 20.08.2007.
Заявленные требования мотивированы малозначительностью совершенного правонарушения и несоразмерностью назначенного наказания.
Решением от 27.09.2007 Арбитражного суда Алтайского края Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что Инспекция ФНС РФ правомерно привлекла ООО "Бедарев" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку на момент проведения проверки справки к товарно-транспортным накладным (раздел "Б") на водку "Иткульская особая" и водку "Посольская" были оформлены ненадлежащим образом.
Постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 29.11.2007 решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об удовлетворении заявленных Обществом требований. При этом суд указал, что за ненадлежащее оформление сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции, ответственность предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, а также несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление от 29.11.2007 отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции от 27.09.2007.
Налоговый орган считает, что особенностью квалификации административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ является деяние, выразившееся в нарушении любых правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Квалификация же административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.
Поскольку на момент рассмотрения дела оформленная надлежащим образом товарно-транспортная накладная была представлена, Инспекция ФНС РФ полагает правомерным привлечение ООО "Бедарев" к ответственности именно по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Общество не соглашается с доводами кассационной жалобы Инспекции ФНС РФ, считая их несостоятельными, а постановление арбитражного суда - законным и обоснованным. Просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 10.07.2007 Инспекцией ФНС РФ проведена проверка соблюдения ООО "Бедарев" требований законодательства Российской Федерации в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине, расположенном по адресу: Первомайский район, п. Лесной, ул. Центральная, 15а.
В ходе проверки установлено, что на часть реализуемой Обществом алкогольной продукции (водка "Иткульская особая" производства России в количестве 1 бутылки емкостью 0,5 л. и водка "Посольская" производства России в количестве 1 бутылки емкостью 0,5 л.) отсутствуют надлежащим образом оформленные справки к товарно-транспортной накладной: в разделе "Б" справки отсутствует подпись уполномоченного лица и печать покупателя продукции.
По факту выявленного нарушения налоговым органом составлены акт проверки реализации алкогольной продукции от 10.07.2007 N 184, протокол N 184 наложения ареста на товары от 10.07.2007 и протокол от 13.07.2007 N 17-14/25446 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией ФНС РФ вынесено постановление от 20.08.2007 N 05-21/29716, согласно которому ООО "Бедарев" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Полагая, что указанное постановление не соответствует нормам действующего законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, апелляционная инстанция Арбитражного суда Алтайского края обоснованно исходила из того, что Инспекцией ФНС РФ дана неверная квалификация совершенного Обществом правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) запрещается розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
К одному из таких документов названные положения Закона относят справку к товарно-транспортной накладной, форма и порядок заполнения которой установлены в Правилах заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (далее - Правила оформления справок к ТТН), утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864.
Согласно пунктам 3-5 Правил оформления справок к ТТН организация-производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы "А" и "Б" справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью.
Организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.08.1998 N 55, предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления следует читать как "от 19.01.1998 г."
Ответственность за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции установлена в статье 14.16 КоАП РФ.
Особенностью квалификации административного правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ является деяние, выразившееся в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а именно - нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрено, что поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Из диспозиции данной нормы следует, что административная ответственность установлена не только за отсутствие справки к товарно-транспотрной накладной, но и за ее ненадлежащее оформление, поскольку названная справка относится к товаротранспортным документам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в представленной на момент проверки Обществом справке к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию в разделе "Б" отсутствовала подпись уполномоченного должностного лица и печать организации-покупателя. Надлежащим образом оформленная справка была представлена в Инспекцию ФНС РФ при составлении протокола об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что действия ООО "Бедарев" не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, а содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Таким образом, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Алтайского края от 29.11.2007 по делу А03-8765/07-36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2008 г. N Ф04-1217/2008(1122-А03-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании