Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 мая 2008 г. N Ф04-2856/2008(4735-А27-23)
(извлечение)
Администрация Кемеровской области, в лице департамента потребительского рынка и предпринимательства Кемеровской области, (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Западно-Сибирский металлургический комбинат" (далее - ОАО "ЗСМК") к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 03.12.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.01.2008, заявление Администрации удовлетворено, ОАО "ЗСМК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В кассационной жалобе ОАО "ЗСМК" просит отменить судебные акты, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
По мнению ОАО "ЗСМК", судебными инстанциями нарушены требования пункта 2 статьи 65, пункта 2 статьи 66, пунктов 1 и 3 статьи 64, пункта 1 статьи 67, пункта 3 статьи 71, пункта 1 статьи 168, статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ОАО "ЗСМК" заявляет, что фактически не занимается деятельностью по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов, на которую имеет лицензию от 15.11.2005.
Вместе с тем, ОАО "ЗСМК" утверждает, что образовавшийся в ходе производства лом цветных металлов, используется после его размещения на специальном складе в целях производственной деятельности.
По мнению ОАО "ЗСМК", на осуществляемую им деятельность не распространяются Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370.
Департаментом потребительского рынка и предпринимательства Кемеровской области (далее - Департамент) представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы ОАО "ЗСМК".
Администрацией отзыв на кассационную жалобу не представлен.
ОАО "ЗСМК" заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие заявителя.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы ОАО "ЗСМК" и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Департамента М. от 16.10.2007 N 316 консультантом Департамента Ж. 18.10.2007 проведена плановая проверка соблюдения ОАО "ЗСМК" лицензионных требований и условий при осуществлении заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов.
В ходе проверки установлено, что ОАО "ЗСМК" осуществляет заготовку, переработку и реализацию лома цветных металлов на объекте, расположенном по адресу: г. Новокузнецк, шоссе Космическое, 16, с нарушением лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "г", "д" пункта 4, подпунктом "а" пункта 17 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766 (далее - Положение о лицензировании), пунктами 9, 11-14, 21 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370. (далее - Правила), о чем составлен акт N 073-ЛЦ 18.10.2007.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении N 46 от 23.10.2007 и направлено заявление в арбитражный суд о привлечении ОАО "ЗСМК" к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ административно наказуемым деянием признаётся осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признаётся осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Принимая судебные акты об удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что ОАО "ЗСМК" нарушается пункт 4 Положения о лицензировании, предусматривающий соблюдение лицензиатом Правил, в соответствии с требованиями статьи 13.1 Закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления".
Пунктами 1 и 2 Положения о лицензировании определен порядок лицензирования заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и не распространяется на реализацию лома цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства.
В Положении о лицензировании под заготовкой лома цветных металлов понимаются сбор, покупка лома цветных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома цветных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома цветных металлов - процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома цветных металлов, под реализацией лома цветных металлов - продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
Порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов цветных металлов на территории Российской Федерации как бытового (принятого от физических лиц), так и промышленного лома и отходов цветных металлов, определен нормами Правил.
Следовательно, при осуществлении деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов ОАО "ЗСМК" обязано было соблюдать Правила.
В силу пунктов 9, 11 указанных Правил юридическое лицо, принимающее лом и отходы цветных металлов, обязано обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность; прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по установленной форме.
Пунктом 17 Положения о лицензировании установлено, что осуществление заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов является нарушение Правил в части:
приема лома цветных металлов без составления приемо-сдаточного акта;
приема лома цветных металлов без осуществления радиационного контроля;
приема лома цветных металлов без осуществления контроля на взрывобезопасность;
Согласно пунктам 12-14, 21 Правил, указанные приемо-сдаточные акты регистрируются юридическим лицом в книге учета приемо-сдаточных актов; каждая партия отчужденных лома и отходов цветных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что у ОАО "ЗСМК" имеется лицензия на осуществление заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов от 15.11.2005 (л.д. 11).
Положением, утвержденным приказом управляющего директора ОАО "ЗСМК", установлен порядок приема лома цветных металлов от его структурных подразделений (л.д. 32-42).
Из объяснительной начальника бюро металлолома управления сырьевых поставок ОАО "ЗСМК" Г., присутствующего при проведении проверки следует, что предприятие не занимается закупом лома цветных металлов. Образовавшийся от производственной деятельности цехов лом цветных металлов сдается на собственный склад комбината и используется в дальнейшем в производственной деятельности.
Согласно акту проверки N 073-ЛЦ 18.10.2007 и протоколу об административном правонарушении N 46 от 23.10.2007 ОАО "ЗСМК" осуществляет приём лома и отходов цветных металлов без составления на каждую партию лома и цветных металлов приемо-сдаточного акта, приём лома и цветных металлов ведётся без осуществления контроля на взрывобезопасность и без осуществления радиационного контроля, отсутствуют книги учёта приёмо-сдаточных актов по установленной форме и журнал регистрации отгружённых лома и отходов цветных металлов.
Справка от 21.08.2008 N 005-140, выданная службой складского хозяйства ОАО "ЗСМК", свидетельствует лишь о том, что на складе предприятия с 27.10.2005 не производится заготовка, переработка, приобретение лома цветных металлов у сторонних организаций, а также его реализация.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно указал о том, что ОАО "ЗСМК" при осуществлении деятельности по заготовке и переработке лома и отходов цветных металлов, образовавшихся в процессе собственного производства, нарушаются лицензионные требования по соблюдению Правил.
С учетом изложенного, арбитражный суд правомерно привлек ОАО "ЗСМК" к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 40 000 рублей.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда не противоречат нормам материального и процессуального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также учитывая соблюдение порядка привлечения ОАО "ЗСМК" к административной ответственности, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.12.2007 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.01.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11019/2007-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 мая 2008 г. N Ф04-2856/2008(4735-А27-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании