Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 апреля 2008 г. N Ф04-2795/2008(4592-А46-25)
(извлечение)
Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска" (далее - ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявление о взыскании с индивидуального предпринимателя М. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2006 года и пени в общей сумме 1 587 265 руб.
Решением арбитражного суда от 30.10.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.01.2008, заявленные требования удовлетворены в части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2006 года в сумме 1 084 696 руб. В удовлетворении требований в части взыскания пени в сумме 502 569 руб. отказано. При этом суд исходил из того, что требование Пенсионного фонда РФ в части предложения уплатить задолженность по пеням не соответствует положениям действующего законодательства, кроме того, не обоснована правомерность взыскания с предпринимателя соответствующих пеней.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что предприниматель обязан уплатить пени, начисленные на сумму неуплаченных страховых взносов; сведения о сумме пеней были получены от ИФНС России по Ленинскому АО г. Омска. Считает неправомерной ссылку арбитражного суда на постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" от 26.07.2007 N 47, поскольку оно вынесено позднее выставления требования об уплате недоимки и пени.
В порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, предпринимателем представлена декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2006 года, сумма страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет, составила 1 084 696 руб. В связи с неуплатой страховых взносов за 4 квартал 2006 года у предпринимателя образовалась задолженность в размере 1 084 696 руб., на которую начислена пеня в общей сумме 502 568 руб.
В порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации Фондом было направлено требование N 46 по состоянию на 06.07.2007 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за указанный период и пени в общей сумме 1 587 265 руб.
Неисполнение в установленный срок требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, арбитражные суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6, пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В силу статьи 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пеней признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается предпринимателем, что у последнего по состоянию на 06.07.2007 имелась недоимка в размере 1 084 696 руб. по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на которую начислена спорная сумма пени.
Исходя из положений статей 2, 25 Закона N 167-ФЗ, арбитражный суд правомерно руководствовался в данном случае нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации при неуплате налогоплательщиком взноса в установленный срок требование об уплате недоимки (в том числе пени) должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты.
Статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Пункт 4 указанной статьи предусматривает, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положение закона о налоге, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, определяются в процентах и подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть неуплаченной в установленный законом срок суммы налога.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в нарушение указанных норм, а также статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ в требовании N 46 по состоянию на 06.07.2007 помимо вывода об обязанности предпринимателя уплатить пени отсутствует указание на дату, с которой производится их начисление и ставку пени, что не позволяет проверить правильность и обоснованность начисления указанных в требовании сумм пеней.
Довод Пенсионного фонда РФ о том, что требование направлено на основании данных, представленных налоговым органом, правомерно отклонен судом, поскольку данное обстоятельство не освобождает территориальный орган Пенсионного фонда РФ от обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для взыскания пени, возложенной на него статьями 65, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В свою очередь соответствующих доказательств Пенсионным фондом РФ не представлено.
Доводы Пенсионного фонда РФ о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям положений Постановления Высшего Арбитражного суда Российской федерации от 26.07.2007 N 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" ввиду придания им обратной силы, были предметом полного и всестороннего рассмотрения в суде и им была дана правильная правовая оценка.
Так, арбитражным судом обоснованно отмечено, что указанное Постановление Высшего Арбитражного суда Российской Федерации не относится к нормативно-правовым актам, устанавливающим какие-либо права и обязанности. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации законодательно наделен полномочиями по толкованию применения законодательства Российской Федерации, касающегося сфер деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации носят официальный разъяснительный характер и имеют существенное значение для правильного применения закона при разрешении конкретных дел.
Таким образом, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 47 не вводило новых норм права, а лишь разъяснило действующие законы и сложившиеся на их основе отношения.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов арбитражного суда относительно установленных обстоятельств по делу, направлены на переоценку выводов суда, оснований к чему кассационная инстанция в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2007 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2008 по делу N А46-9240/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2008 г. N Ф04-2795/2008(4592-А46-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании