Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 мая 2008 г. N Ф04-3209/2008(5465-А03-43)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Омичка" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Алтайскому краю (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) от 12.12.2007 N 85 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований общество ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку Обществом приняты все меры по соблюдению законодательства, касающегося оборота алкогольной продукции, и вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, отсутствует.
Кроме того, заявителем указывается на то, что продажа одной бутылки вина виноградного специального крепкого белого "Портвейн 999" не осуществлялась, сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства данного вина, были представлены при оставлении протокола об административном правонарушении.
По мнению заявителя в полномочия налоговых органов не входит проведение оперативной проверки, что является нарушением закона.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 25.01.2008 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Принимая решение, суд руководствовался положениями пунктов 10.2, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" пунктами 11, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, а также наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований и прекращении производства по делу.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обжалуемое решение вынесено судом первой инстанции с нарушением норм материального права, а также без учета существенных обстоятельств дела, поскольку ценники на реализуемую алкогольную продукцию были изготовлены, но отсутствовали на момент проверки по причине невнимательности продавца. Сопроводительные документы на одну бутылку вина виноградного специального крепкого белого "Портвейн 999" имелись и были представлены.
Отзыв на кассационную жалобу налоговым органом до начала судебного заседания не представлен.
В судебном заседании законный представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав законного представителя Общества, изучив материалы дела, заслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Из материалов дела следует, что на основании поручения заместителя начальника налогового органа от 17.10.2007 N 366 заместителем начальника отдела оперативного контроля Инспекции была проведена проверка принадлежащего Обществу магазина, расположенного по адресу: ул. Комсомольская, 59а в с. Волчиха, Алтайского края по вопросу соблюдения порядка реализации алкогольной продукции.
В ходе указанной проверки установлено отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции в момент проверки, а именно: счета-фактуры, товарно-транспортной накладной, справки к товарно-транспортной накладной, сертификата соответствия на вино виноградное специальное крепкое белое "Портвейн 999" емк. 0,7 л в количестве 1 бутылки производства России, дата розлива 29.12.2006.
Кроме того, до сведения потребителя не была доведена информация о наименовании и цене товара (отсутствовали ценники) на вино столовое полусладкое "72" емк. 1 л в количестве 1 бутылки, вино столовое "Анапа" белое полусладкое емк. 1 л в количестве 1 бутылки, вино виноградное специальное крепкое белое "Портвейн 999" емк. 0,7 л в количестве 1 бутылки, производства России. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 17.10.2007 N 93-07.
По результатам проверки с участием законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении от 30.11.2007 N 40-07/1 алк.
Постановлением от 12.12.2007 N 85 по делу об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятый по делу судебный акт, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ), запрещается реализация алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением установленных правил.
Согласно пункту 1 статьи 10.2 вышеуказанного Закона оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.
Из содержания пункта 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее по тексту - Правила продажи) следует, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортной алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Из смысла указанных правовых норм следует, что документы, подтверждающие легальность продажи алкогольной продукции и содержащие информацию о данной продукции, должны находиться непосредственно в торговой точке, где производится продажа алкогольной продукции для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с этими документами.
Судом установлено и из материалов дела следует, что во время проведения проверки магазина, расположенного по адресу: с. Волчиха, ул. Комсомольская, 59 а, принадлежащего Обществу, не были представлены сопроводительные документы на одну бутылку вина "Портвейн 999", подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, хотя при составлении протокола об административном правонарушении данные документы были представлены.
В соответствии с пунктом 11 Правил продажи, за продавцом закреплена обязанность своевременно в наглядной и доступной форме доводить до покупателей необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, к которой относится наименование товара, цена и условия приобретения.
Кроме того, согласно пункту 19 Правил продажи продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Из материалов дела следует, что на момент проверки магазина Общества отсутствовали ценники на вино столовое "72" полусладкое емк. 1 л в количестве 1 бутылки, вино столовое Анапа" белое полусладкое емк. 1 л в количестве 1 бутылки, вино виноградное специальное крепкое белое "Портвейн 999" емк. 0,7 л в количестве 1 бутылки, производства России.
Ответственность за нарушение этих правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Неисполнение юридическим лицом требований законодательства в области государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение, предусмотренное КоАП РФ. Работники юридического лица, к числу которых относятся продавцы, непосредственно осуществляющие действия, направленные на продажу товара, производят реализацию товара от имени данного юридического лица.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ является обоснованным.
Судом всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе Общества, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им была дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка установленных судом первой инстанции обстоятельств дела, основанных на представленных сторонами доказательствах.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.01.2008 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-21/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 мая 2008 г. N Ф04-3209/2008(5465-А03-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании