Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 30 июля 2008 г. N Ф04-4304/2008(8064-А75-14)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Югорская территориальная энергетическая компания" (далее - налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Березовского района о взыскании 10 865 636,08 руб., составляющих сумму налога на добавленную стоимость по операциям реализации электроэнергии населению Березовского района по тарифам, утвержденным решением Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа для населения проживающего в зоне централизованного электроснабжения (с учетом уточнения, заявленного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 01.11.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 04.04.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе налогоплательщик просит отменить решение от 01.11.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление от 04.04.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Заявитель полагает, что суды применили закон, не подлежащий применению, неправильно истолковали нормы законодательства, всесторонне не исследовали обстоятельства, имеющие значения для дела.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд проверяет законность и обоснованность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" тарифы на реализацию электроэнергии подлежат государственному регулированию.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению.
Решением Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.12.2006 N 177-Э "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению и потребителям, приравненным к населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в зоне децентрализованного энергоснабжения" были установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению в зоне децентрализованного энергоснабжения на уровне тарифов в зоне централизованного энергоснабжения.
Согласно Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.05.2007 N 110-п "О правилах предоставления субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов бюджетам муниципальных образований автономного округа", данные тарифы являются социально ориентированными и применяются для оплаты населением потребляемой электроэнергии и определения размера прогнозных расходов потребностей бюджетов муниципальных образований на покрытие убытков гарантирующих поставщиков в зоне децентрализованного энергоснабжения, возникающих в связи с реализацией населению услуг по вышеуказанным тарифам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителем в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий и субвенций из бюджетов допускается в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Арбитражные суды, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, отказывая в удовлетворении требований заявителя, приняли законные и обоснованные судебные акты.
Арбитражными судами установлено, что в 2007 году заявитель оказывал услуги по предоставлению электрической энергии населению, проживающему в децентрализованной зоне, по установленным государственным тарифам и получал из бюджета муниципального образования соответствующие субсидии.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, арбитражные суды исходили из того, что решением Районной Думы от 15.12.2006 N 95 ОАО "Югорская территориальная энергетическая компания" предусмотрены субсидии на покрытие убытков от реализации электрической энергии населению.
При рассмотрении спора арбитражные суды учитывали, что в данном случае денежные средства, полученные заявителем из бюджета, выделялись не на оплату подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, а на покрытие убытков, связанных с предоставлением населению услуг с применением государственного регулирования цен, поэтому эти суммы не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Судом кассационной инстанции не принимаются доводы заявителя жалобы со ссылкой на подпункт 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку исходя из установленных арбитражными судами обстоятельств дела в части получения заявителем из бюджета субсидий в связи с применением государственных регулируемых цен, подпункт 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий включение в налоговую базу сумм, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), не подлежит применению при рассмотрении данного спора.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы арбитражных судов.
Арбитражными судами были полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.11.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление от 04.04.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5324/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июля 2008 г. N Ф04-4304/2008(8064-А75-14)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании