Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 сентября 2008 г. N Ф04-4724/2008(9209-А02-43)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Никольский" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Алтай (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы нарушением порядка привлечения к административной ответственности и отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Кроме того, заявитель указывает на малозначительность совершенного административного правонарушения, поскольку сопроводительные документы на реализуемую алкогольную продукцию имелись в наличии и представлены в налоговый орган руководителем Общества до составления протокола об административном правонарушении.
Решением от 20.02.2008 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 21.04.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Принимая решение, суд исходил из положений статьей 10.2, 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", пунктов 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
При этом заявитель ссылается на то, что судами не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также на малозначительность совершенного Обществом административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя налогового органа, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, законность и обоснованность принятых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании поручения заместителя руководителя Инспекции от 18.12.2007 N 145 должностным лицом налогового органа была проведена проверка выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ) в магазине "Никольский", принадлежащем Обществу, расположенном по адресу: Республика Алтай, Майминский район, с. Кызыл, ул. Советская, 84-А.
В ходе проверки был выявлен факт отсутствия сопроводительных документов: товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (разделы "А" и "Б") на водку "Кремлевская", объемом 0.5 л., крепостью 40% по цене - 267 руб. в количестве 2 шт., с датой разлива 18.01.2005 производитель ОАО "СПИ РВВК" Россия г. Калининград.
По результатам проверки в отношении Общества составлен акт от 18.12.2007 N 00119 и вынесено определением от 18.12.2007 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
На основании выявленных в ходе проверки нарушений, налоговым органом 24.12.2007 в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 174.
Заместителем руководителя налогового органа 28.12.2007 вынесено постановления N 174, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о его отмене.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Согласно пункту 2 статье 16 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ не допускается поставка и розничная продажа алкогольной продукции без документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 вышеуказанного закона. При этом документами, подтверждающими легальность производства и оборота алкогольной продукции, являются документы, указанные в пункте 1 статьи 10.2 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1998 N 55 (далее по тексту - Правила), предусмотрено, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном законом порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии, копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащимися по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
Из содержания статьи 139 Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:
товарно-транспортную накладную;
копию справки, прилагаемую к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;
копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что документы, подтверждающие легальность продажи алкогольной продукции и содержащие информацию о данной продукции, должны находиться непосредственно в торговой точке, где производится продажа алкогольной продукции для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с этими документами.
Факт отсутствия на момент проверки налоговым органом магазина Общества документов, подтверждающих легальность оборота водки "Кремлевская" емкостью 0.5 л, производство ОАО "СПАИ РВВК" Россия г. Калининград подтверждается исследованными материалами дела и не опровергается заявителем.
Согласно части 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшего дело.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие о него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд правомерно исходил из того, что Общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил продажи алкогольной продукции, не обеспечив надлежащее нахождение в торговой точке всех необходимых документов, подтверждающих легальность производства и оборота реализуемой в розницу алкогольной продукции.
Доводам заявителя о малозначительности совершенного административного правонарушения судом первой и апелляционной инстанций дана правовая оценка.
Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела и оснований для отмены обжалуемых актов не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе Общества, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, и им была дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела, основанных на представленных сторонами доказательствах.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 20.02.2008 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 21.04.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-123/2008 (07АП-1779/08) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшего дело.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие о него меры по их соблюдению."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 сентября 2008 г. N Ф04-4724/2008(9209-А02-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании