Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 ноября 2008 г. N Ф04-7116/2008(16149-А02-32)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Иверия-ломбард" (далее по тексту -ООО "Иверия-ломбард", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Межрегиональному Управлению федеральной службы по финансовому мониторингу по Сибирскому федеральному округу (далее по тексту - Управление Росфинмониторинга) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 04-02/028-84П от 05.05.2008 по делу об административном правонарушении по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Заявленные требования мотивированы неприменением Управлением Росфинмониторинга статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как полагает Общество, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного проступка, а также устранением выявленных нарушений на момент рассмотрения административного дела.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 17.06.2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008, в удовлетворении заявленных требований Общества отказано по мотиву необоснованности, формального состава вменяемого правонарушения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление суда, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а именно статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение норм процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росфинмониторинга просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, считает судебные акты по делу обоснованными и законными.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Из материалов дела следует, что 24.03.2008 Прокурором г. Горно-Алтайска принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы переданы для рассмотрения в Управление Росфинмониторинга.
Управлением Росфинмониторинга в отношении Общества принято оспариваемое постановление N 04-02/028-84П от 05.05.2008 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Основанием для привлечения к ответственности послужили факты не выполнения Обществом, осуществляющим ломбардную деятельность, требований статьи 5 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту - Закон N 115-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения Правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом", а также Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28.
Нарушение выразилось в том, что Обществом не были разработаны и утверждены правила внутреннего контроля и на учете в Управлении Росфинмониторинга Общество не состояло.
Считая оспариваемое постановление необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявления, исходили из того, что Обществом не были выполнены требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение и постановление суда апелляционной инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального и процессуального права.
Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" установлены сроки утверждения правил внутреннего контроля и представления этих правил на согласование в соответствующий уполномоченный орган.
Пунктом 1 указанного Постановления предусмотрено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.
Согласно пункту 2 этого же Постановления правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, предусмотренных пунктом 2 названной статьи, в том числе, получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга). Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.
По своему правовому статусу в силу статьи 5 Закона N 115-ФЗ Общество является организацией, обязанной сообщать сведения о проводимых операциях.
Факт совершения Обществом вменяемого административного правонарушения, выразившегося в нарушении сроков утверждения и направления на согласование правил внутреннего контроля установлен судами, подтвержден материалами дела и по существу Обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о правомерном привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Общества о наличии оснований для освобождения его от административной ответственности в силу малозначительности правонарушения несостоятелен и обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, которые правомерно не применили в отношении Общества статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Общество не исполнило обязанность по соблюдению законодательства о легализации доходов с момента своего создания.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является посягательство на установленный порядок в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, в частности на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
С учетом установленных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и обоснованно отказали Обществу в применении положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судами правильно установлено, что обстоятельства, являющиеся основанием для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не относятся к смягчающим вину обстоятельствам, которые рассматриваются административным органом при назначении наказания.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела, и у суда кассационной инстанции не имеется оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.06.2008 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по делу N А02-547/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иверия-ломбард" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2008 г. N Ф04-7116/2008(16149-А02-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании