Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 декабря 2008 г. N Ф04-7866/2008(17856-А81-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью Торговая компания "Абсолют" (далее - ООО "ТК "Абсолют", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - налоговый орган, Инспекция) об отмене постановления от 04.05.2008 N 131 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы нарушением налоговым органом порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Решением от 07.07.2008 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2008, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом нормы материального права. Инспекция заявляет, что Общество надлежащим образом было уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Общество представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, законность и обоснованность принятых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Материалами дела установлено, что 24.03.2008 Инспекцией была проведена проверка соблюдения исполнения Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту - Закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ) в магазине "Абсолют - 3", принадлежащем Обществу, расположенном по адресу: г. Ноябрьск, ул. Магистральная, 97.
На основании результатов проверки 22.04.2008 должностным лицом налогового органа составлен протокол об административном правонарушении N 118, из которого следует о нарушении Обществом требований пункта 5 статьи 16, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и пункта 137 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее по тексту - Правила продажи отдельных видов товаров).
Постановлением Инспекции от 04.05.2008 N 131 по делу об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о его отмене.
Принимая решение, арбитражные суды исходили из того, что налоговым органом были допущены существенные нарушения процессуальных требований при привлечении Общества к административной ответственности, а именно - составление протокола об административном правонарушении в отсутствии законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, неизвещения законного представителя о времени и месте составления данного протокола .
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального права.
Из положений части 2 статьи 28.2 КоАП РФ следует, что составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя, которому разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствии. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, полномочия которого подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Судом установлено и из материалов дела следует, что для составления протокола об административном правонарушении законный представитель приглашался на 08.04.2008 к 10 час, однако указанный протокол составлен - 22.04.2008.
Доказательств надлежащего уведомления законного представителя Общества о составлении протокола об административном правонарушении налоговым органом не представлено.
В силу правовой позиции, изложенной в пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах арбитражными судами сделан правомерный вывод о незаконности оспариваемого Обществом постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы налогового направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, которые исследованы судами обеих инстанцией и получивших соответствующую оценку.
У суда кассационной инстанции, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.07.2008 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 18.09.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-2003/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2008 г. N Ф04-7866/2008(17856-А81-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании