Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 декабря 2008 г. N Ф04-8001/2008(18330-А45-6)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Гилевский элеватор" (далее - Элеватор) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу, г. Новосибирск, (далее - Управление Росрезерва) о признании незаконными действий по взысканию штрафных санкций в сумме 4 175 340 рублей; о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения от 05.02.2008 N 2 на сумму 4 175 340 рублей и об обязании Управления Росрезерва произвести возврат Элеватору денежных средств в сумме 1 995 934,26 рубля.
Решением арбитражного суда от 07.08.2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2008, заявленные Элеватором требования удовлетворены в части. Признаны незаконными действия Управления Росрезерва по взысканию с Элеватора штрафа в сумме 700 996,56 рубля, признано не подлежащим исполнению инкассовое поручение Управления Росрезерва от 05.02.2008 N 2 в части суммы 700 996,56 рубля.
Арбитражный суд исходил из того, что сумма штрафа, указанная в инкассовом поручении от 05.02.2008 N 2 завышена на 700 996,56 рубля.
В кассационной жалобе Элеватор просит отменить решение арбитражного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм процессуального права. Элеватор считает, что арбитражный суд не дал оценки его доводам о несоблюдении Управлением Росрезерва порядка привлечения к ответственности и взыскания штрафных санкций. Указывает, что в актах проверки пункта ответственного хранения Элеватора от 14.11.2007 говорится только о необходимости восстановления самовольно израсходованной пшеницы в месячный срок и вопрос о применении штрафных санкций поставлен в зависимость от выполнения этого указания. Элеватор считает, что дважды подвергнут привлечению к ответственности за одни и те же действия.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления Росрезерва к началу судебного заседания не поступил, однако поступило ходатайство об отложении слушания дела в связи с подачей им 16.12.2008 кассационной жалобы и отсутствии денежных средств на командировочные расходы.
В удовлетворении ходатайства об отложении слушания дела отказано, поскольку кассационная жалоба определением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.12.2008 возвращена Управлению Росрезерва, а отсутствие денежных средств не является бесспорным основанием для отложения дела слушанием.
В судебном заседании представитель Элеватора поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что на основании служебного задания от 06.11.2007 Управлением Росрезерва проведена проверка пункта ответственного хранения Элеватора. В ходе проверки была установлена недостача пшеницы госрезерва в размере 20 200 т.
По результатам проверки Управлением Росрезерва составлены акт проверки от 14.11.2007 и акт об установлении самовольного расходования зерна государственного резерва от 14.11.2007, руководству Элеватора предложено провести ряд мероприятий, в том числе в месячный срок восстановить самовольно израсходованную пшеницу государственного резерва в количестве 20 000 т. В случае невыполнения вынесенных Управлением Росрезерва предложений в установленный ему срок к Элеватору будут применены штрафные санкции в соответствии с Федеральным законом "О государственном материальном резерве". Учитывая изложенное, Управление Росрезерва выставило Элеватору к оплате инкассовое поручение от 28.11.2007 N 8 о взыскании штрафных санкций в размере 590 850 рублей за период с 14.11.2007 по 28.11.2007. В связи с тем, что проверкой факт недостачи зерна госрезерва был установлен по состоянию на 31.07.2007 Управлением Росрезерва сделан перерасчет штрафных санкций за период с 31.07.2007 по 28.11.2007 и выставлено инкассовое поручение от 05.02.2008 N 2 на сумму 4 175 340 рублей с учетом факта оплаты Элеватором суммы 590 850 рублей.
Элеватор, не согласившись с тем, что с его расчетного счета на основании инкассового поручения от 05.02.2008 N 2 были списаны в бесспорном порядке денежные средства в сумме 1 995 934,26 рубля, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленные Элеватором требования о признании незаконными действий Управления Росрезерва по взысканию штрафа в сумме 700 996,56 рубля и признании не подлежащим исполнению инкассового поручения от 05.02.2008 N 2 в части суммы 700 996,56 рубля, принял законный и обоснованный судебный акт, исходя из следующих норм права и обстоятельств дела.
Согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" в составе государственного резерва образуется неснижаемый запас материальных ценностей (постоянно поддерживаемый объем их хранения).
Номенклатура и объем материальных ценностей, подлежащих хранению в неснижаемом запасе государственного резерва, а также порядок использования неснижаемого запаса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 8 статьи 16 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" за необеспечение количественной сохранности материальных ценностей государственного резерва с организаций - ответственных хранителей взыскиваются пени в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости недостающих материальных ценностей за каждый день до полного восстановления их запасов в государственном резерве.
Согласно пункту 16 статьи 16 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" взыскание неустоек, предусмотренных пунктами 2, 3, 4, 5, 8 и 12 настоящей статьи, осуществляется в бесспорном порядке.
Приказом Федерального агентства по государственным резервам от 30.03.2007 N38 "Об утверждении порядка ведения бюджетного учета в бюджетных учреждениях системы государственного материального резерва" установлено, что при определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что 28.08.1996 между Элеватором и Западно-Сибирским территориальным управлением Роскомрезерва был заключен договор N 1/13 ответственного хранения государственного резерва хлебопродуктов.
Из пункта 4.2 договора от 28.08.1996 N 1/13 следует, что Элеватор обязан обеспечивать неприкосновенность, полную количественную и качественную сохранность хлебопродуктов госрезерва и не вправе без наряда органа госрезерва, пользоваться для собственных нужд переданными ему на хранение хлебопродуктами госрезерва, а также не имеет права самостоятельно заключать в отношении хлебопродуктов госрезерва сделки купли, продажи, обмена, аренды и отчуждения их в любых формах, включая акционирование.
Арбитражным судом установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается установление Управлением Росрезерва на 31.07.2007 факта недостачи 20 200 т пшеницы.
Из материалов дела следует, что согласно информации Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю от 24.03.2008 N 22-15/1235 средняя цена реализации сельскохозяйственными организациями Алтайского края пшеницы в ноябре 2007 года с учетом налога на добавленную стоимость составила 5 544 рублей за 1 т.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу, что сумма штрафа, рассчитанную исходя из рыночной стоимости пшеницы, указанной органами государственной статистики, составляет 3 474 343,44 рубля за период с 31.07.2007 по 28.11.2007.
Таким образом, арбитражный суд правомерно пришел к выводу о завышении Управлением Росрезерва суммы штрафных санкций на 700 996,56 рубля и удовлетворил заявленные Элеватором требования в части указанной суммы завышенных штрафных санкций.
Доводы кассационной жалобы Элеватора о восстановлении недостачи зерна до истечения сроков, установленных Управлением Росрезерва, не влияют на правильность принятия обжалуемых судебных актов, поскольку обязанность уплаты штрафных санкций в данном случае вытекает из положений Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" и обстоятельств обнаружения недостачи зерна госрезерва, находящегося на хранении у Элеватора на основании договора от 28.08.1996 N 1/13, зафиксированных актом проверки от 14.11.2007 и актом об установлении самовольного расходования зерна государственного резерва от 14.11.2007, которые Элеватором не оспариваются. Доводы, об образовании недостачи зерна в связи с зараженностью вредителями, Элеватор в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документально не подтвердил.
Не принимаются во внимание доводы Элеватора о том, что арбитражные суды не учли при рассмотрении дела утрату силы пункта 15 статьи 16 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве". Из инкассового поручения от 05.02.2008 N 2 следует, что штрафные санкции начислены в соответствии с пунктами 8 и 6 статьи 16 настоящего Федерального закона (т.1 л.д. 50).
Противоречат материалам дела доводы Элеватора о повторном взыскании штрафных санкций. Арбитражным судом установлено, что Управлением Росрезерва факт оплаты пени в сумме 590 850 рублей по инкассовому поручению от 28.11.2007 N 8 был учтен при пересчете штрафных санкций за период с 31.07.2007 по 28.11.2007.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
В связи с тем, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, расходы по государственной пошлине за ее рассмотрение относятся на Элеватор.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.08.2008 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2008 по делу N А45-3351/08-24/84(07АП-5801/08) оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 декабря 2008 г. N Ф04-8001/2008(18330-А45-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании