Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 января 2009 г. N Ф04-8172/2008(18854-А70-6)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 10", г. Челябинск, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области, г. Тюмень, выразившихся в уклонении от предоставления в собственность земельный участок с кадастровым номером 72:23:04 32 003:0039, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, 196.
Решением арбитражного суда от 30.06.2008, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области, г. Тюмень, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований, указывая, что непредставление Обществом документов, подтверждающих факт отчуждения объектов из федеральной собственности, исключает возможность осуществления Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области, г. Тюмень, полномочий по предоставлению Обществу земельного участка, а осуществление продажи земельных участков не входит в его компетенцию.
До начала судебного заседания Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области, г. Тюмень, обратилось с ходатайством о замене стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произвел замену Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области, г. Тюмень, на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области, г. Тюмень, (далее - Управление Росимущества), в связи с преобразованием заинтересованного лица.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения судебные акты.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 29.11.2007 Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка из земель населенных пунктов площадью 86 000 м2, кадастровый номер 72:23:04 32 003:0039, расположенный по адресу: г. Тюмень, ул. Широтная, 196.
Письмом от 22.01.2008 N 221/01 Управление Росимущества сообщило Обществу о том, что документы по предоставлению в собственность земельного участка приняты, но будут рассмотрены лишь при поступлении нормативных документов, устанавливающих порядок приобретения земельных участков.
04.03.2008 в адрес Общества поступило письмо Управления Росимущества от 27.02.2008 N 890/03, содержащее информацию о том, что работа по подготовке документов к выкупу земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, временно приостановлена. Кроме того, в письме указано на отсутствие полномочий для подготовки договоров купли-продажи земельных участков.
Общество, не согласившись с данными действиями Управления Росимущества, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленные Обществом требования, а Восьмой арбитражный суд, оставив без изменения решение арбитражного суда, приняли законные и обоснованные судебные акты.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 настоящего Кодекса заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Таким органом исполнительной власти является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
На момент подачи Обществом заявления о предоставлении земельного участка действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом", согласно пункту 2 которого Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В силу пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного вышеназванным Постановлением, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 1 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Тюменской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Арбитражным судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Обществу принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости: линейное сооружение - незавершенная строительством кабельная линия КЛ-6кВ; линейное сооружение - водопроводная сеть незавершенная строительством из стальных труб диаметром 100 мм, включающая в себя 6 смотровых колодцев, протяженностью 932,7 м; незавершенное строительством нежилое строение, литера А2; незавершенное строительством нежилое 1-этажное кирпичное строение, литера A3; незавершенное строительством нежилое строение (теплица), литера А; незавершенное строительством нежилое строение, литера А1.
Земельный участок с кадастровым номером 72:23:04 32 003:0039 входит в Перечень N 71:508 земельных участков, расположенных на территории Тюменской области и в границах г. Тюмени, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 N 1108-р.
Факт принадлежности земельного участка Российской Федерации подтверждается и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.05.2007 N 01/094/2007-299.
Управление Росимущества не приняло решение о предоставлении Обществу земельного участка.
Восьмой арбитражный апелляционный суд обоснованно согласился с выводами арбитражного суда первой инстанции о том, что Управление Росимущества является исполнительным органом государственной власти, который уполномочен готовить проекты договоров купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Доводам Управления Росимущества о том, что осуществление продажи, в том числе заключение договоров купли-продажи земельных участков не входит в его компетенцию, Восьмой арбитражный апелляционный суд дал правильную оценку, с учетом Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области.
В силу изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Поскольку кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Управление Росимущства.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.06.2008 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 по делу N А70-1973/29-2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2009 г. N Ф04-8172/2008(18854-А70-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании