город Омск
25 сентября 2008 г. |
Дело N А70-1973/29-2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радько Ф.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4175/2008) Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.06.2008 по делу N А70-1973/29-2008 (судья Тихомиров В.В.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 10"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 10" - Лысова И.Б. (доверенность от 26.12.2007 N 796 действительна до 31.12.2008);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Решением от 30.06.2008 по делу N А70-1973/29-2008 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил требование открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 10" (далее по тексту - ОАО "ТГК-10", общество, заявитель), признал незаконными и несоответствующими Земельному кодексу Российской Федерации действия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области (далее - Управление Росимущества по Тюменской области, Территориальное управление, податель жалобы), выразившиеся в уклонении от представления в собственность ОАО "ТГК-10" земельного участка, кадастровый номер 72:23:04 32 003:0039, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Широтная, 196.
Суд обязал Управление Росимущества по Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
По мнению суда первой инстанции, заявитель правомерно обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность вышеназванного земельного участка, поскольку таковое обладает полномочиями на предоставление земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, в собственность.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области в апелляционной жалобе просит решение от 30.06.2008 по делу N А70-1973/29-2008 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "ТГК-10" по следующим основаниям.
1. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 положения, утвержденного Приказом Росимущества N 37 от 01.02.2005, Управление Росимущества по Тюменской области в установленном порядке принимает решение о предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами из федеральной собственности.
При этом, обществом документы, подтверждающие факт отчуждения объектов, расположенных на данном земельном участке, из федеральной собственности, в адрес Территориального управления не предоставлялись; отсутствие указанных документов исключает возможность осуществления со стороны Управления Росимущества по Тюменской области полномочий в установленной сфере деятельности.
2. В представленных заявителем документах отсутствуют документы, свидетельствующие о принадлежности общества к группе лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", что исключает возможность продажи земельного участка по цене в пределах двух с половиной процентов его кадастровой стоимости.
Кроме того, ОАО "ТГК-10" не представлен официальный документ о кадастровой стоимости данного земельного участка (справка о кадастровой стоимости).
3. В соответствии с пунктом 1 Порядка, утвержденного распоряжением Минимущества Российской Федерации и Российского фонда федерального имущества от 21.08.2002 N 2881-р/153, к распоряжению о приватизации земельного участка должны прилагаться также копии документов, подтверждающих размер площади здания, строения и сооружения, которыми являются технические паспорта. Указанные документы обществом не представлены.
4. Осуществление продажи (в том числе заключение договоров купли-продажи) земельных участков не входит в компетенцию Управления Росимущества по Тюменской области в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Росимущества N 37 от 01.02.2005. Обязанность по осуществлению действий по заключению договора купли-продажи земельного участка, как того требует ОАО "ТГК-10", не может быть возложена судом на Управление.
ОАО "ТГК-10" согласно представленному в суд отзыву считает необходимым оставить решение от 30.06.2008 по делу N А70-1973/29-2008 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления Росимущества по Тюменской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ОАО "ТГК-10" поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя ОАО "ТГК-10", изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
29.11.2007 ОАО "ТГК-10" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка из земель населенных пунктов площадью 86 000 кв.м., кадастровый номер 72:23:04 32 003:0039 (лист дела 13-17, 18), расположенный по адресу: г.Тюмень, ул.Широтная, 196.
Письмом N 221/01 от 22.01.2008 (лист дела 20) Управление сообщило обществу о том, что документы по предоставлению в собственность земельного участка приняты, но будут рассмотрены лишь при поступлении нормативных документов, устанавливающих порядок приобретения земельных участков.
04.03.2008 в адрес ОАО "ТГК-10" поступило письмо Управления Росимущества по Тюменской области N 890/03 от 27.02.2008 (лист дела 21-22), содержащее информацию о том, что работа по подготовке документов к выкупу земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, временно приостановлена. Управление в письме указало на отсутствие полномочий для подготовки договоров купли-продажи земельных участков.
17.04.2008 ОАО "ТГК-10" обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Решением от 30.06.2008 по делу N А70-1973/29-2008 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил заявленное требование, признал незаконными и несоответствующими Земельному кодексу Российской Федерации действия Управления Росимущества по Тюменской области, выразившиеся в уклонении от представления в собственность ОАО "ТГК-10" земельного участка.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Таким органом исполнительной власти является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
На момент подачи ОАО "ТГК-10" заявления на предоставление земельного участка (29.11.2007) действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом", согласно пункту 2 которого Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного вышеназванным постановлением, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
При этом согласно пункту 1 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Тюменской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Судом первой инстанции установлено, что ОАО "ТГК-10" принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости: линейное сооружение - незавершенная строительством кабельная линия КЛ - 6 кВ; линейное сооружение - водопроводная сеть (незавершенная строительством) из стальных труб диаметром 100 мм, включающая в себя 6 смотровых колодцев, протяженностью 932,7 м; незавершенное строительством нежилое строение, литера А2; незавершенное строительством нежилое 1-этажное кирпичное строением, литера A3; незавершенное строительством нежилое строение (теплица), литера А; незавершенное строительством нежилое строение, литера А1.
Данное обстоятельство подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права 72 НК 565331 от 23.01.2007, 72 НК 300387 от 25.01.2007, 72 НК 300393 от 25.01.2007, 72 Налогового кодекса Российской Федерации 300391 от 25.01.2007, 72 НК 300389 от 25.01.2007, 72 НК 300392 от 25.01.2007 (лист дела 7-12).
Земельный участок с кадастровым номером 72:23:04 32 003:0039 входит в Перечень N 71:508 земельных участков, расположенных на территории Тюменской области и в границах г.Тюмени, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2005 N 1108-р.
Факт принадлежности земельного участка Российской Федерации подтверждается и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/094/2007-299 от 24.05.2007 (лист дела 56).
29.11.2007 общество обратилось в Управление Росимущества по Тюменской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка из земель населенных пунктов площадью 86 000 кв.м., кадастровый номер 72:23:04 32 003:0039 (см. кадастровый план земельного участка - лист дела 13-17), расположенный по адресу: г.Тюмень, ул.Широтная, 196.
Однако, до настоящего момента решение о предоставлении участка не принято.
Суд апелляционной инстанции считает верным вывод суда первой инстанции о том, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области является исполнительным органом государственной власти, который уполномочен готовить проекты договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности.
При этом несостоятельным является довод Управления о том, что осуществление продажи (в том числе заключение договоров купли-продажи) земельных участков не входит в компетенцию Управления Росимущества по Тюменской области в соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 раздела II Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Тюменской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
На основании вышеизложенного не может быть принят судом апелляционной инстанции довод жалобы со ссылкой на подпункт 6 раздела II Положения, согласно которому Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области в установленном порядке принимает решение о предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами из федеральной собственности. Как указано в жалобе, обществом документы, подтверждающие факт отчуждения объектов недвижимости из федеральной собственности в адрес Территориального управления не были представлены; что исключает возможность осуществления со стороны Управления Росимущества по Тюменской области полномочий в установленной сфере деятельности.
Что касается отсутствия в приложении к заявлению документов, свидетельствующих о принадлежности общества к группе лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", что исключает возможность продажи земельного участка по цене в пределах двух с половиной процентов его кадастровой стоимости, можно отметить следующее.
Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" посвящен порядку определения цены земельного участка.
Однако, предметом рассмотрения в данном случае являются действия Управления Росимущества по Тюменской области, выразившиеся в уклонении от представления в собственность ОАО "ТГК-10" земельного участка, кадастровый номер 72:23:04 32 003:0039, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул.Широтная, 196. Порядок определения цены земельного участка в данном случае не имеет отношения к предмету спора.
Кроме того, необходимо отметить, что перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
Согласно перечню к заявлению прилагаются:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.3 и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре));
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Судом первой инстанции установлено, что обществом вместе с заявлением были представлены все необходимые документы (лист дела 19).
Следовательно, говорить о непредставлении ОАО "ТГК-10" документов, свидетельствующих о принадлежности общества к группе лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", нецелесообразно.
Не принимается и довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с пунктом 1 Порядка, утвержденного распоряжением Минимущества Российской Федерации и Российского фонда федерального имущества от 21.08.2002 N 2881-р/153, к распоряжению о приватизации земельного участка должны прилагаться также копии документов, подтверждающих размер площади здания, строения и сооружения, которыми являются технические паспорта; указанные документы обществом не представлены.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В данном случае такой перечень утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.
При таких обстоятельствах, решение от 30.06.2008 по делу А70-1973/29-2008 является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.06.2008 по делу А70-1973/29-2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Омска без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1973/29-2008
Истец: Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N10"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области