Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 января 2009 г. N Ф04-8132/2008(18754-А70-27)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Авто" (далее по тексту ООО "Транс-Авто", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Тюменской таможне о признании незаконным требования от 07.02.2008 предоставить: документы, подтверждающие:
- соответствия ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств национальным стандартам,
- соответствия требованиям специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территорию Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609.
Решением от 15.07.2008 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 30.09.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Принимая решение, Арбитражный суд Тюменской области применил статью 158 Таможенного кодекса Российской Федерации и пункт 3 специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территорию Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, оставляя решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения, применил пункт 1 статьи 14, статьи 66, 149 и 158 Таможенного кодекса Российской Федерации, подпункт "п" пункта 1 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного приказом ФТС Российской Федерации от 25.04.2007 N 536, подпункт "в" пункта 1 приложения N 2 к вышеуказанному Перечню, Федеральный закон РФ от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", постановление Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов", письма ФТС России N 01-06/49862 от 26.12.2007 "О таможенном оформлении транспортных средств и порядке выдачи на них ПТС", от 19.02.2007 N 01-06/5905 "О подтверждении экологического класса автомобильной техники".
В кассационной жалобе ООО "Транс-Авто" просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить
По мнению Общества, арбитражные суды допустили нарушение норм материального права, выразившееся в неправильном применении к рассматриваемому спору положений специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609 (далее - специальный технический регламент).
Ссылаясь на положения статьей 209, 210 и 211 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также на положение пункта 2 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), Общество считает, что действие специального технического регламента не распространяется на таможенный режим "временного ввоза", под которым автомобили были заявлены.
В отзыве на кассационную жалобу Тюменская таможня отклоняет доводы кассационной жалобы, считая их ошибочными. Ссылается на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ООО "Транс-Авто" по договору аренды от 17.12.2007 N 7 арендует у собственника (Республика Казахстан) сроком на десять месяцев автомобили КАМАЗ с экипажем.
Подав в феврале 2008 года грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД), ООО "Транс-Авто" заявило указанные транспортные средства под режим временного ввоза до 1 декабря 2008 года.
В ходе таможенного оформления заявленных транспортных средств Тюменской таможней Обществу выставлено требование от 07.02.2008, в котором указано на отсутствие в пакете документов к ГТД информации об экологическом классе автотранспорта, подтверждающей соответствие требованиям специального технического регламента, и предложено декларанту представить в таможню документы, подтверждающие соответствие товара национальным стандартам и требованиям специального технического регламента.
Не согласившись с требованием Тюменской таможни от 07.02.2008, ООО "Транс-Авто" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного ООО "Транс-Авто" требования, арбитражные суды пришли к выводу о том, что оспариваемое требование Тюменской таможни в полной мере соответствует законам и иным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы ООО "Транс-Авто".
Арбитражный суд кассационной инстанции считает указанный вывод ошибочным, противоречащим нормам материального права.
Пунктом 22 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.
Согласно статье 15 Таможенного кодекса Российской Федерации никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом. После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.
В соответствии со статьей 63 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Арбитражными судами установлено, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что Общество арендуемые автомобили заявило для таможенного оформления в режиме временного ввоза.
Арбитражный суд и арбиражный апелляционный суд, применяя вышеуказанные нормативные акты и, принимая решение и постановление, не приняли во внимание то обстоятельства, что все они связаны с определением (изменением) технических характеристик, данные о которых вносятся в паспорт транспортного средства, как необходимые для регистрации транспортного средства.
Так, согласно пункту 7 специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территорию Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" сведения об экологическом классе вносятся в действующие на территории Российской Федерации документы, идентифицирующие автомобильную технику.
Из разъяснений ФТС России, изложенных в письме от 19.02.2007 N 01-06/5905 о подтверждении экологического класса автомобильной техники следует, что таможенное оформление и выпуск новой автомобильной техники, ввозимой юридическими и физическими лицами не для личных целей, производится при одновременном представлении с таможенной декларацией одобрения типа транспортного средства, в котором отражена информация об экологическом классе автотранспортного средства.
В остальных случаях при таможенном оформлении ввозимой автомобильной техники представление документов, подтверждающих соблюдение регламента, не требуется.
В соответствии с совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, ФТС России от 24.08.2006 N 659/192/840 "О внесении дополнений в Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэконоразвития России от 23.06.2005 N 469/192/134" сведения об экологическом классе автотранспортных средств в обязательном порядке вносятся в ПТС.
При этом таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании информации, представленной Минпромэнерго России, а в случае ее отсутствия рекомендуют заинтересованным лицам подтверждать экологический класс автотранспортных средств сертификатами соответствия, выдаваемыми аккредитованными органами сертификации.
Из материалов дела следует, что ввозимые арендованные автомобили зарегистрированы в Республике Казахстан, имеют свидетельства о регистрации транспортного средства, что не отрицается лицами, участвующими в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции.
Согласно статье 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства.
Продукция, определяемая в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 настоящей статьи, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемая под таможенные режимы, которыми не предусмотрена возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами Российской Федерации на территорию Российской Федерации без представления указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи документов о соответствии.
Ссылка арбитражного апелляционного суда на постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 является ошибочной, поскольку согласно Правилам по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных этим постановлением, предусмотренный Правилами порядок сертификации механических транспортных средств не распространяется на транспортные средства, бывшие в эксплуатации (в употреблении), то есть ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или территории других стран.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ввозимые транспортные средства ранее не эксплуатировались, не были зарегистрированы и ввзились с целью отчуждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 102, 110, пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.07.2008 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 30.09.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N 70-2292/8-2008 отменить. Принять по делу новый судебный акт.Требования ООО "Транс - Авто" удовлетворить.
Требование Тюменской таможни от 07.09.2008 признать незаконным.
Взыскать с Тюменской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Транс-Авто" г. Тюмень, ул. Демократическая, 22, ИНН:7203205856, КПП:720301991 государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 января 2009 г. N Ф04-8132/2008(18754-А70-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании