Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 февраля 2009 г. N Ф04-646/2009(51-А45-32)
(извлечение)
Новосибирский транспортный прокурор (далее по тексту - прокурор) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Новосибирский жировой комбинат" (далее по тексту - ОАО "НЖК", Общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что Общество осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии, чем нарушает требования подпункта 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положения о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134.
Решением от 15.09.2008 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 12.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано по мотиву нарушения порядка привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В кассационной жалобе ОАО "Новосибирский жировой комбинат", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит постановление апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Полагает, что суд апелляционной инстанции неправомерно признал вывод суда первой инстанции об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Общества необоснованным, поскольку на действия Общества по сливу опасных грузов, учитывая систему слива и транспортировки опасных грузов, распространяется действие лицензии N ЭХ-60-000178 (Х) от 27.06.2006, выданной Обществу на эксплуатацию химически опасных производственных объектов.
Общество считает, что слив опасного груза из цистерн по трубе системы слива непосредственно в склад - хранилище является транспортированием, а не выгрузкой, поэтому иных лицензий на погрузку-выгрузку не требуется.
Отзыва на кассационную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные к кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что прокурором на основании поступившей информации от Сибирского управления государственного железнодорожного надзора была проведена проверка ОАО "НЖК".
В ходе проверки установлено, что Общество, осуществляя выгрузку, а именно слив опасных грузов из поступивших цистерн на железнодорожных путях необщего пользования, осуществляет указанную погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии.
По данному факту прокурором 12.08.2008 возбуждено в отношении ОАО "НЖК" производство об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление направлено в арбитражный суд для рассмотрения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из того, что в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, прокурором нарушен порядок привлечения к ответственности.
По мнению суда первой инстанции, на действия Общества по сливу опасных грузов, учитывая систему слива и транспортировки опасных веществ, распространяется действие Лицензии N ЭХ-60-000178 (Х) от 27.06.2006, выданной Обществу на эксплуатацию химически опасных производственных объектов.
Суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции в части отсутствия состава административного правонарушения, установив факт осуществления Обществом погрузочно-разгрузочных работ опасного груза на железнодорожном транспорте без лицензии, которая должна быть получена в силу закона не только на эксплуатацию опасных объектов, но и на погрузо-разгрузочные работы, осуществляемые с опасными грузами.
Арбитражный суд исходил из положений подпункта 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон N 128-ФЗ), которым предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте является видом деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со статьей 2 Закона N 128-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяет опасный груз - как груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Согласно Уставу ОАО "НЖК" одним из основных видов деятельности Общества является производство масложировой продукции (в том числе мыла).
В период с января 2007 года по июль 2008 года Общество являлось грузополучателем опасных грузов: натрия гидроксида и серной кислоты - в количестве 39 цистерн; осуществляло выгрузку из вагонов указанных опасных грузов.
Цистерна с опасным грузом натрия гидроксид (аварийная карта N 809) согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭС 711483 была подана на железнодорожные пути необщего пользования ОАО "НЖК" 28.07.2008, расположенные по адресу: г. Новосибирск, ул. С. Шамшиных, 94, где была произведена выгрузка (слив) опасного груза из цистерны силами и средствами ОАО "НЖК" с целью использования для нужд производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что лицензии на вышеуказанный вид деятельности у Общества не имеется. Обществом не отрицается факт того, что оно осуществляет погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами на железнодорожном транспорте и указывает на то, что данный вид деятельности оно осуществляет на основании лицензии N ЭХ-60-000178 (Х) от 27.06.2006, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Однако, выданная Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Обществу лицензия не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно железнодорожного транспорта.
Она распространяется на действия Общества по эксплуатации химически опасных производственных объектов, а именно тех, на которых получаются, производятся, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие характеристики, установленные пунктом 1 приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов (л.д.99).
Между тем, лицензирование погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, которым в данном случае был доставлен опасный груз в адрес Общества, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
В соответствии с положениями Закона N 128-ФЗ лицензия требуется на каждый вид лицензируемой деятельности. Из материалов настоящего дела следует, что Общество не только эксплуатирует опасные производственные объекты, но и осуществляет выгрузку химического сырья для своего производства, транспортируемого железнодорожным транспортом.
Следовательно, довод Общества о достаточности наличия у него вышеуказанной лицензии на эксплуатацию объекта, не основан на законе и подлежит отклонению.
Суд кассационной инстанции считает вывод суда апелляционной инстанции о событии вменяемого Обществу административного правонарушения правильным, постановление по делу - законным и обоснованным, исходя из установленных обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ошибочный вывод суда первой инстанции в части обстоятельства о событии правонарушения, учитывая нарушение административным органом порядка привлечения к административной ответственности, в целом не привел к принятию по существу неправильного решения по данному делу.
Арбитражный суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, и им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу, установленные обстоятельства и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая, что в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не взимается, ошибочно уплаченная открытым акционерным обществом "Новосибирский жировой комбинат" сумма 1 000 рублей платежным поручением N 6894 от 19.12.2008 подлежит возврату из Федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 12.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-11990/2008-52/276 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Новосибирский жировой комбинат" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Новосибирский жировой комбинат" из Федерального бюджета 1 000 (одну тысячу) рублей ошибочно уплаченной государственной пошлины. Справку выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2009 г. N Ф04-646/2009(51-А45-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании