г. Томск |
Дело N 07АП- 6343/08 |
12 ноября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Ждановой Л.И., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Новосибирской транспортной прокуратуры
на Решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 15.09.2008г. по делу N А45-11990/2008-52/276 (судья Абаимова Т.В.)
по заявлению Новосибирской транспортной прокуратуры
к ОАО "Новосибирский жировой комбинат"
о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Новосибирский транспортный прокурор (далее Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к открытому акционерному обществу "Новосибирский жировой комбинат" (далее ОАО "Новосибирский жировой комбинат", Общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 15.09.2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Прокурор обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в том числе по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права: лицензия на эксплуатацию химически опасных производственных объектов не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; генеральный директор ООО "УК Солнечные продукты" (единоличный исполнительный орган ОАО "Новосибирский жировой комбинат" согласно договора N 089/07-07 от 05.07.07г.) Иванов С.Н. уведомлен письмом, направленным по факсу о времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 06.11.2008г.) возражает против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными, указав, что суд сделал правильный вывод о том, что на действия Общества по сливу опасных грузов распространяется действие лицензии N ЭХ-60-000178(Х) от 27.06.2006г., выданной обществу на эксплуатацию химически опасных производственных объектов; заявителем не представлено в суд доказательств надлежащего уведомления единоличного исполнительного органа ОАО "Новосибирский жировой комбинат" о необходимости участия в вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Общества (о времени и месте составления протокола об административном правонарушении); на дату вынесения определения о принятии апелляционной жалобы к производству срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч.3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15.09.2008г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Новосибирской транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки в ОАО "Новосибирский жировой комбинат" в связи с поступлением информации от начальника Сибирского управления государственного железнодорожного надзора установлено нарушение, выразившиеся в отсутствии лицензии на осуществляемый вид деятельности погрузочно - разгрузочные работы применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, образующее состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, что послужило основанием для обращения Прокурора в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия у Общества лицензии на эксплуатацию химически опасных объектов, распространяющейся на действия общества по сливу опасных грузов, учитывая систему слива и транспортировки опасных веществ; нарушения порядка производства по делу об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N128-ФЗ) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ и Положением о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006г. N 134 установлено, что лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Статья 2 Федерального закона от 10.01.2003г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определяет опасный груз - как груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением "О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006г. N 134 (далее Положение о лицензировании).
Как установлено в ходе проверки, в период с января 2007 г. по июль 2008 г. ОАО "Новосибирский жировой комбинат" являлось грузополучателем опасных грузов: натрия гидроксида и серной кислоты - в количестве 39 цистерн; Общество осуществляло выгрузку из вагонов указанных опасных грузов.
Так, согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭС 711483 ОАО "НЖК" 28.07.08г. являлось грузополучателем 1 цистерны с опасным грузом натрия гидроксид (аварийная карта N 809).
Указанная цистерна подана на железнодорожные пути необщего пользования ОАО "НЖК", расположенные по адресу: г. Новосибирск, ул. С.Шамшиных, 94, где была произведена выгрузка (слив) опасного груза из цистерны силами и средствами ОАО "НЖК".
Факт осуществления Обществом погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам подтвержден материалами дела и не отрицается организацией, вместе с тем ответчиком представлена лицензия N ЭХ-60-000178 (Х) от 27.02.2006г., выданная Обществу Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая, как установил суд первой инстанции, распространяется на действия общества по сливу опасных грузов.
Вместе с тем, как следует из указанной лицензии, она выдана Обществу на вид деятельности - эксплуатация взрывоопасных производственных объектов и не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; согласно положениям Федерального закона от 08.08.2001г. N 128-ФЗ, лицензия требуется на каждый вид лицензируемой деятельности.
Кроме того, в соответствии с п. 2. Положения о лицензировании, лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Поскольку у Общества отсутствует лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, выводы суда первой инстанции об отсутствии состава административного правонарушения и отказе в удовлетворении требований Прокурора о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Вместе с тем, согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
В силу частей 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.
Из материалов дела следует, что факт совершения Обществом административного правонарушения установлен 12.08.2008г., то есть на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В связи с чем, ошибочные выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях ОАО "НЖК" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.1 КоАП РФ не привели к принятию по существу неправильного решения.
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 (вынесение постановления прокурором), частью 1 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (назначение наказания без протокола).
Из содержания части 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении данное постановление должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 3-5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом (постановлением прокурора) об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В целях КоАП законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, полномочия которого подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (ч. 2 ст. 25. 4 КоАП РФ).
Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 Постановления от 26.07.2007г. N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях судам следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Следуя материалам дела, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении вынесено в присутствии Мажухиной Н.С., действующей по доверенности N 013/08 от 01.08.2008г.
Полномочия указанного лица на представление интересов Общества и участие по конкретному административному делу доверенность не содержит.
При этом прокурор, обязанный в силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ доказывать обстоятельства, послужившие основанием для привлечения лица к административной ответственности, не представил в материалы дела доказательств извещения юридического лица о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении, а равно о направлении протокола по делу (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ) об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности; извещения его о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.4, 29.5 КоАП РФ); доводы апелляционной жалобы о направлении информации о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Общества по факсу не подтверждены материалами дела, кроме того, направление 11 августа сведений в адрес юридического лица о вынесении постановления 12 августа с учетом местонахождения организации не является надлежащим уведомлением.
Вышеуказанные обстоятельства не могут служить доказательством надлежащего извещения юридического лица о месте и времени рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, следовательно, Прокурором не приняты меры по уведомлению Общества и предоставлению ему возможности принять участие в составлении постановления с реализацией гарантий прав, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, основания для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Новосибирской области от 15 сентября 2008 года по делу N А45-11990/2008-52/276 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Л.И.Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-11990/2008-52/276
Истец: Новосибирская транспортная прокуратура
Ответчик: ОАО "Новосибирский жировой комбинат"
Третье лицо: Прокуратура Томской области