Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 февраля 2009 г. N Ф04-676/2009(104-А67-8)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2009 г. N Ф04-676/2009(19295-А67-39)
Областное государственное учреждение здравоохранения "Томская областная клиническая больница" (далее ОГУЗ "ТОКБ") обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Томской области (далее УФСИН) о взыскании 448 332, 82 руб. задолженности по заключенному сторонами договору на оказание медицинских услуг N 783-05 от 15.11.2005.
Исковые требования мотивированы условиями обязательства и статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик с требованиями истца согласился частично, полагая, что скорая медицинская помощь лечебным учреждением должна оказываться бесплатно и возмещение расходов по оказанию медицинской помощи должно осуществляться с момента, когда устранена непосредственная угроза для жизни больного. В спорном периоде услуги по оказанию медицинской (в т.ч. скорой) помощи ответчик оказывал двум сотрудникам УФСИНа - В.А.В. и А.О.В. В связи с этим ответчик предлагал арбитражному суду произвести перерасчет стоимости услуг за стационарное лечение и из предъявленной суммы иска исключить медицинские услуги в период нахждения сотрудников УФСИНа в реанимационном отделении.
Решением Арбитражного суда Томской области от 17.09.2008 (судья Д.И.Я.), оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 (судьи О.Б.Н., Н.К.К., Н.В.М.), исковые требования удовлетворены частично на сумму 191 332, 29 руб. Во взыскании оставшейся суммы иска отказано.
С настоящей кассационной жалобой обратился истец, который предлагает принятые по делу решения отменить и исковые требования удовлетворить в заявленной сумме. Истец оспаривает правомерность отказа в возмещении лечебному учреждению услуг в период нахождения пациентов в отделении анестезиологии и реанимации, которые рассматриваются арбитражным судом как скорая медицинская помощь, не подлежащая оплате. Между тем, истец считает, что в отношении сотрудников УФСИНа имела место не скорая медицинская помощь, а стационарная медицинская помощь при острых заболеваниях, требующих интенсивной терапии. Указывает, что скорая медицинская помощь, в отличие от стационарной медицинской помощи, оказывается больным вне лечебного учреждения и в пути следования в ЛПУ. В связи с этим считает неправильным отказ арбитражного суда оплачивать истцу оказанные им сотрудникам ответчика медицинские услуги и полагает, что в данном случае судом неправильно применены нормативные акты, регулирующие спорные правоотношения.
В дополнение к кассационной жалобе истец представил дополнительные доказательства, которые судом кассационной инстанции в силу правил главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не принимаются во внимание, поскольку не представлялись для рассмотрения в арбитражный суд первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик настаивал на правомерности своих возражений, принятые по делу решения считал законными и мотивированными, указывал на отсутствие оснований для отмены судебных решений.
Законность принятых по делу решений проверена Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа в соответствии с правилами статей 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принятые по делу решения подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между УФСИН (заказчик) и ОГУЗ "ТОКБ" (исполнитель) заключен 15.11.2005 договор N 783-05 на оказание медицинских услуг, по условиям которого исполнитель обязался оказывать квалифицированную лечебно-профилактическую медицинскую помощь пациентам заказчика в объеме, по Перечню видов и ценам, предусмотренным в Приложении N 1 к договору. В рамках договора медицинская помощь (услуги) оказывается как по экстренным показаниям, так и в плановом порядке.
Пунктом 2.8 договора предусмотрено, что заказчик оплачивает предоставленные услуги не позднее 10 дней после получения счет-фактуры и акта выполненных работ от исполнителя. По условиям договора оплата медицинских услуг не поставлена в зависимость от бюджетного финансирования Учреждения.
Из материалов дела видно, что истцом были оказаны медицинские услуги сотрудникам УФСИНа А.О.В. в период с 20.09.2006 по 07.11.2006 и В.А.В. в период с 25.08.2006 по 06.10.2006, в связи с чем ответчику были выставлены реестры, акты выполненных работ за лечение и счета-фактуры для оплаты оказанных медицинских услуг на общую сумму 448 332, 82 руб. (за лечение А.О.В. - 310 307, 15 руб., за лечение В.А.В. - 138 025, 67 руб.)
Неисполнение ответчиком своих обязательств по оплате оказанных истцом медицинских услуг, послужило основание для обращения последнего в арбитражный суд.
Рассматривая заявленные требования, арбитражные суды согласились с позицией ответчика и пришли к выводу о том, что оказание медицинской помощи сотрудникам УФСИН А.О.В. и В.А.В. в период их нахождения в отделении реанимации является скорой медицинской помощью, которая оказывается беспрепятственно и бесплатно в соответствии с п. 4 "Правил возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел РФ_, уголовно-исполнительной системы..", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 911, и статьей 39 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан".
С данными выводами суд кассационной инстанции не соглашается, поскольку арбитражными судами дано неправильное толкование понятию "скорая медицинская помощь".
Толкование понятию скорой медицинской помощи содержится в статье 39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.93 (в редакции от 30.12.2008).
Скорая медицинская помощь (СМП) - вид и система медицинской помощи при угрожающих здоровью и жизни человека состояниях: несчастных случаях (травмах, отравлениях) и внезапных острых заболеваниях. Как система медицинской помощи СМП имеет задачи оказания экстренной медицинской, в том числе специализированной врачебной помощи на месте происшествия, в пути следования (догоспитальный этап СМП) и в больницах СМП; перевозки больных в лечебные учреждения по специальным медицинским показаниям; учета и анализа причин возникновения несчастных случаев с целью их предупреждения. (Большой энциклопедический словарь).
В действующих законодательных, нормативных правовых актах РФ оказание скорой медицинской помощи рассматривается именно как вид медицинской помощи, являющийся догоспитальным этапом.
Скорая медицинская помощь оказывается станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 179 от 01.11.2004 утвержден Порядок оказания скорой медицинской помощи. Пунктом 6 названного Порядка установлено, что Станция скорой медицинской помощи является ЛПУ, оказывающим круглосуточную скорую медицинскую помощь как заболевшим и пострадавшим и находящимся вне ЛПУ, так и в пути следования в ЛПУ.
Пунктом "в" части II Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 461 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 856) указано, что стационарная медицинская помощь оказывается при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии (т.е. лечение больного в реанимации) и круглосуточного медицинского наблюдения.
Таким образом, ОГУЗ "ТОКБ" оказывало сотрудникам УФСИН не скорую медицинскую помощь, а стационарную медицинскую помощь при острых заболеваниях, требующих интенсивной терапии, в т.ч. в отделении реанимации.
Неправильное применение арбитражными судами нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, повлекло неправомерный отказ в иске.
Поскольку при рассмотрении возникшего между сторонами спора арбитражными судами неправильно применены нормы материального права, то в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частью 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятые по делу решения подлежат отмене.
Направление дела на новое рассмотрение вызвано необходимостью проверки судом первой инстанции суммы, о взыскании которой заявлено истцом.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 17.09.2008 и постановление N 07АП-6445/08 Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2008 по делу N А67-1668/2008 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 февраля 2009 г. N Ф04-676/2009(104-А67-8)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании