Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 февраля 2009 г. N Ф04-863/2009(528-А03-23)
(извлечение)
Сибирское управление государственного железнодорожного надзора (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирская сырьевая компания" (далее - ООО "Сибирская сырьевая компания", Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 29.09.2008 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2008, заявленное Управлением требование удовлетворено, Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление, прекратить производство по административному делу, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Общество заявляет, что из-за отклонения ходатайства об отложении рассмотрения дела было нарушено его право на судебную защиту, так как Общество было лишено возможности воспользоваться своими правами по защите своих интересов.
Общество считает, что оно незаконно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, так как погрузочно-разгрузочная деятельность опасных грузов не является для него уставной деятельностью.
Управлением представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 29.07.2008 N 76-р Управлением проведена проверка Общества по вопросам соблюдения требований законодательства, нормативных актов, регламентирующих осуществление деятельности в сфере железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В ходе проверки Управлением Ространснадзора установлен факт осуществления Обществом 17.06.2008 на железнодорожном пути общего пользования, принадлежащем Обществу на правах аренды, находящимся по адресу: г. Юрга, ул. Транспортная, д.2, погрузочно-разгрузочной деятельности по выгрузке железнодорожных цистерн с опасным грузом (бензин моторный) и вагонов (дизельное топливо) без лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
По результатам проверки Управлением составлены акт проверки от 06.08.2008 N ОГ 21/06 и протокол об административном правонарушении от 06.08.2008 N 210/юл.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд кассационной считает правомерным привлечение Общества к административной ответственности исходя из следующего.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 N 134 (далее - Положение), установлено, что лицензированию подлежит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" опасный груз - это груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом осуществлялась деятельность по выгрузке железнодорожных цистерн и вагонов с опасным грузом (бензин моторный, дизельное топливо) для нужд собственного производства без наличия лицензии на осуществление данного вида деятельности. Следовательно, Общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы в части нарушения процессуальных прав Общества на судебную защиту по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо, если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Арбитражный суд согласно части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса в соответствии с частями 1, 3 статьи 121 АПК РФ извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания или проведения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта не позднее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или проведения процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, не терпящих отлагательства, арбитражный суд может известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.
Общество считается извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания телефонограммой от 26.09.2008 в 09 ч.00 мин. (л.д.56) в силу положений статей 121, 205 АПК РФ. Ходатайство об отложении судебного разбирательства ранее заявлялось Обществом (л.д.48) по аналогичным основаниям - невозможность обеспечить явку своего представителя.
При этом нормы АПК РФ, КоАП РФ не устанавливают необходимость обязательного участия лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебном заседании. Общество не было лишено возможности направления документов и письменных пояснений по делу, а сам по себе факт невозможности обеспечить явку своего представителя из-за отсутствия достаточного времени для привлечения адвоката, не может служить основанием для отложения судебного разбирательства при наличии сокращенных сроков, установленных статьей 205 АПК РФ и статьей 4.5 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования арбитражных судов первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку доказательств, послуживших основанием для выводов арбитражных судов. Оснований для их переоценки кассационная инстанция, в силу статьи 286 АПК РФ, не имеет.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.09.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 04.12.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-8736/2008-10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 февраля 2009 г. N Ф04-863/2009(528-А03-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании