Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 марта 2009 г. N Ф04-457/2009(1267-А75-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Феникс-Спорт" (далее - ООО "Феникс-Спорт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к администрации г. Сургута (далее - Администрация), Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Сургута (далее - Департамент) о признании отказа Департамента в предоставлении акта выбора земельного участка под строительство автоцентра на пересечении улиц Островского и Нефтеюганское шоссе незаконным и возложении на него обязанности по предоставлению акта выбора земельного участка.
Решением от 04.06.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 09.10.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Феникс-Спорт" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на допущенное нарушение судом норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Общество заявляет, что суды необоснованно приняли в качестве доказательства нахождения спорного земельного участка в водоохраной зоне выкопировку из карты градостроительного зонирования, утвержденную 28.03.2008, то есть после подачи заявки о выборе земельного участка (10.12.2007).
Отзыв на кассационную жалобу в материалы дела не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что 10.12.2007 ООО "Феникс-Спорт" обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка под строительство автоцентра по продаже и обслуживанию автомобилей на перекрестке улиц Островского и Нефтеюганского шоссе.
Департамент письмом от 24.12.2008 N 14-8847/7(07) отказал в выборе земельного участка, так как постановлением администрации города от 07.12.2007 N 3999 "О предоставлении земельных участков для строительства" земельные участки на территории города Сургута предоставляются без предварительного согласования мест размещения объектов, то есть путем проведения торгов.
Департамент также указал, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории г. Сургута, утвержденными решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-IIIГД (далее - Правила землепользования и застройки г. Сургута), расположен в территориальной зоне В.3 - зона источников водоснабжения, в которой размещение данного объекта не предусмотрено.
Считая отказ в выборе земельного участка неправомерным, Общество обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов обеих инстанций о правомерности отказа в выборе земельного участка исходя из следующего.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, в соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
ООО "Феникс-Спорт" обратилось с заявлением о выборе земельного участка для строительства автоцентра с указанием назначения объекта, предполагаемого места его размещения, обоснованием примерного размера земельного участка, срока аренды.
Порядок рассмотрения документов при предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Сургута, а также полномочия Департамента при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка регулируется Порядком подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города, утвержденным постановлением администрации г. Сургута от 27.06.2005 N 84 (далее - Порядок подготовки и оформления документов).
Порядком подготовки и оформления документов предусмотрены только два основания для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка, предоставляемого в аренду для строительства: наличие двух и более заявлений на один земельный участок, поступивших в течение семи календарных дней со дня принятия первого заявления, и отрицательное заключение Департамента.
Департамент в соответствии со статьей 4 Порядка подготовки и оформления документов обеспечивает выбор земельного участка, для чего запрашивает у Департамента архитектуры и градостроительства информацию о наличии градостроительной документации о застройке части территории города, на которой испрашивается земельный участок, ее основных положениях, о территориальной зоне и градостроительных регламентах, о пригодности земельного участка для использования в заявленных целях и т.д. и в течение пятнадцати дней с момента получения всех необходимых документов оформляет акт о выборе земельного участка, который выдается на руки заявителю для проведения процедур согласования.
В случае получения заключения уполномоченного в области архитектуры и градостроительства органа о невозможности размещения объекта заявителю в семидневный срок направляется мотивированный отказ в выборе испрашиваемого земельного участка.
В материалы дела не представлены доказательства обращения Департамента в Департамент архитектуры и градостроительства с указанным запросом.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Статьей 1 Правил землепользования и застройки г. Сургута предусмотрено, что градостроительная документация представляет собой документы территориального планирования, документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания, градостроительный план земельного участка).
Доказательства наличия указанной документации на спорный земельный участок, в материалы дела не представлены.
Условием получения заявителем акта о выборе земельного участка для последующего согласования мест размещения объектов, исходя из норм Порядка подготовки и оформления документов, является соответствие испрашиваемого участка виду разрешенного использования, установленного градостроительными регламентами.
Согласно подпункту 8 части 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Землями населенных пунктов пунктом 1 статьи 83 ЗК РФ являются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (статья 85 ЗК РФ).
При этом границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2статьи 85 ЗК).
В соответствии со статьей 6 Правил землепользования и застройки г. Сургута, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков. Градостроительные регламенты содержат, в том числе виды разрешенного использования.
Испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне ВЗ - зона источников водоснабжения. У суда кассационной инстанции нет оснований не принимать в качестве доказательства представленную в материалы дела выкопировку из карты градостроительного зонирования, утвержденную решением Думы г. Сургута 28.03.2008.
Согласно статье 57 Градостроительного регламента, Правилами землепользования и застройки территории г. Сургута данная зона предназначена для обеспечения правовых условий в формировании территорий, на которых осуществляется деятельность объектов питьевого водоснабжения. В данной зоне устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение качества воды.
Основные виды разрешенного использования определены названной статьей, а именно: 1) комплекс водозаборных сооружений; 2) комплекс водоочистных сооружений; 3) сооружений для хранения воды (РЧВ); 4) сооружения для перекачки воды (НПС).
Выбор участка в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 31 ЗК РФ осуществляется на основе документов землеустройства о разрешенном использовании соответствующей территории.
Так как Градостроительным регламентом не предусмотрено использование земельного участка для иных целей (не предусмотренных статьей 57), строительство автоцентра на указанном земельном участке невозможно.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно признали отказ в выборе спорного земельного участка для строительства автоцентра правомерным.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для отмены принятых по делу решения и постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.06.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление от 09.10.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-2352/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2009 г. N Ф04-457/2009(1267-А75-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании