Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 марта 2009 г. N Ф04-1228/2009(1572-А45-3)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Спортивная страна" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Новосибирска (далее - Инспекция) N 17-175 от 06.08.2008 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в мере 30 000 руб.
Решением арбитражного суда от 23.09.2008 требование Общества удовлетворено.
Постановлением арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, полагая, что судебные акты вынесены в результате неправильного применения норм материального права и выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт.
При этом заявитель жалобы ссылается на то, что Инспекцией в ходе проверки исполнения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) установлен факт продажи товара на торговой точке, принадлежащей Обществу на сумму 23 305 руб. по безналичному расчету с использованием платежной карты через банковский терминал в отсутствие применения ККТ, имеющейся на торговой точке; материалами дела подтверждается, что банковский терминал N 0030283, через который был осуществлен денежный расчет посредством пластиковой карты, не зарегистрирован в налоговом органе по месту учета, не опломбирован в установленном порядке, не имеет фискальную память, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, опровергая доводы кассационной жалобы, считает, что арбитражными судами вынесены законные и обоснованные судебные акты, полно и правильно установлены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению. Просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, изучив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, 29.07.2008 Инспекцией проведена проверка исполнения Обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В результате проверки установлено, что в магазине "Спорт Лэнд", принадлежащем Обществу, расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Ленина, 53, совершена продажа товара на сумму 23 305 руб., расчет за который произведен посредством пластиковой карты через банковский терминал N 00030283, при этом указанная сумма не была пробита на контрольно-кассовой технике, находящейся в магазине. Указанное нарушение зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 30.07.2008 N 17-14/175.
По результатам рассмотрения материалов проверки, Инспекцией 06.08.2008 вынесено постановление N 17-14/175 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Полагая, что постановление вынесено с нарушениями требований действующего законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования Общества, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин (далее - ККМ).
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 1 Закона N 54-ФЗ под контрольно-кассовой техникой понимаются ККМ, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
При проверке законности оспариваемого постановления налогового органа судами установлено, что банковский терминал N 00030283 относится к категории программно-технических комплексов, то есть является контрольно-кассовой техникой, но не является контрольно-кассовой машиной.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо ККМ иных указанных в Законе N 54-ФЗ видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение ККМ.
С учетом изложенного использование налогоплательщиком вместо ККМ платежного терминала, не оборудованного встраиваемым фискальным регистратором, не включенного в Государственный реестр и не зарегистрированного в налоговом органе, не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным и отменили постановление налогового органа N 17-175 от 06.08.2008.
Учитывая, что выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют достоверно установленным фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо нарушений норм процессуального или материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу решения и постановления, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.09.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 24.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-12663/2008-52/308(07АП-6576/08) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 марта 2009 г. N Ф04-1228/2009(1572-А45-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании