Общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости" (далее - ООО "РЦЗУН") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального отдела N 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 15.04.2010 N 36/10-10073 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка и об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области) осуществить кадастровый учет земельного участка, расположенного в северо-восточной части кадастрового квартала 55:36:16 01 08: в Ленинском административном округе г. Омска, отнесенного к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "земли общего пользования под площадкой для складирования снега".
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений администрации города Омска.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с проведенной реорганизацией произведена замена Управления Роснедвижимости по Омской области на правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.07.2010, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2010, заявленные требования удовлетворены полностью.
Управление Росреестра по Омской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО "РЦЗУН" требований.
Заявитель полагает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, которые привели к несоответствию выводов суда, изложенных в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела.
Управление Росреестра по Омской области указывает, что суды пришли к выводу о том, что ООО "РЦЗУН" представлены все документы, необходимые для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, не обоснованно не приняв во внимание то, что земельный участок не относится к территории общего пользования.
Заявитель отмечает, что территориальная зона, в которой располагается спорный земельный участок, не предусматривались территории общего пользования в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и к указанным правоотношениям невозможно применить часть 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Управление Росреестра по Омской области считает, что при вынесении решения судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "РЦЗУН" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "РЦЗУН" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что между Департаментом имущественных отношений администрации города Омска (муниципальный заказчик) и ООО "РЦЗУН" (генподрядчик) был заключен муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд от 10.11.2009 N 188-А (далее - Контракт), в соответствии с условиями которого, генподрядчик обязался выполнить землеустроительные и кадастровые работы по 2022 объектам на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, согласно "техническому заданию" и сводной смете работ, а муниципальный заказчик обязался принять выполненные работы и оплатить их.
В соответствии с Контрактом ООО "РЦЗУН" произвело кадастровые работы по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного в северо-восточной части кадастрового квартала 55:36:16 01 08: в Ленинском административном округе г. Омска, подготовило межевой план.
ООО "РЦЗУН" обратилось в Территориальный отдел N 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области с заявлением от 18.03.2010 N 5536/108/10-236 о постановке земельного участка на кадастровый учет, представив для кадастрового учета межевой план от 12.03.2010 и нотариальную доверенность от 16.01.2009 N 266.
По результатам рассмотрения заявления и представленных документов Территориальный отдел N 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области принял решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 15.04.2010 N 36/10-10073 в связи с тем, что необходимые документы для кадастрового учета по форме и содержанию не соответствуют требованиям пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости от 20.02.2008, Приказу "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведения собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" от 24.11.2008 N 412.
Полагая, что указанное решение не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, ООО "РЦЗУН" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, пришли к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Омской области оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка, поскольку ООО "РЦЗУН" с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет представило все необходимые документы.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Постановка земельного участка на кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов (пункт 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ).
В статье 22 Закона N 221-ФЗ указан состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя).
Пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 35 (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) установлено, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Пунктом 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в том числе в границах территорий общего пользования.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами (часть 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На территории города Омска определение использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, осуществляет администрация города Омска, ее структурные подразделения в области регулирования землепользования и застройки в пределах своих полномочий и в соответствии с федеральным законодательством, что следует из пункта 3 статьи 6 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области".
Подпунктом 9 пункта 21 постановления Мэра города Омска от 10.08.2005 N 395-п "О Департаменте имущественных отношений администрации города Омска" установлено, что Департамент имущественных отношений администрации города Омска принимает участие в организации и обеспечении разработки и реализации правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Омск.
Пунктом 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом; заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями; объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер; с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо; истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении; межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью не управомоченного лица.
Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, в числе которых приложенные к заявлению межевой план от 12.03.2010 и нотариальная доверенность от 16.01.2009 N 266, распоряжение Департамента имущественных отношений администрации города Омска об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории от 08.02.2010 N 933-р, которым утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории и установлен вид использования земельного участка - земли общего пользования под площадкой для складирования снега, учитывая полномочия Департамента имущественных отношений администрации города Омска в сфере организации и обеспечении разработки и реализации правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Омск, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 01.07.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2010 по делу N А46-6297/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом; заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями; объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер; с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо; истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении; межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью не управомоченного лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 февраля 2011 г. по делу N А46-6297/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании