Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2011 г.
Предприниматель П.И.А. и предприниматель П.В.В. обратились в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости), правопредшественнику Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), о признании:
- недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203030:63 площадью 1 749 кв.м в сумме 10 654 453 руб. и земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203030:64 площадью 14 128 кв.м в сумме 86 064 102 руб. 72 коп., расположенных по адресу: г. Новокузнецк, ул. Переездная, 1 и 5;
- незаконными действий Управления Роснедвижимости по формированию кадастровой стоимости названных земельных участков, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 и внесению недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный земельный кадастр;
- об обязании Управления Роснедвижимости исключить вышеуказанные сведения из государственного земельного кадастра.
Заявление в суд мотивировано несоответствием кадастровой стоимости земельных участков и оспариваемых действий нормам статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённому приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённым приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания N 39).
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП ФКЦ "Земля"), коллегия администрации Кемеровской области.
Решением от 11.08.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 09.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены в полном объёме.
В кассационной жалобе Росреестр и Управление Росреестра просят отменить вынесенные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Указывают, что ранее заявители обращались с аналогичными требованиями в Арбитражный суд Кемеровской области, и определением суда от 28.12.2009 по делу N А27-6171/2010 производство по делу было прекращено.
Полагают, что органом кадастрового учёта выполнены законные действия по внесению сведений об экономических характеристиках земельного участка, других действий, в том числе по сбору рыночной информации, названный орган не совершал и не был уполномочен совершать.
По мнению подателей жалобы, судами не учтена сформированная высшей судебной инстанцией правовая позиция относительно того, что основополагающим является утверждённый исполнительным органом результат, а не исходные данные, применяемые при формировании кадастровой стоимости.
В отзыве на кассационную жалобу заявители просят оставить без изменения оспариваемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Предприниматель П.И.А., предприниматель П.В.В., Росреестр, ФГУП ФКЦ "Земля", коллегия администрации Кемеровской области о времени и месте слушания дела уведомлены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предприниматель П.И.А. и предприниматель П.В.В. являются собственниками _ доли каждый в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 42:30:0203030:63 площадью 1 749 кв.м и в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 42:30:0203030:64 площадью 14 128 кв.м, находящихся по вышеупомянутому адресу (свидетельства о государственной регистрации права от 31.07.2009 N 038822 и N 038821).
Согласно кадастровым паспортам от 06.08.2009 N 4200/001/09-195752 и от 08.09.2009 N 4200/001/09-228903 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203030:63, составляющая 10 654 453 руб., и земельного участка с кадастровым номером 42:30:0203030:64, составляющая 86 064 102 руб. 72 коп., определена с учётом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 6 091 руб. 74 коп. за 1 кв.м.
Ссылаясь на неправомерность действий Управления Росреестра по формированию кадастровой стоимости земельного участка, чем нарушены права предпринимателей как налогоплательщиков, заявители подали в арбитражный суд настоящее заявление.
При удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что при выполнении государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, в том числе при внесении сведений об экономических характеристиках земельных участков Управлением Росреестра неправильно рассчитана кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю, что повлекло завышение кадастровой стоимости этих участков.
Однако данный вывод сделан при неправильном применении норм материального права и не соответствует обстоятельствам дела.
В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
В пункте 4 Административного регламента перечислены государственные функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, включая контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из пункта 10 Правил N 316 вытекает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
В полномочия органов кадастрового учёта входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Под утверждёнными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчёта включённых в такой акт итоговых цифр (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков регламентирован Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222).
В частности, в пункте 2.1.3 Методических указаний N 222 закреплено, что при образовании нового земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путём умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешённого использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, расчёт кадастровой стоимости земельных участков с девятым видом разрешённого использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) во исполнение заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, осуществлён при непосредственном контроле органа кадастрового учёта, о чём свидетельствует протокол предварительной проверки от 11.11.2008.
Правильность отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков 24.11.2008 была проверена Федеральным агентством кадастра недвижимости, который счёл его соответствующим Методическим указаниям N 39.
Представленные Управлением Роснедвижимости средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам), в том числе средний уровень земельных участков в кадастровом квартале 42:30:0203030 г. Новокузнецка в размере 6 091 руб. 74 коп. за 1 кв.м по 9-му виду разрешённого использования, утверждены постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, не признанным недействительным либо недействующим в указанной части и не отменённым.
Земельные участки с кадастровыми номерами 42:30:0203030:63 и 42:30:0203030:64, расположенные в кадастровом квартале 42:30:0203030, относятся к 9-му виду разрешённого использования, являются вновь образованными, так как они не вошли в Перечень земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области, расчёт кадастровой стоимости которых произведён по состоянию на 01.01.2007.
Значение кадастровой стоимости спорных земельных участков соответственно в сумме 10 654 453 руб., и в сумме 86 064 102 руб. 72 коп. получено Управлением Роснеджвижимости в результате умножения площадей земельных участков на вышеназванный удельный показатель кадастровой стоимости.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что принадлежащие предпринимателю П.И.А. и предпринимателю П.В.В. земельные участки являются вновь образованными, Управление Роснедвижимости правомерно определило кадастровую стоимость этих земельных участков посредством умножения утверждённого исполнительным органом власти удельного показателя на площадь земельных участков.
Поскольку оспариваемые действия Управления Роснедвижимости соответствуют нормам земельного законодательства, в связи с чем не могут нарушать прав и интересов заявителей в предпринимательской и иной экономической деятельности, то оснований для признания их незаконными у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
С учётом изложенного судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание установление судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.08.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 09.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6171/2010 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявленных предпринимателями П.И.А. и П.В.В. требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представленные Управлением Роснедвижимости средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам), в том числе средний уровень земельных участков в кадастровом квартале 42:30:0203030 г. Новокузнецка в размере 6 091 руб. 74 коп. за 1 кв.м по 9-му виду разрешённого использования, утверждены постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519, не признанным недействительным либо недействующим в указанной части и не отменённым.
...
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
...
Поскольку оспариваемые действия Управления Роснедвижимости соответствуют нормам земельного законодательства, в связи с чем не могут нарушать прав и интересов заявителей в предпринимательской и иной экономической деятельности, то оснований для признания их незаконными у судов первой и апелляционной инстанций не имелось."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2011 г. по делу N А27-6171/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-6171/10
01.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-381/11
27.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-381/11
15.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7354/2011
02.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7354/11
01.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7354/11
16.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-6171/2010
09.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9159/10