г. Томск |
Дело N 07АП-9159/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 ноября 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.,
судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аникушиной Ю.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
на Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 августа 2010 года
по делу N А27-6171/2010 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению индивидуальных предпринимателей Плегунова Игоря Алекперовича, Плегунова Виктора Владимировича
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
третьи лица: Коллегия Администрации Кемеровской области, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля"
о признании незаконными действий по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ
Индивидуальные предприниматели Плегунов Игорь Алекперович и Плегунов Виктор Владимирович (далее - Плегуновы, предприниматели, заявители) обратились в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- о признании недостоверными результаты государственной кадастровой оценки, как не соответствующее статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006 N22 и N 39 от 15.02.2007, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 земельных участков: с кадастровым номером 42:30:0203030:63 в размере 10 654 453 руб.; 42:30:0203030:64 в размере 86 064 102, 72 руб.; о признании незаконными, как не соответствующим статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных выше земельных участков, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007 и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков с кадастровым номером 42:30:0203030:63 в размере 10 654 453 руб., с кадастровым номером 42:30:0203030:64 в размере 86 064 102, 72 руб.; действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым N42:30:0203030:63; N42:30:0203030:64, выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007;
- об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков;
- об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителей путем приведения сведений о государственной кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в соответствие с положениями статей 65, 66 Земельного кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11 августа 2010 года заявленные предпринимателями требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление) совместно с Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) подана апелляционная жалоба, в которой просят суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 августа 2010 года отменить и принять по делу новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- ранее предприниматели обращались в арбитражный суд о признании незаконными действий Управления по формированию в государственном кадастре сведения о кадастровой стоимости земельных участков; заявителям было известно о нарушенном праве в октябре 2009 года, при этом неверно выбранный способ защиты права, либо определение подсудности не может рассматриваться как уважительная причина пропуска 3-хмесячного срока для обращения в суд; заявители не оспаривали результат государственной кадастровой оценки; Управление производит проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания; Правила N 316 и Методические указания N 39 не могут быть применены к оспариваемым действиям; факт производства определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в частности, с соблюдением административных процедур, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, Методических указаний установлен Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23.09.2009 по делу N 81-Г09-12.
Заявители в представленном отзыве просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Коллегия Администрации Кемеровской области, ФГУП ФКЦ "Земля" в представленных отзывах доводы апелляционной жалобы поддержали, просят решение суда отменить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Заявители, Коллегия Администрации Кемеровской области, ФГУП ФКЦ "Земля" в представленных ходатайствах просят рассмотреть дело без участия их представителей.
В порядке ч. 1 статьи 266, ч.1, ч.3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, при имеющихся материалах дела.
Представителем заявителя также заявлено ходатайство в порядке статьи 48 АПК РФ о замене стороны по делу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области со ссылкой на Приказ Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 11.03.2010г. N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета".
В соответствии с ч. 1 ст. 48 АПК РФ процессуальная замена стороны производится арбитражным судом в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизации юридического лица , уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии от 11.03.2010г. N П/93 не произведена реорганизация Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, не переданы ее права и обязанности, а равно не принят акт о правопреемстве ФГУ "Земельная кадастровая палата" Кемеровской области, приказом федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата" ) по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости согласно Плану-графику с 1 июля 2010 г., с 15 сентября 2010 г. и с 1 декабря 2010 г.
Применительно к предмету спора, сведения об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области определены по состоянию на 01.01.2007г. и внесены в государственный кадастр недвижимости 05.08.2009г. , 10.08.2009г. (кадастровые паспорта земельных участков, л.д.70, 72, т.1), в связи с чем, оснований для замены стороны Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области на ФГУ "Земельная кадастровая палата" Кемеровской области, не являющего правопреемником Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области у суда апелляционной инстанции не имеется; протокольным определением в удовлетворении заявленного ходатайства, отказано.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, представленных отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельств о государственной регистрации права от 26.08.2009 N 42АГ 061025, N 42АГ 061026 и N 42АГ 061027 и N 42АГ061028, Плегунов Игорь Алекперович и Плегунов Виктор Владимирович являются собственникам на праве общей долевой собственности (с долей в праве 1/2) земельных участков: с кадастровым номером 42:30:02 03 030:63, общей площадью 1749 кв.м., расположенного по адресу г.Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Переездная, д. N 5, (о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.08.2009 сделаны записи о регистрации за N 42-42-06/104/2009-101), с кадастровым номером 42:30:02 03 030:64, общей площадью 14128 кв.м. расположенного по адресу г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул.Переездная, N1, (о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.08.2009 сделаны записи регистрации N 42-42-06/104/2009-102).
Земельные участки с кадастровыми номерами 42:30:02 03 030:63 и 42:30:02 03 030:64 являются ранее неучтенными, поставлены на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием "под коммунально-складские объекты".
В целях получения информации о кадастровой стоимости указанных земельных участков с кадастровыми номерами 42:30:02 03 030:63 и 42:30:02 03 030:64 предприниматели обратились в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области.
В соответствии с выписками из государственного кадастра недвижимости от 06.08.2009 N 4200/001/09-195752 в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:30:02 03 030:63 кадастровая стоимость определена в размере 10 654 453 руб., удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 6091, 74 руб./кв.м. (л.д. 70-71 т.1); от 08.09.2009 N 4200/001/09-228903 в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:30:02 03 030:64 кадастровая стоимость определена в размере 86 064 103 руб., удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 6091, 74 руб./кв.м. (л.д. 72-73 т.1).
Предприниматели, что кадастровая стоимость указанных выше земельных участков определена без учета анализа рыночных цен, является недостоверной, тем самым были нарушены их права и законные интересы, обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из необоснованности и незаконности оспариваемых действий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 66 ЗК РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее Правила N 316).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 316 государственная оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 5 Правил проведения государственной оценки земель, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Согласно пункту 2.2.1 Методических указаний статистическая модель строится с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (пункт 2.2.2); для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости (2.2.5).
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007г. N 215 (далее по тексту - Административный регламент) контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением.
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации (Отчет) Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель, результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью.
Затем органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации (пункт 11.1 Административного регламента).
Следуя материалам дела, работы по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта N 140 от 29.06.2007, заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнитель).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме "Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области" путем сдачи результата выполненных работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется техническим заданием.
Требования к работам и их содержание, являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2 государственного контракта).
Проанализировав положения раздела 2 Методических указаний, изложенных выше пунктов Административного регламента, исходя из пункта 4.2.2 технического задания в содержание работ, выполняемых ФГУП ФКЦ "Земля", в которые входит сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков по каждому виду разрешенного использования из источников информации, содержащих сведения доказательственного значения; сбор и проверка достаточности рыночной информации осуществляется в соответствии с пунктами 4.2.5, 4.2.6 технического задания, суд пришел к обоснованному выводу о проведении Управлением проверки отчета на соответствие условиям технического задания, а Росреестра - Методическим указаниям, которые определяют порядок сбора рыночной информации.
На Управление согласно Административного регламента возложены следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации (пункт 8.1 Административного регламента); проверка представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (пункт 9.5 Административного регламента).
В случае несоответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет исполнителю работ извещение о несоответствии состава отчета условиям технического задания, в котором предписывает исполнителю работ произвести доработку отчета и представить доработанный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в установленные сроки на предварительную проверку (пункт 9.7 Административного регламента).
Таким образом, предусмотрена прямая обязанность Управления проверить отчет об определении кадастровой оценки земельного участка на соответствие его техническому заданию.
Представленный в материалы дела протокол предварительной оценки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008 (л.д. 37 т.2) признан Управлением соответствующим условиям технического задания, вместе с тем, согласно протокола предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008, соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Росреестром, наличие файлов баз данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц, в то же время на соответствие его составу технического задания, в том числе касающемуся вопросов сбора рыночной информации о земельных участках, Управлением не проверялся.
Довод заявителей о некачественной проверке Управлением отчета заинтересованными лицами документально не опровергнут.
Так, из представленного суду заявителем отчета Кемеровской торгово-промышленной палаты Общества с ограниченной ответственностью "ТПП-Эксперт Н" N 41/12/1 от 28.10.2009 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка (S= 1749 кв.м.) с кадастровым номером 42:30:0203030:63, расположенного по адресу: Кемеровская обл., г.Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Переездная, д. 5" (л.д. 18-41 т.1) следует, что рыночная стоимость данного земельного участка на 28.10.2009 составила 467 000 руб.; N 41/12/3 от 28.10.2009 "Об оценке рыночной стоимости земельного участка (S= 14 128 кв.м.) с кадастровым номером 42:30:0203030:64, расположенного по адресу: Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Куйбышевский район, ул. Переездная, д. 1" (л.д. 49-69 т.1) следует, что рыночная стоимость данного земельного участка на 28.10.2009 составила 3 260 000 руб., что значительно ниже кадастровой стоимости, внесенной Управлением в Государственный земельный кадастр.
При этом, при отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о соблюдении указанного в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний порядка построения статистической модели, в том числе определения факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора рыночной информации, осуществление расчета кадастровой стоимости без учета статического анализа рыночных цен; отсутствии надлежащего контроля за ходом проведения работ и надлежащей их проверки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания результата кадастровой оценки недостоверным, а действий Росреестра и Управления по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка незаконными, нарушающими права предпринимателей.
Суду не представлено доказательств, свидетельствующих о том, какая статистическая модель была применена в расчетах, выражающая зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости или выражающая зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, равно как не представлено данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен, как того требует пункт 5 Правил.
Учитывая отсутствие в деле достаточных доказательств использования при определении кадастровой стоимости земельного участка рыночной информации, а также обстоятельств, подтверждающих определение кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, суд первой инстанции дал правильную оценку представленным в материалы дела документам заинтересованных лиц, формальное соблюдение при составлении которых требований Административного регламента, не свидетельствуют о правомерности произведенной оценки, а также проведение предварительной проверки на предмет соответствия отчета условиям технического задания, осуществления выбора источников информации, порядка сбора рыночной информации, использования рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные исходные данные, наличие последних.
Ссылка в апелляционной жалобе на подтверждение факта проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области в соответствии с требованиями федерального законодательства, в частности с соблюдением административных процедур, Правил, Методических указаний, установленных Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2009 по делу N 81-Г09-12, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 69 АПК РФ, поскольку установленные в указанном Определении обстоятельства не имеют отношение к лицам, участвующим в настоящем деле.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса РФ неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом РФ последствия.
Ни суду первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.
Доводы апелляционной жалобы о выходе судом первой инстанции за пределы заявленных предпринимателями требований признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными; установление факта достоверности результата кадастровой оценки непосредственно связано с предметом заявленных требований применительно к формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Указание в апелляционной жалобе на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, в том числе, с учетом прекращения производства по делу N А27-25216/2009, а равно о нарушении заявителями установленного законом срока на обращение в арбитражный суд не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 151 АПК РФ в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Положения указанной статьи в данном случае не нарушены судом первой инстанции, принявшим к производству и рассмотревшим по существу заявление индивидуальных предпринимателей, с учетом того, что первоначально по делу N А27-25216/2009 Плегуновы обратились в арбитражный суд, не будучи зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, в связи с чем на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ судом и было прекращено производство по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом первоначального обращения Плегуновых в арбитражный суд и соответствующего прекращения производства по делу, дальнейшего обращения в суд общей юрисдикции и возвращением заявления в связи с неподсудностью дела данному суду, принимая во внимание факт регистрации Плегуновых в качестве индивидуальных предпринимателей 25.02.2010 и обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением 27.04.2010, суд апелляционной инстанции находит необоснованными доводы апелляционной жалобы в указанной части.
Кроме того, исходя из изложенных норм, сам по себе факт нарушения срока на обращение в арбитражный суд при установлении судом незаконности оспариваемых действий заинтересованных лиц не является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителей ввиду недопустимости нарушения принципов судопроизводства для достижения его задач в части защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заявителей.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит ссылки на то, какие нормы материального и процессуального права нарушены или применены судом первой инстанции неправильно; при установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, применения к возникшим спорным отношениям норм материального права, подлежащих применению, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, а равно принятия доводов апелляционной инстанции, установленных ст.ст. 268, 270 АПК РФ у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11 августа 2010 года по делу N А27-6171/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6171/2010
Истец: Плегунов Игорь Алекперович, Плегунов Виктор Владимирович
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Третье лицо: ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Коллегия Администрации Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-6171/10
01.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-381/11
02.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7354/11
01.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7354/11
16.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-6171/2010
09.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9159/10