Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2011 г.
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11", Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - УФАС по Томской области, Управление) от 12.01.2010 о наложении штрафа по делу N 02-09/196-09 об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.09.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.10.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "ТГК-11" просит решение и постановление арбитражного суда отменить, ссылаясь на неполное исследование материалов дела.
По мнению заявителя жалобы, ОАО "ТГК-11" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства, состав правонарушения отсутствует.
В отзыве УФАС по Томской области просит оставить принятые судебные акты без изменения, указывая на их обоснованность и соответствие действующему законодательству, а в удовлетворении кассационной жалобы - отказать.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что решением от 20.07.2009 УФАС по Томской области признало ОАО "ТГК-11" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
На основании данного решения выдано предписание от 20.07.2009 года о прекращении нарушения действующего законодательства.
По факту обнаруженного правонарушения Управлением в отношении ОАО "ТГК-11" 19.11.2009 возбуждено дело N 02-09/196-09 об административном правонарушении. 04.12.2009 составлен протокол об административном правонарушении 12.01.2010 вынесено постановление, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, и ему назначен административный штраф в размере 3 103 658 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Запрет на совершение хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц установлен в части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Суды пришли к обоснованному выводу, об отсутствии правовых оснований для применения ОАО "ТГК-11" тарифа расчетным методом, предусмотренным Методикой определения количества коммунальных ресурсов и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 года N 105, и подлежащей применению для теплоснабжающих организаций системы ЖКХ и потребителей - юридических лиц, потребляющие установки которых присоединены к водяным тепловым сетям систем коммунального теплоснабжения, при осуществлении коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее - Правила N 307), в случае если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, расчет размера платы за приобретение такой организацией горячей воды и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии приборов учета объем потребляемых коммунальных услуг определяется, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления.
Исследовав и оценив в соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде, применен в отношении ТСЖ, ЖСК метод расчета количества тепловой энергии при отсутствии и (или) выходе из строя приборов учета тепловой энергии, не предусмотренной действующим законодательством для данной категории потребителей, чем нарушен абзац 1 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.31 КоАП РФ.
При этом суды, применяя положения части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно исходили из того, что факт ущемления интересов потребителей коммунальных услуг, нарушений ОАО "ТГК-11" положений абзаца 1 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ не подлежит доказыванию, поскольку установлен вступившим в законную силу решением от 23.12.2009 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7333/2009, оставленным без изменения постановлением от 16.03.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда и постановлением от 18.06.2010 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, которым отказано Обществу в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными решения и предписания Управления от 20.07.2009 по делу N 02-10/59-09.
При этом судами обоснованно указано, что доказательства, свидетельствующие о принятии ОАО "ТГК-11" всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения вменяемого ему административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.09.2010 года Арбитражного суда Томской области и постановление от 29.10.2010 года Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1055/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде, применен в отношении ТСЖ, ЖСК метод расчета количества тепловой энергии при отсутствии и (или) выходе из строя приборов учета тепловой энергии, не предусмотренной действующим законодательством для данной категории потребителей, чем нарушен абзац 1 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.31 КоАП РФ.
При этом суды, применяя положения части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно исходили из того, что факт ущемления интересов потребителей коммунальных услуг, нарушений ОАО "ТГК-11" положений абзаца 1 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ не подлежит доказыванию, поскольку установлен вступившим в законную силу решением от 23.12.2009 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-7333/2009, оставленным без изменения постановлением от 16.03.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда и постановлением от 18.06.2010 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, которым отказано Обществу в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными решения и предписания Управления от 20.07.2009 по делу N 02-10/59-09.
При этом судами обоснованно указано, что доказательства, свидетельствующие о принятии ОАО "ТГК-11" всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения вменяемого ему административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2011 г. по делу N А67-1055/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6747/11
17.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6747/11
16.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А67-1055/2010
29.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8902/10
07.09.2010 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-1055/10