Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2011 г.
Открытое акционерное общество "Экспертная организация "С-Контроль" (далее - ОАО "Экспертная организация "С-Контроль", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным постановления от 14.07.2010 N 50-10/319 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области (далее - Управление, административный орган) о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением от 02.09.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 25.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования Общества отказано.
При принятии судебных актов суды пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствии оснований для признания данного правонарушения малозначительным.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты.
В кассационной жалобе Общество ссылается на наличие объективных причин, в силу которых у него отсутствовала возможность выполнить обязанность по своевременному представлению справок о поступлении валюты, а также указывает на необоснованное неприменение судами положений о малозначительности правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора судами установлено, что Обществом подписан с нерезидентом - Эксон Нефтегаз Лимитед (Багамы) заказ на поставку от 25.02.2009 N 4500536343, по условиям которого предоставляются услуги по тестированию методом неразрушающего контроля; общая сумма заказа составляет 713 527, 50 долларов США; срок действия заказа до 31.12.2010; условиями заказа предусмотрено осуществление валютных операций.
Обществом по данному заказу в Новосибирском филиале закрытого акционерного общества "Райффайзенбанк" оформлен паспорт сделки от 17.04.2009 N 09040001/3292/0031/3/0, 18.02.2010 указанный паспорт сделки закрыт.
По данному заказу Обществом в Филиале "Сибирский" закрытого акционерного общества "Райффайзенбанк" в г. Новосибирске оформлен паспорт сделки от 27.02.2010 N 10020003/3292/0004/3/0, в соответствии с которым общая сумма заказа составляет 1 263 527, 50 долларов США.
В пользу Общества от нерезидента - Эксон Нефтегаз Лимитед (Багамы) 01.02.2009, 02.09.2009, 17.09.2009 поступила экспортная валютная выручка в общей сумме 3 300 012 рублей (платежное поручение от 01.09.2009 N 904 и выписка по счету от 01.09.2009 N 40702810900240000298, платежное поручение от 02.09.2009 N 947 и выписка по счету от 02.09.2009 N 40702810900240000298, платежное поручение от 17.09.2009 N 349).
В связи с несоблюдением Обществом установленного срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 01.07.2010 N 50-10/319 и принято постановление от 14.07.2010 N 50-10/319 о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Согласно части 4 статьи 5 и пункту 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям; единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным Банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 данного Закона порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным Банком Российской Федерации.
На основании указанной нормы, а также положений Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" Центральным Банком Российской Федерации принято Положение от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение).
В силу пунктов 2.2 и 2.6 Положения в случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в уполномоченном банке, в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки, резидент наряду с документами, подтверждающими осуществление валютных операций, представляет в уполномоченный банк два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств и составленной в соответствии с требованиями, изложенных в приложении 2 к Положению, на основании документов, по которым совершены записи по счету (далее - справка о поступлении валюты Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2.7 Положения справка о поступлении валюты Российской Федерации представляется резидентом в уполномоченный банк в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту, указанные в пункте 2.6 Положения.
Указанием Банка России от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о поступлении валюты Российской Федерации отнесена к формам учета по валютным операциям для резидентов (за исключением кредитных организаций и валютных бирж).
Судами обеих инстанций установлено, что Обществом справки о поступлении валюты Российской Федерации представлены Обществом в уполномоченный банк с нарушением установленного пунктом 2.7 Положения пятнадцатидневного срока, в связи с чем пришли к выводу, что событие административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждены.
Довод Общества об отсутствии вины в совершении административного правонарушения по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, был предметом рассмотрения арбитражных судов и отклонен как не свидетельствующий о невозможности выполнения обязанности по своевременному представлению справок о поступлении валюты Российской Федерации в уполномоченный банк.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности.
Оценка малозначительности правонарушения осуществляется судом применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и может иметь место только в исключительных случаях, такое обстоятельство, как отсутствие наступления вредных последствий не свидетельствует о его малозначительности (пункты 18, 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, суды отклонили довод Общества о возможности квалификации совершенного им административного правонарушения как малозначительного.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащем исследовании и оценке обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, нарушений судами норм материального или процессуального права не допущено, нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судами не установлено.
Полномочий для переоценки фактических обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы Общества и отмены принятых по делу судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.09.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 25.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-14914/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указанием Банка России от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о поступлении валюты Российской Федерации отнесена к формам учета по валютным операциям для резидентов (за исключением кредитных организаций и валютных бирж).
Судами обеих инстанций установлено, что Обществом справки о поступлении валюты Российской Федерации представлены Обществом в уполномоченный банк с нарушением установленного пунктом 2.7 Положения пятнадцатидневного срока, в связи с чем пришли к выводу, что событие административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждены.
...
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности.
Оценка малозначительности правонарушения осуществляется судом применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния и может иметь место только в исключительных случаях, такое обстоятельство, как отсутствие наступления вредных последствий не свидетельствует о его малозначительности (пункты 18, 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях")."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А45-14914/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании