Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз") о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, в сумме 104 412,68 руб.
Решением от 05.07.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа заявленные Департаментом требования удовлетворены.
Постановлением от 20.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "РН-Юганскнефтегаз", ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить указанные судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом требований.
По мнению ООО "РН-Юганскнефтегаз", Департаментом не доказан факт уничтожения или порчи почвы и неправильно произведен расчет суммы ущерба, причиненного лесному фонду.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент, соглашаясь с выводами названных судебных инстанций, просит оставить обжалуемые ООО "РН-Юганскнефтегаз" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" поддержал доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, начальником отдела Юнг-Яхского участкового лесничества Ш.З.А. совместно с представителем ООО "РН-Юганскнефтегаз" Б.А.Н., действующим на основании доверенности от 01.01.2009 N 25/09, 11.06.2009 в выделе 18 квартала 20 Юнг-Яхского участкового лесничества был обнаружен факт разлива нефти на площади 0,0166 га.
На основании приказа уполномоченного должностного лица Департамента от 06.07.2009 N 282-ЛК проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "РН-Юганскнефтегаз" требований лесного законодательства Российской Федерации.
По результатам этой проверки начальником отдела Юнг-Яхского участкового лесничества Ш.З.А. в присутствии представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" К.Д.В., действующего на основании доверенности N 519/08 от 19.12.2008, составлены акт проверки N 44 от 08.07.2009 и акт о лесонарушении N 23 от 09.07.2009, в которых отражено лесонарушение, допущенное ответчиком в выделе 18 квартала 20 Юнг-Яхского участкового лесничества, выразившееся в нефтеразливе и порче почвы лесного фонда площадью 0,0166 га.
В соответствии с положениями пункта 5 приложения 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 года N 273 Департаментом рассчитана сумма ущерба, ООО "РН-Юганскнефтегаз" выдано предписание по устранению нарушений лесного законодательства, которым предписано до 01.09.2009 оформить разрешительные документы на нефтеразливы, указанные в актах, и до 31.12.2009 провести рекультивацию поврежденного участка лесного фонда.
Претензионным письмом от 15.07.2009 N 581 Департамент предложил ООО "РН-Юганскнефтегаз" в срок до 05.09.2009 в добровольном порядке возместить ущерб, причиненный лесному фонду.
Поскольку в указанный срок сумма ущерба ООО "РН-Юганскнефтегаз" не была перечислена на соответствующий расчетный счет, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании названного ущерба.
Принимая судебные акты об удовлетворении требований Департамента, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этим лицом вред лесам.
Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" предусмотрена методика и утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что из содержания акта о лесонарушении от 09.07.2009 года N 23, составленного с участием представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" К.Д.В., следует, что разлив нефти произошел на территории Юнг-Яхского участкового лесничества в выделе 18 квартала 20, отнесённого к категории эксплуатационных лесов.
Поскольку эксплуатационные леса расположены на землях лесного фонда, Департаментом правомерно применены методика и таксы исчисления вреда, причиненного лесам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 273 от 08.05.2007 (приложение N 4).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требование Департамента о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду.
Принимая во внимание, что в кассационной жалобе не содержится указаний на доказательства, опровергающие выводы двух судебных инстанций, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округ постановил:
решение от 05.07.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление от 20.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3489/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" предусмотрена методика и утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4.
...
Поскольку эксплуатационные леса расположены на землях лесного фонда, Департаментом правомерно применены методика и таксы исчисления вреда, причиненного лесам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 273 от 08.05.2007 (приложение N 4)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 февраля 2011 г. по делу N А75-3489/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании