Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "ПМ-плюс" (далее - ООО "ПМ-плюс") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра), федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Алтайскому краю (далее - ФГУ "ЗКП") о признании незаконными действий Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером 22:16:030009:1 площадью 5 002 м. в сумме 1 795 718 руб. и удельном показателе в размере 359 руб. за 1 м., расположенного по адресу: территория администрации Калманского сельсовета, около перекр.стка автодорог Барнаул-Рубцовск-Республика Казахстан и автодороги с. Калманка - с. Шилово;
- с кадастровым номером 22: 63:050752:3 площадью 2 108 м. в сумме 15 494 074 руб. 04 коп. и удельном показателе в размере 7 350 руб. 13 коп. за 1м., расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Змеиногорский тракт, 29в;
- с кадастровым номером 22:63:030126:37 площадью 2 177 м. в сумме 13 273 735 руб. 02 коп. и удельном показателе в размере 6 097 руб. 26 коп. за 1м., расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Малахова, 107д, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков, об обязании Управления Росреестра устранить нарушения законных прав и интересов ООО "ПМ-плюс" путём приведения сведений о кадастровой стоимости в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и обязании ФГУ "ЗКП" исключить данные сведения из государственного земельного кадастра.
Заявление в суд мотивировано несоответствием оспариваемых действий нормам статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённому приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель насел.нных пунктов, утвержд.нным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания N 39).
До принятия решения ООО "ПМ-плюс" отказалось от требований к ФГУ "ЗКП".
Третьими лицами без самостоятельных требований к участию в деле привлечены администрация Алтайского края, общество с ограниченной ответственностью "Информационно-Аналитическое бюро" (далее - ООО "Информационно-Аналитическое бюро").
Решением от 03.09.2010 Арбитражного суда Алтайского края (судья И. Л.Ю.) в удовлетворении заявления в части признания незаконными действий Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости вышеперечисленных земельных участков и обязании привести эти сведения в соответствии с законодательством отказано. В части требований об обязании ФГУ "ЗКП" исключить эти сведения из государственного земельного кадастра производство по делу прекращено в связи с отказом заявителя от этих требований.
Постановлением от 23.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра прос ит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Ссылается на то, что апелляционный суд не указал, какие именно действия Управления Росреестра являются ненадлежащими.
По мнению подателя жалобы, после проверки Росреестром отч.тов об определении кадастровой стоимости и устранения выявленных несоответствий удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровая стоимость земельных участков остались неизменными, так как эти несоответствия не повлияли на правильность утвержд.нных удельных показателей.
Полагает, что обжалуя действия Управления Росреестра, заявитель фактически оспаривает исполнение подрядчиком - ООО "Информационно-Аналитическое бюро" обязанностей по гражданско -правовой сделке о выполнении технического задания.
Указывает, что результаты кадастровой оценки утверждены исполнительным органом Алтайского края, и это обстоятельство не учтено судом апелляционной инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу администрация Алтайского края поддерживает доводы подателя жалобы и считает подлежащим отмене оспариваемый судебный акт.
ООО "ПМ-плюс", ФГУ "ЗКП", администрация Алтайского края, ООО "Информационно-Аналитическое бюро" о времени и месте слушания дела уведомлены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра просил удовлетворить кассационную жалобу по доводам, указанным в жалобе.
Выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, установленном статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "ПМ-плюс" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером 22:16:030009:1 площадью 5 002 м., с кадастровым номером 22:63:050752:3 площадью 2 108 м., с кадастровым номером 22:63:030126:37 площадью 2 177 м., расположенные по вышеназванным адресам.
Согласно кадастровым паспортам от 06.04.2010 N 16/10-1-927, от 01.04.2010 N 63/10-10921 и N 63/10-10924 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:16:030009:1, составившая 1 795 718 руб., определена с уч.том удельного показателя кадастровой стоимости в размере 359 руб. за 1 м.; земельного участка с кадастровым номером 22:63:030126:37, составившая 13 273 735 руб. 02 коп., определена с учетом удельного показателя в размере 6 097 руб. 26 коп. за 1 м. и земельного участка с кадастровым номером 22:63:050752:3, составившая 15 494 074 руб. 04 коп., определены с уч.том удельного показателя в размере 7 350 руб. 13 коп. за 1 м.
14.04.2010 заявитель обратился в Управление Росреестра с запросом о предоставлении ему информации о порядке определения кадастровой стоимости земельный участков с кадастровыми номерами 22:63:050752:3 и 22:63:030126:37.
Письмом от 12.05.2010 N 21-12/3458 орган кадастрового уч.та сообщил, что упомянутые земельные участки включены в Перечень земельных участков по состоянию на 01.01.2009. Удельный показатель этих земельных участков определ.н вследствие подстановки значений факторов стоимости в статистическую модель расч.та, а кадастровая стоимость - путём умножения удельного показателя кадастровой стоимости на их площадь. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости на основе постановления администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов".
Ссылаясь на неправомерность действий Управления Росреестра по формированию кадастровой стоимости земельных участков, чем нарушены права ООО "ПМ-Плюс" как налогоплательщика, заявитель подал в арбитражный суд настоящее заявление.
При отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что нарушение Управлением Росреестра законодательства, регламентирующего процедуру проведения работ по государственной оценке земельных участков, и ненадлежащее исполнение обязанности по проведению предварительной проверки отчёта об определении их кадастровой стоимости не подтверждено материалами дела.
Признавая незаконными действия органа кадастрового уч.та по определению кадастровой оценки, апелляционный суд посчитал, что государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, в том числе внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков возложена на Управление Росреестра, которым неправильно рассчитана кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих заявителю, что повлекло завышение кадастровой стоимости этих участков.
Суд кассационной инстанции выводы апелляционного суда находит неверными, сделанными при неправильном применении норм материального права и несоответствующими обстоятельствам дела.
В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Правилами N 316 государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункты 4, 5).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил N 316 на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятс я в государственный кадастр.
В пункте 4 Административного регламента перечислены государственные функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, включая контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из пункта 10 Правил N 316 вытекает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении е. результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержд.нных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержд.нными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчёта включённых в такой акт итоговых цифр (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков регламентирован Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разреш.нного использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222).
В частности, в пункте 2.1.3 Методических указаний N 222 закреплено, что при образовании нового земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется пут.м умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разреш.нного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Как установил суд первой инстанции, расчёт кадастровой стоимости земельных участков, составленный ООО "Информационно-аналитическое Бюро" (исполнителем) во исполнение заключенного с Главным управлением имущественных отношений Алтайского края государственного контракта от 15.06.2010 N 4, осуществл.н при непосредственном контроле органа кадастрового учёта, что подтверждается протоколом предварительной проверки от 05.11.2009.
Правильность отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009 была проверена Росреестром, который счёл его соответствующим Методическим указаниям N 39 (акт проверки N 4).
Администрация Алтайского края в силу имеющихся у неё полномочий постановлением от 28.12.2009 N 546 утвердила представленные Управлением Росреестра средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Алтайского края и результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Алтайского края, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:050752:3 и 22:63:030126:37 (порядковые номера 32043 и 9702 таблицы N 62), которое не признано недействительным либо недействующим в указанной части.
Изменения, внесенные в постановление N 546 постановлением администрации Алтайского края от 16.11.2010 N 513, не касаются спорных земельных участков.
Несоответствие утвержд.нных постановлением администрации Алтайского края N 546 сведений об удельном показателе земельного участка с кадастровым номером 22:63:050752:3 в размере 1 198 руб. 70 коп. и кадастровой стоимости в сумме 1 162 739 руб. содержащимся в государственном кадастре недвижимости сведениям, что усматривается из кадастровой выписки N 63/10-10921, не свидетельствует о неправомерности действий Управления Росреестра.
В соответствии с приказом Росреестра от 18.05.2009 N 21 полномочиями органа кадастрового уч.та, предусмотренными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в том числе по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости, с 01.06.2009 наделено ФГУ "ЗКП".
Что касается земельного участка с кадастровым номером 22:16:030009:1, то до обращения в суд у ООО "ПМ-плюс" не возникало сомнений в правильности его кадастровой стоимости, и оно не было предметом отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков 09.07.2009, действия Управления Росреестра по проверке которого заявитель оспаривает.
Кроме того, средний удельный показатель земель Калманского района, где находится данный земельный участок, в размере 359 руб. за 1 м. утверждён постановлением администрации Алтайского края от 12.01.2007, а кадастровая стоимость в сумме 1 795 718 руб. определена посредством умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка, что соответствует Методическим указаниям N 222.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку действия Управления Росреестра по формированию кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ООО "ПМ-плюс", не противоречат действующему законодательству, то они не могут нарушать права и законные интересы заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности. Поэтому суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ООО "ПМ-плюс".
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 23.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-7116/2010 отменить. Решение от 03.09.2010 Арбитражного суда Алтайского края по этому же делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Что касается земельного участка с кадастровым номером 22:16:030009:1, то до обращения в суд у ООО "ПМ-плюс" не возникало сомнений в правильности его кадастровой стоимости, и оно не было предметом отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков 09.07.2009, действия Управления Росреестра по проверке которого заявитель оспаривает.
Кроме того, средний удельный показатель земель Калманского района, где находится данный земельный участок, в размере 359 руб. за 1 м. утверждён постановлением администрации Алтайского края от 12.01.2007, а кадастровая стоимость в сумме 1 795 718 руб. определена посредством умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка, что соответствует Методическим указаниям N 222.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 марта 2011 г. по делу N А03-7116/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании