Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 г.
Закрытое акционерное общество "Финансово -строительная компания "Кузбасстрой" (далее - ЗАО "ФСК "Кузбасстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее-Росреестр), Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки в сумме 17 282 369,78 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 4 402, 03 руб. за квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:132 площадью 3 926 кв. метров, а также земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13 площадью 4 837,14 кв. метров в сумме 29 596 815,03 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6118,66 руб. за квадратный метр, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Роснедвижимости; о признании недействительным пункта 7 решения Роснедвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее -Методические указания N 39), в части определения кадастровой стоимости в сумме 17 282 369,78 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 4 402, 03 руб. за квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:132 и определения кадастровой стоимости в сумме 29 596 815,03 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6 118,66 руб. за квадратный метр земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13; о признании незаконными, несоответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Методическим указаниям N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент), действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101037:132, 42:24:0101037:13; обязании Управления Роснедвижимости исключить из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости названных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Коллегия администрации Кемеровской области.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена заинтересованного лица: Управления Роснедвижимости на его правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра).
В соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выделены в отдельное производство требования в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:132, площадью 3 926 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул.Ю. Двужильного, 3В.
Решением от 04.08.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010, заявленные требования в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13 удовлетворены в полном объеме.
Арбитражный суд сослался на непредставление заинтересованными лицами убедительных доказательств, свидетельствующих о соблюдении требований Методических указаний N 39 при проведении государственной кадастровой оценки земель и осуществлении в надлежащем порядке административных процедур по проверке Отчета требованиям федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов; на отсутствие доказательств сбора достоверной и достаточной рыночной информации для расчета удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка информации.
Апелляционный суд поддержал выводы суда.
Росреестр и Управление Росреестра подали кассационную жалобу, в которой просят отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателей жалобы, в связи с утвержденной органом исполнительной власти кадастровой стоимостью земли, сами по себе оспариваемые действия не нарушают прав и законных интересов общества, не влекут для них неблагоприятных последствий по уплате земельного налога. Податели жалобы считают доказанным материалами дела факт надлежащего исполнения возложенной на них функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель. Ссылаясь на статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10, пункт 11 Правил N 316, податели жалобы отмечают, что акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая может быть оспорена лишь при оспаривании самого акта утверждающего кадастровую стоимость.
Отзывы на кассационную жалобу в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не поступили от лиц, участвующих в деле.
Извещенные надлежащим образом о судебном разбирательстве по делу участвующие в деле лица не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, однако это не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что ЗАО ФСК "Кузбасстрой" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13 площадью 4 837,14 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Баумана, 55.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 30.01.2009 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13 указана в сумме 29 596 815,03 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 6 118,66 руб. за квадратный метр.
Ссылаясь на отчет независимого оценщика ООО НПФ "Инком Прайс" от 26.02.2010 N 02/04-10, по которому стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13 определена в сумме 5 180 000 руб., ЗАО "ФСК "Кузбасстрой в связи со значительностью размера кадастровой стоимости спорного земельного участка обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая, что при определении кадастровой стоимости допущено нарушение норм законодательства, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки земель, процедуру проверки результатов кадастровой оценки.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу об определении кадастровой стоимости земельных участков не в соответствии с действующим законодательством. При этом судебные инстанции сослались на отсутствие доказательств о проведении кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной и достаточной рыночной информации.
В силу положений статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане для признания незаконными решений или действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решения или действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (Правила N 316), в соответствии с которыми функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальные органы.
Согласно пункту 8 Правил N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории, по результатам которого составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
В соответствии с Методическими указаниями N 39, утвержденными Минэкономразвития во исполнение пункта 11 Правил N 316, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков включает два этапа: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; осуществление расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе построения статистических моделей в установленном данным нормативным актом порядке.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимостью и её территориальными органами по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом.
Административный регламент предусматривает, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков;
проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр (пункты 8, 9, 10, 11).
При разрешении спора судами не установлено, что в данном случае не была построена статистически значимая модель для последующего расчета рыночной информации.
В соответствии с предоставленными Административным регламентом полномочиями по исполнению государственной функции, Управление Роснедвижимости провело проверку отчета, выполненного ФГУП "ФКЦ "Земля", на соответствие требованиям технического задания, что отражено в акте проверки от 24.11.2008 N 2.
Согласно пункту 10 Правил N 316, пунктам 4, 9 Административного регламента, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении её результатов. Затем, утвержденные результаты государственной кадастровой оценки вносятся в государственный кадастр.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с указанными нормативными правовыми актами Управление Роснедвижимости после проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков передало результаты государственной кадастровой оценки земель администрации Кемеровской области.
В силу предоставленных полномочий Коллегия администрации Кемеровской области принятыми постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 утвердила соответственно средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
После утверждения органом исполнительной власти результатов государственной кадастровой оценки земель Управление Роснедвижимости внесло в государственный кадастр сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Действия по определению и внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденных постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и N 520, соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, и не могут нарушать права и законные интересы общества.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с обоснованностью выводов суда о недостоверности результата кадастровой оценки земельного участка.
Судом сделан преждевременный вывод об обязании исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Внесение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое в установленном законом порядке не отменено и не оспорено.
На основании изложенного отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принятые по делу судебные акты подлежат отмене.
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.08.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2010 по делу N А27-6847/2010 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований закрытому акционерному обществу "Финансово-строительная компания "Кузбасстрой" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 указал, что под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
...
В силу предоставленных полномочий Коллегия администрации Кемеровской области принятыми постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 утвердила соответственно средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
...
Действия по определению и внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденных постановлениями Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 и N 520, соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, и не могут нарушать права и законные интересы общества.
...
Внесение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое в установленном законом порядке не отменено и не оспорено."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 марта 2011 г. по делу N А27-6847/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-6847/10
22.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-208/11
27.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-208/11
12.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8249/11
27.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8249/11
22.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8249/11
03.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-6847/2010
27.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8680/10
04.08.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-6847/10