г. Томск |
Дело N 07АП-8680/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.,
судей: Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 августа 2010 года
по делу N А27-6847/2010 (судья Плискина Е.А.)
по заявлению Закрытого акционерного общества "Финансово-строительная компания "Кузбасстрой"
к Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (г.Москва); Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (г.Кемерово); Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (г.Москва)
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
о признании недостоверными результата государственной кадастровой оценки, признании недействительным п. 7 акта проверки отчета N 2 от 24.11.2008г.; признании незаконными действия, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13; об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество "Финансово-строительная компания "Кузбасстрой", г. Кемерово (далее - ЗАО ФСК "Кузбасстрой", заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, г.Москва (далее - Росреестр), Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, г.Кемерово (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13, площадью 3 926 кв.м., расположенного по адресу: г.Кемерово, ул. Ю. Двужильного, 3В в сумме 17282369,78 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 4 402 руб. 03 коп. за кв.м., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13, площадью 4 837,14 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Баумана, 55, в сумме 29596815,03 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6118,66 руб. за кв.м., проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля", г. Москва по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:132 в сумме 17282369,78 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 4 402 руб. 03 коп. за кв.м., а также земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13 в сумме 29596815,03 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6118,66 руб. за кв.м.; о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка к кадастровым номером 42:24:0101037:132 в сумме 17282369,78 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 4 402 руб. 03 коп. за кв.м., о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13 в сумме 29596815,03 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 6118,66 руб. за кв.м.; обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка к кадастровым номером 42:24:0101037:132 в сумме 17282369,78 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 4 402 руб. 03 коп. за кв.м., а также о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13 в сумме 29596815,03 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 6118,66 руб. за кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, заявителем привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово.
Определением суда от 21.06.2009 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области его правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово, а также в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выделены в отдельное производство требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:132, площадью 3 926 кв.м., расположенного по адресу: г.Кемерово, ул.Ю.Двужильного, 3В в сумме 17282369,78 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 4 402 руб. 03 коп. за кв.м., проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля", г.Москва по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:132 в сумме 17282369,78 руб.; о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка к кадастровым номером 42:24:0101037:132 в сумме 17282369,78 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 4 402 руб. 03 коп. за кв.м., обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области исключить из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка к кадастровым номером 42:24:0101037:132 в сумме 17282369,78 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 4 402 руб. 03 коп. за кв.м.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 04.08.2010г. заявленные ЗАО ФСК "Кузбасстрой" требования удовлетворены в части признания недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13, площадью 4 837,14 кв.м., расположенного по адресу: г.Кемерово, ул.Баумана, 55, в сумме 29596815,03 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6118,66 руб. за кв.м., проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области; недействительным пункт 7 решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва (правопреемник Федерального агентства кадастра объектов недвижимости), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13 в сумме 29596815,03 руб. и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6118,66 руб. за кв.м.; незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва (правопреемник Федерального агентства кадастра объектов недвижимости), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (правопреемник Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области), выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13 в сумме 29596815,03 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 6118,66 руб. за кв.м. с возложением на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области обязанности по исключению из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости в сумме 29596815,03 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 6118,66 руб. за кв.м. в отношении земельного участка к кадастровым номером 42:24:0101037:13, площадью 4 837,14 кв.м., расположенного по адресу: г.Кемерово, ул.Баумана, 55.
Не согласившись с решением арбитражного суда Росреестр, Управление Росреестра подали апелляционную жалобу, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04.08.2010 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества по основаниям:
- нормативного не установления обязанности Управления Роснедвижимости по Кемеровской области при проведении предварительно оценки Отчета анализировать его, указывать причины соответствия или несоответствия величин рыночной стоимости, изложенных в нем, не проверяется отчет на соответствие его Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке населенных пунктов, требованиям указанных заявителем федеральных стандартов оценки;
- факт проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, в частности , с соблюдением административных процедур, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, Методических указаний, а также факт проверки отчета Роснедвижимостью установлен Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.02.2001г. по делу N 81-Г09-26.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГУП ФКЦ "Земля" доводы апелляционной жалобы поддержало, указав на неправильно избранный заявителем способ защиты своих прав и законных интересов к оценщику , что не учтено судом первой инстанции.
Коллегия Администрации Кемеровской области в представленном отзыве доводы апелляционной жалобы поддержала, указав на выполнение процедуры проведения и организации проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Кемеровской области в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Надлежащим образом извещенные иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, ФГУП ФКЦ "Земля" в представленном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, что в силу ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, представленных на нее отзывов суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Следуя материалам дела, ЗАО ФСК "Кузбасстрой" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13, площадью 4 837,14 кв.м., расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Баумана, 55, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 42 АВ N 455345 от 04.12.2006.
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 30.01.2009 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13 составляет 29 596 815,03 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 6 118,66 руб. за кв.м.
Ссылаясь на отчет независимого оценщика - Общества с ограниченной ответственностью НПФ "Инком Прайс" - от 26.02.2010 N 02/04-10, которым стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:13 определена в сумме 5 180 000 руб., полагая, что при определении кадастровой стоимости были нарушены нормы законодательства, регулирующего порядок проведения кадастровой оценки земель, процедура проверки результатов кадастровой оценки, ЗАО Финансово-строительная компания "Кузбасстрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований Общества соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу, основаны на правильном применении (истолковании) норм материального права, поддерживая которые суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусмотрено проведение оценки на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Во исполнение пункта 11 данных Правил приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее Методические указания).
Согласно п. 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации. В состав факторов стоимости должны быть включены факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов (пункт 2.2. Методический указаний).
При этом для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости (пункт 2.2.5 Методических указаний).
В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); цены предложения (купля-продажа, аренда); цены спроса (купля-продажа, аренда); информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.
Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.
Проанализировав вышеприведенные норм законодательства, регулирующего правоотношения по проведению государственной кадастровой оценки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расчет кадастровой стоимости должен быть произведен с использованием факторов стоимости, при условии использования рыночной информации, которая должно быть достаточной для построения статистически значимой модели.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен пунктом 9.5 Административного регламента, согласно которому в случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет один экземпляр отчета на проверку в Роснедвижимость.
Роснедвижимость производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).
Как следует из материалов дела, работы по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта N 140 от 29.06.2007г., заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнитель).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме "Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области" путем сдачи результата выполненных работ , а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется техническим заданием.
Требования к работам и их содержание, являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2 государственного контракта).
Проанализировав положения пункта 2.2.5 Методических указаний, пунктов 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 9.8 Административного регламента, исходя из пункта 4.2.2 технического задания в содержание работ, выполняемых ФГУП ФКЦ "Земля", в которые входит сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков по каждому виду разрешенного использования из источников информации, содержащих сведения доказательственного значения; сбор и проверка достаточности рыночной информации осуществляется в соответствии с пунктами 4.2.5, 4.2.6 технического задания, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управление Роснедвижимости по Кемеровской области проводит проверку отчета на соответствие условиям технического задания , а Роснедвижимость - Методическим указаниям , которые определяют порядок сбора рыночной информации.
Представленный в материалы дела протокол предварительной оценки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008г. , составленный начальником отдела кадастровой оценки Управления Роснедвижимости соответствующим условиям технического задания, вместе с тем, согласно протокола предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008г., соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостью, наличие файлов без данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе , информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков , объектов недвижимости в тексте отчета , необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц.
Акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 2 от 24.11.2008г. содержит сведения об исполнителе и заказчике работ , о прохождении предварительной проверки, о должностных лицах, проводящих проверку отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.
При этом, при отсутствии определения состава факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора рыночной информации, осуществление расчета кадастровой стоимости без учета статического анализа рыночных цен; отсутствии надлежащего контроля за ходом проведения работ и надлежащей их проверки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания результата кадастровой оценки недостоверным, а действий Роснедвижимости (г.Москва) и Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка незаконными, нарушающими права ЗАО ФСК "Кузбасстрой", связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ, исходя из ч. 5 ст. 200 АПК РФ, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о непредставлении ФГУП "ФКЦ "Земля", Росреестром, Управлением Росреестра убедительных доказательств, свидетельствующих о соблюдении требований Методических указаний N 39 при проведении государственной кадастровой оценки земель и осуществлении в надлежащем порядке административных процедур по проверке Отчета требованиям федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов; доказательств сбора достоверной и достаточной рыночной информации для расчета удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка, в том числе цен сделок; цен предложения; цен спроса, иной рыночной информации, использования при подготовке Отчета сведений из официальных реестров, содержащих сведения о сделках с объектами недвижимости, данных средств массовой информации, в том числе официальных сайтов предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости, в материалы дела не представлено, соответствующие материалы и распечатки не представлены.
Судом также дана надлежащая правовая оценка отчета ООО "Группа комплексных решений" N 1/ГКР/140-025д "Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, расположенных по адресу: РФ, Кемеровская область, г. Кемерово", в котором отсутствуют данные, позволяющие идентифицировать объекты-аналоги, отсутствуют характеристики объектов-аналогов, позволяющие сопоставить их с земельным участком заявителя.
Кроме того, судом учтено, что проверку отчета согласно акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 N 2, проводил начальник управления оценки ФГУП ФКЦ "Земля" Ковалев Д.В.; сведений о должностных лицах Роснедвижимости, осуществивших проверку отчета на соответствие Методическим указаниям N 39, акт проверки не содержит.
В связи с чем, оценив с иными доказательства в совокупности, обоснованно указал на не проведение проверки отчета должностными лицами Роснедвижимости на соответствие Методическим указаниям N 39 и в нарушение положений Административного регламента.
Доводы ФГУП ФКЦ "Земля" о неверном способе защиты своих прав Обществом, не принимаются, исходя разъяснений, содержащихся в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", в соответствии с которым если самостоятельное оспаривание величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления отдельного иска невозможно, вопрос о достоверности оценки может рассматриваться в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, изданного акта или принятого решения (в том числе дела о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта или решения должностного лица, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.).
Учитывая, отсутствие в деле достаточных доказательств использования при определении кадастровой стоимости земельного участка рыночной информации, а также обстоятельств, подтверждающих определение кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, суд первой инстанции дал правильную оценку протоколу предварительной оценки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 11.11.2008г., а также акту проверки N 2 от 24.11.2008г., формальное соблюдение при составлении которых требований Административного регламента, не свидетельствует о правомерности произведенной оценки, а также проведение предварительной проверки на предмет соответствия отчета условиям технического задания, осуществления выбора источников информации, порядка сбора рыночной информации, использования рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные исходные данные, наличие последних; в том числе, и проверка отчета работником оценщика, составившего данный отчет.
При этом ссылка, подателя апелляционной жалобы на то, что предварительная проверка отчета устанавливала наличие либо отсутствие определенных параметров в отчете, предусмотренных техническим заданием и не является итоговым результатом, утверждающим кадастровую стоимость, в связи с чем, не нарушает прав заявителя, отклоняется, в силу пунктов 2, 5, 10, 11 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты кадастровой оценки земель, таким образом, утвержденный отчет по результатом его проверки является основанием для внесения соответствующих сведений о государственной кадастровой оценке земель, в том числе и земельного участка заявителя, в государственный земельный кадастр, определение недостоверной оценки влечет за собой нарушение прав, как возлагающее необоснованное завышение налогооблагаемой базы для исчисления налога на землю.
Ссылка на подтверждение факта проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области в соответствии с требованиями федерального законодательства, в частности с соблюдением административных процедур, Правил , Методических указаний, установленных Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2010г. N 81-Г09-26, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу ч.3 ст.69 АПК РФ; поскольку установленные в указанном Определении обстоятельства не имеют отношение к лицам, участвующим в настоящем деле.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Ни суду первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.
Выводы суда об отсутствии оснований для прекращения производства по делу в части признания недостоверными результата государственной кадастровой оценки спорного земельного участка соответствуют положениям ч. 2 ст. 198, п. 1 ч.1 ст. 150 АПК РФ; разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 Информационного письма от 30.05.2005г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит ссылки на то, какие нормы материального и процессуального права нарушены или применены судом первой инстанции неправильно; при установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, применения к возникшим спорным отношениям норм материального права, подлежащих применению, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, а равно принятия доводов апелляционной инстанции, установленных ст.ст. 268, 270 АПК РФ у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 04 августа 2010 года по делу N А27-6847/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6847/2010
Истец: ЗАО "Финансово-строительная компания "Кузбасстрой"
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-6847/10
22.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-208/11
12.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8249/11
27.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8249/11
22.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8249/11
03.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-6847/2010
27.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8680/10
04.08.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-6847/10