Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2011 г.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Алтайэнерго" (далее - ОАО "МРСК Сибири", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), о признании незаконными действий Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Алтайского края (далее - Комитет по финансам, финансовый орган), выразившихся в незаконном возврате исполнительного листа от 27.07.2005 N 056191, выданного по делу N А03-8181/04-19, и обязании Комитета по финансам исполнить исполнительный лист от 27.07.2005 N 056191 в течение десяти дней с даты оглашения резолютивной части решения, а также о признании незаконным бездействия Комитета по финансам, выразившегося в отсутствии действий, направленных на погашение задолженности, и обязании Комитета по финансам внести изменения в распределение бюджетных ассигнований в сумме 1 001 277 000 рублей на 2009 год в трехдневный срок с даты оглашения резолютивной части решения суда по настоящему делу.
Решением от 27.10.2009 Арбитражного суда Алтайского края Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 12.01.2010 Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа решение суда первой инстанции отменено, дело направленно на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением от 27.08.2010 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 23.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования Общества удовлетворены.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена администрация Алтайского края, в качестве третьих лиц привлечены Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края и Алтайское краевое Законодательное Собрание.
В кассационных жалобах Комитет по финансам, администрация Алтайского края просят решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Обществу, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, кроме того, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Комитета по финансам в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Заявленное ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и отклонено, поскольку в силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность принятых судебных актов, в его компетенцию не входит разрешение ходатайств о приобщении дополнительных доказательств.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на кассационную жалобу, соглашаясь с выводами арбитражных судов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы кассационной жалобы и не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решением от 06.08.2004 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8181/04-19 с Комитета по финансам в пользу открытого акционерного общества "Алтайэнерго" (далее - ОАО "Алтайэнерго") взыскано 1 001 277 000 рублей убытков.
После вступления решения в законную силу взыскателю 27.07.2005 выдан исполнительный лист N 056191.
Определением суда от 17.10.2005 должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда на три года.
Определением от 22.05.2008 суд произвел процессуальную замену взыскателя ОАО "Алтайэнерго" на ОАО "МРСК Сибири".
ОАО "МРСК Сибири" 13.01.2009 предъявило в Комитет по финансам исполнительный лист N 056191 на исполнение с приложением решения суда и определения о процессуальном правопреемстве от 22.05.2008.
Уведомлением от 19.01.2009 N 16-13/01 Комитет по финансам возвратил исполнительный лист без исполнения со ссылкой на пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и статью 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), указав, что на момент предъявления исполнительного листа к исполнению не истек трехгодичный срок отсрочки исполнения судебного акта, предоставленный согласно определению суда от 17.10.2005 по делу N А03-8181/04-19.
Общество, полагая, что возврат исполнительных листов без исполнения незаконен, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о необоснованном возврате финансовым органом ОАО "МРСК Сибири" исполнительного листа без исполнения.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из установленных судами обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу акты арбитражных судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение судебных актов влечет ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
В пункте 2 статьи 1 Закона N 229-ФЗ указано, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 239 БК РФ предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу пункта 3 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Следовательно, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.
В силу положений пункта 5 статьи 242.2 БК РФ и статьи 198 АПК РФ Комитет по финансам должен доказать, что предпринимал все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта. Бездействие Комитета по финансам, выразившееся в неисполнение возложенной на него законом обязанности по исполнению судебного акта в трехмесячный срок - противоречит статье 16 АПК РФ и статье 242.2 БК РФ, а следовательно, является незаконным.
Таким образом, Комитет по финансам должен был проявить надлежащую инициативу и выполнить юридическую обязанность по подготовке проекта соответствующего решения о внесении изменений в решение о бюджете и по его направлению главе Алтайского края в случае, если такое изменение бюджетной росписи повлекло за собой изменение решения о бюджете Алтайского края.
Из материалов дела следует, что Комитет по финансам обратился 29.10.2008 в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением предоставить отсрочку исполнения решения суда по делу N А03-8181/04-19 сроком на 1 год 6 месяцев, определением от 11.02.2009 арбитражного суда требования удовлетворены.
Однако данное определение отменено постановлением от 21.04.2009 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 20.08.2009 N ВАС-4714/05 подтвердил законность указанного постановления кассационной инстанции.
Таким образом, доказательств наличия уважительных причин невозможности исполнения исполнительного документа, выданного на основании решения от 06.08.2004 Арбитражного суда Алтайского края года по делу N А03-8181/04-19, Комитетом по финансам в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не представлено. Каких-либо действий, направленных на исполнение судебного акта с момента вступления его в законную силу (то есть с 2005 года) в рамках имеющихся полномочий Комитетом по финансам предпринято не было.
Исследовав обстоятельства дела, суды обоснованно пришли к выводу, что действия Комитета по финансам и администрации Алтайского края направлены на сознательное затягивание исполнения решения суда, носят формальный характер, объективными причинами не обусловлены.
Суды учитывали, в том числе, что длительное неисполнение требований вступившего в законную силу судебного акта нарушает права и законные интересы ОАО "МРСК Сибири" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции считает, что арбитражные суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.08.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 23.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-2332/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Следовательно, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.
В силу положений пункта 5 статьи 242.2 БК РФ и статьи 198 АПК РФ Комитет по финансам должен доказать, что предпринимал все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта. Бездействие Комитета по финансам, выразившееся в неисполнение возложенной на него законом обязанности по исполнению судебного акта в трехмесячный срок - противоречит статье 16 АПК РФ и статье 242.2 БК РФ, а следовательно, является незаконным.
...
Из материалов дела следует, что Комитет по финансам обратился 29.10.2008 в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением предоставить отсрочку исполнения решения суда по делу N А03-8181/04-19 сроком на 1 год 6 месяцев, определением от 11.02.2009 арбитражного суда требования удовлетворены.
Однако данное определение отменено постановлением от 21.04.2009 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 20.08.2009 N ВАС-4714/05 подтвердил законность указанного постановления кассационной инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 марта 2011 г. по делу N А03-2332/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2011 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-2332/09
30.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8153/11
16.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8153/11
04.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-2332/2009
23.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9348/10
12.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8472/2009