Индивидуальный предприниматель Н.И.В. (далее - ИП Н.И.В.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201002:882 (площадью 7784 кв.м.), 42:24:0201002:885 (площадью 5517 кв.м.), проведенной Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области), в суммах 43 001 000,45 руб., 30 476 295,09 руб. и в виде их удельных показателей в сумме 5523,94 кв.м. за кв.м.; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее по тексту - Роснедвижимость), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201002:882, 42:24:0201002:885 в суммах 43 001 000,45 руб., 30 476 295, 09 руб. и в виде их удельных показателей в сумме 5523,94 руб. за кв.м.; о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 действий Роснедвижимости, г. Москва, Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, г. Кемерово, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером 42:24:0201002:882, площадью 7 784 кв.м. в сумме 43 001 000,45 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 523,94 руб. за кв.м.,
- с кадастровым номером 42:24:0201002:885, площадью 5 517 кв.м. в сумме 30 476 295,09 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 523,94 руб. за кв.м.
Предприниматель Н.И.В. просит обязать Управление Росреестра по Кемеровской области исключить из государственного кадастра объектов недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером 42:24:0201002:882, площадью 7 784 кв.м. в сумме 43 001 000,45 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 523,94 руб. за кв.м.,
- с кадастровым номером 42:24:0201002:885, площадью 5 517 кв.м. в сумме 30 476 295,09 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 5 523,94 руб. за кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, заявителем при обращении в суд с настоящим заявлением привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области, г. Кемерово, П.И.А.
Решением от 01.09.2010 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 03.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявление ИП Н.И.В. удовлетворено.
Суд исходил из того, что указание Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в пункте 7 акта проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2 о соответствии Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, в части определения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 42:24:0201002:882, 42:24:0201002:885 в сумме 5 523,94 руб. за кв.м., а также внесение Управлением в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной с нарушением установленной процедуры и без надлежащего анализа и учета информации о рыночной стоимости нарушает права и законные интересы ИП Н.И.В., связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости каждого земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ссылаясь на незаконность обжалуемых судебных актов, просят их отменить, в иске отказать.
Податели кассационной жалобы полагают, что поскольку законодательством не установлен приоритет тех или иных факторов стоимости, используемых для построения статистической модели, исполнителем работ с помощью специального программного обеспечения были отобраны факторы стоимости, которые использовались для построения статистической модели. В результате был определен фактор стоимости в наибольшей степени влияющий на стоимость земельных участков в данной группе, который использовался и являлся достаточным для построения статистической модели. Считают, что акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об отверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость, которая может быть оспорена лишь при оспаривании самого акта, утверждающего кадастровую стоимость. Указывают, что Акт проверки N 2 от 24.11.2008 не является ненормативным актом, который может быть обжалован в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отмечают, что действия Управления не нарушают права и интересы заявителя.
ФГУП "ФКЦ "Земля" в отзыве на кассационную жалобу просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт, кассационную жалобу удовлетворить по мотивам, изложенным в отзыве.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, Н.И.В. принадлежат на праве общей долевой собственности (1/2 доля) с П.И.А. земельные участки с кадастровыми номерами 42:24:0201002:882, 42:24:0201002:885, расположенные по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Терешковой, д. 39 (свидетельства о государственной регистрации права от 01.07.2009 серии 42АГ N 015955, от 12.12.2008 серии 42 АВ N 893245). Согласно кадастровым паспортам 17.03.2010 N 4200/001/09-56304, от 23.03.2010 N 4200/001/10-97544 кадастровая стоимость указанных земельных участков составила 43 001 000,45 руб. и 3 0476 295,09 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 5 523,94 руб. за кв.м.
Полагая, что при определении величины кадастровой стоимости земельного участка были допущены отступления от установленного нормативно-правовыми актами порядка, ИП Н.И.В. обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Следовательно, доводы заявителя о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают его доводы о не соблюдении Административного регламента.
Из материалов дела следует, что при совершении оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, Управление, Росреестр руководствовались положениями Федерального закона "О государственном земельном кадастре", а также Правилами, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 520 утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Кемеровского областного суда в рамках рассмотрения гражданского дела N 3-149/09 по заявлению об оспаривании постановления коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 оно не признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 г. N 81-Г10-10 указанное решение Кемеровского суда оставлено без изменения.
Учитывая, что государственная кадастровая оценка земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0201002:882, 42:24:0201002:885 с последующим утверждением ее органом исполнительной власти проведена, суды сделали неправильный вывод о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, связанные с уплатой законно установленного земельного налога.
ИП Н.И.В., обращаясь с суд с данным заявлением, просило устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем приведения сведений о государственной кадастровой стоимости указанного земельного участка в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд удовлетворил требование, обязав исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Однако включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое не отменено и не оспорено в установленном порядке. При таких обстоятельствах возложение обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является преждевременным и не связано с заявленными требованиями о признании незаконными указанных действий.
Так как действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов общества, заявленные требования о признании их незаконными подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.09.2010 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 03.11.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-10111/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Н.И.В. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ИП Н.И.В., обращаясь с суд с данным заявлением, просило устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем приведения сведений о государственной кадастровой стоимости указанного земельного участка в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд удовлетворил требование, обязав исключить из государственного реестра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Однако включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Коллегией администрации Кемеровской области постановления от 27.11.2008 N 520, которое не отменено и не оспорено в установленном порядке. При таких обстоятельствах возложение обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является преждевременным и не связано с заявленными требованиями о признании незаконными указанных действий.
Так как действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов общества, заявленные требования о признании их незаконными подлежат отклонению согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 марта 2011 г. по делу N А27-10111/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-10111/10
10.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-210/11
11.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-210/11
08.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7969/11
27.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7969/11
16.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7969/11
09.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-10111/2010
03.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9096/10
01.09.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-10111/10