Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2011 г.
Я.А.Я. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление), федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:185 площадью 14 674 кв.м в размере 65 721 030,76 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 478,74 рублей за кв.м, находящегося по адресу: г. Кемерово, проспект Кузнецкий, 234 а; о признании незаконными действий Управления и Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:185 площадью 14 674 кв.м в размере 65 721 030, 76 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 478, 74 рублей за кв.м, находящегося по адресу: г. Кемерово, проспект Кузнецкий, 234 а; об обязании Управления исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 65 721 030,76 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 4 478,74 рублей за кв.м земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:185 площадью 14 674 кв.м, находящегося по адресу: г. Кемерово, проспект Кузнецкий, 234 а.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Коллегия администрации Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 26.08.2010, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Управление и Росреестр просят решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Заявители кассационной жалобы считают, что с учетом утвержденного постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" (далее - постановление от 27.11.2008 N 519) результата государственной кадастровой оценки земельного участка, права и интересы предпринимателя не могут быть нарушены, поскольку их действия которые оспариваются, не несут для этого лица неблагоприятных последствий.
Проверив в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:185, площадью 14 674 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, проспект Кузнецкий, 234 а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.02.2010 серия 42АГ N 205805.
Согласно кадастровому паспорту от 15.03.2010 N 4200/001/10-86152 кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 65 721 030,76 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости - 4 478,74 рублей за кв.м.
Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что Управление, Росреестр допустили нарушения при определении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, а также при внесении недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в государственный земельный кадастр, чем были нарушены права и законные интересы предпринимателя как налогоплательщика.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции пришли к выводу о формальном соблюдении административной процедуры проверки отчета об определении кадастровой стоимости земель, считая, что кадастровая стоимость земельного участка определена не в соответствии с действующим законодательством. При этом судебные инстанции сослались на отсутствие доказательств, подтверждающих проведение кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, соблюдения порядка построения статистической модели с определением факторов стоимости, в отсутствие сбора сведений о значении факторов стоимости, сбора достоверной рыночной информации.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно статьям 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913 (далее - Административный регламент), предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается, в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждению государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесению сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления, что усматривается из протокола предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Росреестром согласно акту проверки от 24.11.2008.
Коллегия администрации Кемеровской области постановлением от 27.11.2008 N 519 и постановлением N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" (далее - постановление от 27.11.2008 N 520) утвердила результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области, рекомендовала использовать результаты государственной кадастровой оценки для установленных законодательством целей и довести до сведения налогоплательщиков информацию о кадастровой стоимости земельных участков.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующими закону в отношении спорного земельного участка.
Таким образом, из материалов дела следует, что при совершении Управлением, Росреестром оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, они руководствовались Правилами, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
В силу пункта 12 Правил споры, возникающие при государственной кадастровой оценке земель, рассматриваются в судебном порядке. При этом право землепользователей на оспаривание кадастровой оценки их земельного участка может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но не в отношении содержания документов оценщика, составленных в рамках выполнения им контракта, которые не публикуются и до сведения землепользователя не доводятся.
Кроме того, судами не учтено, что включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия постановлений от 27.11.2008 N 519 N 520, которые не отменены и не оспорены в установленном порядке.
В связи с чем, удовлетворение заявления в части возложения обязанности по исключению из государственного реестра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является преждевременным и не связано с заявленными требования о признании незаконными указанных действий.
Учитывая, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:185 с последующим утверждением ее органом исполнительной власти проведена, суды сделали неправильный вывод о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, связанные с уплатой законно установленного земельного налога.
Учитывая изложенное, неправильные выводы судов повлекли неправильное применение норм материального права, что является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание выяснение судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Поскольку основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельном участке предпринимателя послужили постановления Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, 520 которые не отменены и в установленном порядке не признаны незаконными, действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателя. Заявленные требования о признании их незаконными подлежат отклонению.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявления необходимо отказать.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 26.08.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2010 по делу N А27-10795/2010 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Я.А.Я. отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующими закону в отношении спорного земельного участка.
Таким образом, из материалов дела следует, что при совершении Управлением, Росреестром оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков, они руководствовались Правилами, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
В силу пункта 12 Правил споры, возникающие при государственной кадастровой оценке земель, рассматриваются в судебном порядке. При этом право землепользователей на оспаривание кадастровой оценки их земельного участка может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но не в отношении содержания документов оценщика, составленных в рамках выполнения им контракта, которые не публикуются и до сведения землепользователя не доводятся.
...
Поскольку основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельном участке предпринимателя послужили постановления Коллегии администрации от 27.11.2008 N 519, 520 которые не отменены и в установленном порядке не признаны незаконными, действия Управления, Росреестра по включению в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов предпринимателя. Заявленные требования о признании их незаконными подлежат отклонению.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявления необходимо отказать."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 марта 2011 г. по делу N А27-10795/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании