г. Томск |
Дело N 07АП-9279/10 |
22 ноября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аникушиной Ю.Н. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Дворникова С.Ю. - по доверенности от 14.04.2009 года,
от заинтересованных лиц: без участия,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 26.08.2010 года
по делу N А27-10795/2010 (судья Аникина Н.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Янгилова Абрама Янгиловича
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля"
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, незаконными действий,
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Янгилов Абрам Янгилович (далее по тексту - ИП Янгилов А.Я.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее по тексту - Росреестр, правопреемник Федерального агентства кадастра объектов недвижимости), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Кемеровской области), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее по тексту - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля") о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:185 площадью 14 674 кв.м. в размере 65 721 030, 76 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 478,74 рублей за кв.м., находящегося по адресу: г. Кемерово, пр-ктКузнецкий, 234а; о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 действий Управления Росреестра по Кемеровской области, Росреестра, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:185 площадью 14 674 кв.м. в размере 65 721 030, 76 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 478, 74 рублей за кв.м., находящегося по адресу: г. Кемерово, пр-кт Кузнецкий, 234а; обязании Управления Росреестра по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 65 721 030, 76 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 4 478, 74 рублей за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:185 площадью 14 674 кв.м., находящегося по адресу: г. Кемерово, пр-кт Кузнецкий, 234а (дело N А27-10795/2010).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Коллегия Администрации Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 26.08.2010 года заявление ИП Янгилова А.Я. удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Росреестр и Управление Росреестра по Кемеровской области обратились в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Подробно доводы Росреестр и Управления Росреестра по Кемеровской области изложены в апелляционной жалобе.
ИП Янгилов А.Я. в отзыве (поступил в суд 29.10.2010 г.) возражает против доводов апелляционной жалобы по изложенным в нем основаниям, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу Росреестр и Управления Росреестра по Кемеровской области - без удовлетворения.
В отзывах на апелляционную жалобу ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" и Коллегия Администрации Кемеровской области просят обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным.
Представитель ИП Янгилова А.Я. в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители заинтересованных лиц и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" и Коллегией Администрации Кемеровской области заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 2, 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц и третьего лица.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя ИП Янгилова А.Я., суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ИП Янгилов А.Я. является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101033:185, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, пр-кт Кузнецкий, 234а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.02.2010 года серия 42АГ N 205805.
Согласно кадастровому паспорту от 15.03.2010 N 4200/001/10-86152 кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 65 721 030, 76 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости - 4 478, 74 рублей за кв.м.
ИП Янгилов А.Я., считая, что действиями Управления Росреестра по Кемеровской области, Росреестра, выразившимися в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости, нарушены его права и обязанности по уплате земельного налога, нормы закона, а также, считая недостоверными результаты государственной кадастровой оценки, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований ИП Янгилова А.Я. соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу, основаны на правильном применении (истолковании) норм материального права, поддерживая которые апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусмотрено проведение оценки на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Во исполнение пункта 11 данных Правил приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее по тексту - Методические указания).
Согласно пункту 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости.
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации. В состав факторов стоимости должны быть включены факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов (пункт 2.2.Методический указаний).
При этом для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости (пункт 2.2.5 Методических указаний).
В качестве рыночной информации используются: цены сделок (купля-продажа, аренда, ипотека); цены предложения (купля-продажа, аренда); цены спроса (купля-продажа, аренда); информация о рыночной стоимости объектов недвижимости в составе земель населенных пунктов, установленной в отчетах об оценке; коэффициенты и индексы, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; иные показатели, используемые для определения рыночной стоимости объектов недвижимости.
В качестве источников информации могут быть определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.
Информация считается достаточной, если на ее основе можно построить статистически значимую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.
Проанализировав вышеприведенные нормы законодательства, регулирующего правоотношения по проведению государственной кадастровой оценки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расчет кадастровой стоимости должен быть произведен с использованием факторов стоимости, при условии использования рыночной информации, которая должно быть достаточной для построения статистически значимой модели.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее по тексту - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен пунктом 9.5 Административного регламента, согласно которому в случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет один экземпляр отчета на проверку в Роснедвижимость.
Роснедвижимость производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).
Из материалов дела следует, что работы по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта от 29.06.2007 N 140, заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнитель).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме "Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области" путем сдачи результата выполненных работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется техническим заданием.
Требования к работам и их содержание, являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2 государственного контракта).
Проанализировав положения пункта 2.2.5 Методических указаний, пунктов 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 9.8 Административного регламента, исходя из пункта 4.2.2 технического задания в содержание работ, выполняемых ФГУП ФКЦ "Земля", в которые входит сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков по каждому виду разрешенного использования из источников информации, содержащих сведения доказательственного значения; сбор и проверка достаточности рыночной информации осуществляется в соответствии с пунктами 4.2.5, 4.2.6 технического задания, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Управление Роснедвижимости по Кемеровской области проводит проверку отчета на соответствие условиям технического задания, а Роснедвижимость - Методическим указаниям, которые определяют порядок сбора рыночной информации.
Представленный в материалы дела протокол предварительной оценки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008 года, составленный начальником отдела кадастровой оценки Управления Роснедвижимости соответствующим условиям технического задания, вместе с тем, согласно протокола предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008 года, соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостью, наличие файлов без данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц.
Акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 N 2 содержит сведения об исполнителе и заказчике работ, о прохождении предварительной проверки, о должностных лицах, проводящих проверку отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.
При этом, при отсутствии определения состава факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора рыночной информации, осуществление расчета кадастровой стоимости без учета статического анализа рыночных цен; отсутствии надлежащего контроля за ходом проведения работ и надлежащей их проверки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания результата кадастровой оценки недостоверным, а действий Роснедвижимости (г. Москва) и Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка незаконными, нарушающими права ИП Янгилова А.Я., связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, исходя из части 5 статьи 200 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о непредставлении ФГУП "ФКЦ "Земля", Росреестром, Управлением Росреестра по Кемеровской области убедительных доказательств, свидетельствующих о соблюдении требований Методических указаний N 39 при проведении государственной кадастровой оценки земель и осуществлении в надлежащем порядке административных процедур по проверке Отчета требованиям федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов; доказательств сбора достоверной и достаточной рыночной информации для расчета удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельного участка, в том числе цен сделок; цен предложения; цен спроса, иной рыночной информации, использования при подготовке Отчета сведений из официальных реестров, содержащих сведения о сделках с объектами недвижимости, данных средств массовой информации, в том числе официальных сайтов предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости, в материалы дела не представлено, соответствующие материалы и распечатки не представлены.
Кроме того, судом первой инстанции учтено, что проверку отчета согласно акту проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 24.11.2008 N 2, проводил начальник управления оценки ФГУП ФКЦ "Земля" Ковалев Д.В.; сведений о должностных лицах Роснедвижимости, осуществивших проверку отчета на соответствие Методическим указаниям N 39, акт проверки не содержит.
В связи с чем, оценив с иными доказательства в совокупности, обоснованно указал на не проведение проверки отчета должностными лицами Роснедвижимости на соответствие Методическим указаниям N 39 и в нарушение положений Административного регламента.
Учитывая отсутствие в деле достаточных доказательств использования при определении кадастровой стоимости земельного участка рыночной информации, а также обстоятельств, подтверждающих определение кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, суд первой инстанции дал правильную оценку протоколу предварительной оценки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 11.11.2008 года, а также акту проверки от 24.11.2008 N 2, формальное соблюдение при составлении которых требований Административного регламента, не свидетельствует о правомерности произведенной оценки, а также проведение предварительной проверки на предмет соответствия отчета условиям технического задания, осуществления выбора источников информации, порядка сбора рыночной информации, использования рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные исходные данные, наличие последних; в том числе, и проверка отчета работником оценщика, составившего данный отчет.
При этом, ссылка апеллянтов на то, что предварительная проверка отчета устанавливала наличие либо отсутствие определенных параметров в отчете, предусмотренных техническим заданием и не является итоговым результатом, утверждающим кадастровую стоимость, в связи с чем не нарушает прав ИП Янгилова А.Я., отклоняется, в силу пунктов 2, 5, 10, 11 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты кадастровой оценки земель, таким образом, утвержденный отчет по результатом его проверки является основанием для внесения соответствующих сведений о государственной кадастровой оценке земель, в том числе и земельного участка ИП Янгилова А.Я., в государственный земельный кадастр, определение недостоверной оценки влечет за собой нарушение прав, как возлагающее необоснованное завышение налогооблагаемой базы для исчисления налога на землю.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Ни суду первой инстанции, ни в апелляционный суд не представлено доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.
Таким образом, Арбитражный суд Кемеровской области правомерно удовлетворил заявленные ИП Янгиловым А.Я. требования.
Доводы апеллянта не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Росреестр и Управление Росреестра по Кемеровской области освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 26.08.2010 года по делу N А27-10795/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10795/2010
Истец: Янгилов Абрам Янгилович
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области