Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 г.
Мэрия города Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Управление ФАС по Новосибирской области) о признании незаконными решения от 10.06.2010 и предписания от 10.06.2010 N 35.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен индивидуальный предприниматель Г. В.В.
Решением от 07.10.2010 (судья А. Т.В.) Арбитражного суда Новосибирской области отказано в удовлетворении заявленных мэрией города Новосибирска требований.
Постановлением от 24.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение, которым решение от 10.06.2010 и предписание от 10.06.2010 N 35 Управления ФАС по Новосибирской области признаны незаконными.
В кассационной жалобе Управление ФАС по Новосибирской области, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 24.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение от 07.10.2010 Арбитражного суда Новосибирской области.
Отзывы на кассационную жалобу от мэрии г. Новосибирска и от предпринимателя Г. В.В. не поступили.
В судебном заседании представитель мэрии г. Новосибирска, соглашаясь с выводами Седьмого арбитражного апелляционного суда, просил оставить обжалуемый Управлением ФАС по Новосибирской области судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ответ на обращение предпринимателя Г. В.В. к Президенту Российской Федерации о нарушении земельного законодательства мэрия г. Новосибирска письмом от 07.07.2009 N 1263опм-5/20 сообщила, что решением городского Совета от 24.06.2009 N 1288 приняты правила землепользования и застройки города Новосибирска, а также утверждена схема территориального зонирования, в соответствии с которой испрашиваемый предпринимателем Г. В.В. земельный участок расположен в "Зоне производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду (П-1)". Размещение автозаправочной станции (далее - АЗС) соответствует видам разрешенного использования для данной территориальной зоны.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка предпринимателю Г. В.В. было предложено предоставить расчет минимального земельного участка и генеральный план, выполненный на отдежуренных топографических материалах с соблюдением градостроительных регламентов.
Получив инженерно-топографический план в Департаменте строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска, заказав генеральный план в ООО "Вершина", предприниматель Г. В.В. 04.08.2009 обратился в мэрию с заявлением о выборе земельного участка для строительства АЗС по улице Софийская в Советском районе.
Рассмотрев указанное заявление, комиссия по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска приняла решение отказать в выборе земельного участка по градостроительной ситуации (выписка N 5.3 из протокола комиссии от 24.09.2009 N 272).
Предприниматель Г. В.В. обратился на имя мэра города Новосибирска с просьбой разъяснить причину отказа, в ответе на которую письмом от 23.10.2009 N 1263 опм-10/20 мэрия сообщила, что вопрос о предоставлении земельного участка для строительства АЗС по улице Софийской в Советском районе будет повторно рассмотрен на комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска.
В результате повторного рассмотрения заявления предпринимателя Г. В.В. комиссия по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска приняла повторное решение отказать в выборе земельного участка по градостроительной ситуации (выписка N 5.1 из протокола комиссии от 05.11.2009 N 275).
Распоряжением мэрии от 11.02.2010 N 2350-р, принятом на основании решений комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (в том числе протокол от 29.10.2009 N 274), предпринимателю Г. В.В. отказано в размещении АЗС по ул.Софийской в Советском районе на основании статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим предприниматель Г. В.В. 03.03.2010 обратился в Управление ФАС по Новосибирской области с жалобой на действия мэрии г. Новосибирска, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка под строительство АЗС по улице Софийская.
Решением от 10.06.2010 антимонопольного органа мэрия г. Новосибирска признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Из содержания названного решения следует, что допущенное мэрией г. Новосибирска нарушение выразилось в осуществлении незаконного препятствования деятельности предпринимателя Г. В.В. путем осуществления действий - необоснованных отказов в предоставлении земельного участка под строительство АЗС с местоположением: город Новосибирск, Советский район, между домами 16 и 18а по улице Софийской, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на рынке розничной продажи топлива в городе Новосибирске.
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 10.06.2010 N 35, в соответствии с которым мэрии города Новосибирска в срок до 10.07.2010 необходимо:
1. Устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. С целью устранения нарушения мэрии необходимо:
1) исключить пункт 1.14 распоряжения мэрии от 11.02.2010 N 2350-р "Об отказе в размещении объектов", которым отказывается в размещении АЗС по улице Софийской в Советском районе - предпринимателю Г. В.В.;
2) вернуться к рассмотрению заявления Г. В.В. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (земельный участок для размещения АЗС по ул. Софийской в Советском районе);
3) не допускать необоснованные и незаконные отказы в выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта.
3. Об исполнении настоящего предписания мэрии г. Новосибирска письменно сообщить в антимонопольный орган в срок до 15.07.2010 с приложением подтверждающих документов.
Полагая, что названные решение и предписание Управления ФАС по Новосибирской области противоречат требованиям действующего законодательства, мэрия г. Новосибирска обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Из содержания пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции сделал вывод, что необоснованный отказ мэрии г. Новосибирска в предоставлении земельного участка по улице Софийской в Советском районе препятствует осуществлению предпринимателем Г. В.В. строительства АЗС, что может привести к ограничению конкуренции на рынке розничной продажи жидкого топлива в г. Новосибирске.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что основанием для принятия мэрией г. Новосибирска решения об отказе в предоставлении предпринимателю Г. В.В. земельного участка по улице Софийской в Советском районе послужил вывод о том, что строительство АЗС на этом участке не соответствует требованиям пункта 7.1.12 приложения к Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган, прекращая нарушение антимонопольного законодательства не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов (не имеет полномочий защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения).
Поскольку Управлением ФАС по Новосибирской области не представлены достоверные доказательства, подтверждающие направленность действий мэрии г. Новосибирска на создание препятствий для осуществления деятельности предпринимателя Г. В.В. с целью ограничения конкуренции на рынке розничной продажи жидкого топлива в г. Новосибирске путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований при рассмотрении вопроса о выделении земельного участка по улице Софийской в Советском районе, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил заявленные мэрией г. Новосибирска требования.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 24.12.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13809/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
...
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что основанием для принятия мэрией г. Новосибирска решения об отказе в предоставлении предпринимателю Г. В.В. земельного участка по улице Софийской в Советском районе послужил вывод о том, что строительство АЗС на этом участке не соответствует требованиям пункта 7.1.12 приложения к Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Согласно пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган, прекращая нарушение антимонопольного законодательства не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов (не имеет полномочий защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 марта 2011 г. по делу N А45-13809/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-13809/2010
24.12.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9207/10
29.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9207/10
28.10.2010 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9207/10