Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2011 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "АКЦИЯ" 29.03.2010 обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости), уточненным в ходе разбирательства дела, о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 2 764 кв. метров с кадастровым N 55:36:04 01 16:0103, местоположением относительно 2-этажного административного здания в городе Омске по улице Интернациональная, 14, в виде кадастровой стоимости в сумме 52 062 897 рублей 48 копеек и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 18 836 рублей 07 копеек за 1 кв. метр; признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по внесению 27.12.2007 в государственный земельный кадастр и государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости в сумме 52 062 897 рублей 48 копеек и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 18 836 рублей 07 копеек за 1 кв. метр; признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по внесению 11.03.2004 в государственный земельный кадастр и государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании земельного участка для общественно -деловых целей под здание; признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по отнесению земельного участка к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" под N 7; обязании Управления Роснедвижимости исключить из государственного кадастра недвижимости с момента внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 55:36:04 01 16:0103 в сумме 52 062 897 рублей 48 копеек и удельном показателе в размере 18 836 рублей 07 копеек за 1 кв. метр; обязании Управления Роснедвижимости исключить из государственного кадастра недвижимости с момента внесения сведений о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым N 55:36:04 01 16:0103 для общественно-деловых целей под здание.
Требование собственника земельного участка мотивировано нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков, без присвоения этому участку вида разрешенного использования, а также без утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель.
До принятия судебного акта к участию в деле заинтересованным лицом привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции произвел замену Управления Роснедвижимости на правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.07.2010 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Суд первой инстанции исходил из утверждения нормативным правовым актом результатов кадастровой оценки земель в городе Омске, указал на правильный расчет кадастровой стоимости спорного земельного участка, а также полномочий Управления Роснедвижимости по присвоению видов разрешенного использования земельных участков.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного с уда от 07.12.2010 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия нарушений прав и законных интересов заявителя, а также пропуске срока оспаривания действий компетентного органа.
ООО "ХК "АКЦИЯ" в кассационной жалобе просит отменить судебные акты, принять новое решение об удовлетворении требований.
Заявитель настаивает на неправильном определении кадастровой стоимости земельного участка, отсутствии статистического анализа рыночных цен, необоснованного внесения в государственный земельный кадастр сведений о виде его разрешенного использования.
Также заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции пункта 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пропуске срока для обращения в суд, так как о нарушении прав ему стало известно 03.01.2010 после получения ответа Управления Роснедвижимости.
От Управления Росреестра, ФГУП "ФКЦ "Земля" отзывы на кассационную жалобу ООО "ХК "АКЦИЯ" не поступили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба заявителя рассматривается в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судом первой инстанции в ходе исследования материалов дела, по договору купли-продажи от 09.03.2006 N 36/2136 ООО "ХК "АКЦИЯ" был приобретен земельный участок площадью 2 764 кв. метров с кадастровым N 55:36:04 01 16:0103, предоставленный для общественно-деловых целей под здание, которое расположено на землях поселений относительно 2-этажного здания по улице Интернациональная, 14 в городе Омске, и зарегистрировано право собственности (свидетельство от 05.04.2006 серии 55 АВ N 2000251).
Из письма Управления Роснедвижимости от 28.12.2009 N 06-05/2321 заявителю стали известны сведения о виде разрешенного использования земельного участка - для общественно-деловых целей под здание, внесенные в государственный кадастр недвижимости 11.03.2004 на основании распоряжения мэра города Омска от 03.02.2004 N 174-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по ул. Интернациональная в Центральном административном округе", а также о кадастровой стоимости этого земельного участка 52 062 897 рублей 48 копеек, исходя из удельного показателя для данного вида разрешенного использования в размере 18 836 рублей 07 копеек согласно постановлению правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П.
В порядке, предусмотренном нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "ХК "АКЦИЯ" оспорило действия Управления Роснедвижимости по внесению 27.12.2007 в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка, а также действия по внесению 11.03.2004 в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании земельного участка под здание для общественно-деловых целей.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в тот период времени, порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливался федеральным законом о государственном земельном кадастре.
Пункт 3 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" предусматривал внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации вытекает, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории, по результатам которой составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. По представлению территориальных органов Роснедвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Следовательно, кадастровая стоимость устанавливается на единицу площади в границах соответствующей зоны и ее утверждение по конкретному участку не предусмотрено.
Так как удельный показатель кадастровой стоимости земель в границах кадастрового района 55:36 утвержден постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N 55:36:04 01 16:0103 устанавливается путем умножения величины утвержденного среднего удельного показателя на площадь земельного участка.
На основании этого постановления Управление Роснедвижимости 27.12.2007 внесло сведения об экономических характеристиках земельного участка (в том числе, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка) в государственный земельный кадастр.
Внесение сведений о разрешенном использовании участка в государственный земельный кадастр регламентировалось пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" и Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденным приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 N П/119.
Если разрешенное использование не было установлено, в строке "9" согласно пункту 6.2.17 приказа от 15.06.2001 N П/119 записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
В данном случае распоряжением мэра города Омска от 03.02.2004 N 174-р был утвержден проект территориального землеустройства по формированию земельного участка площадью 2 764 кв.метров, относящегося к категории земель поселений, для общественно-деловых целей под здание с местоположением относительно 2-этажного административного здания по улице Интернациональная, 14 в Центральном административном округе города Омска.
Следовательно, отнесение земельного участка с кадастровым N 55:36:04 01 16:0103 к указанному виду разрешенного использования произведено на основании отчета ФГУП "ФКЦ "Земля" от 27.11.2007 N 05-09/02 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования город Омск, что соответствует Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 N 215.
Поскольку оспариваемые действия Управления Роснедвижимости соответствуют нормам земельного законодательства, не нарушают прав и интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно отказал в признании их незаконными согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка суд первой инстанции сделал правильный вывод об ее утверждении нормативным актом, что исключает оспаривание достоверности результата государственной кадастровой оценки в арбитражном суде.
Вместе с тем, в качестве второго основания для отказа в удовлетворении требований заявителя суд апелляционной инстанции необоснованно в противоречие с обстоятельствами уведомления этого лица о кадастровой стоимости земельного участка сослался на пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанный вывод не привел к принятию неправильного по существу судебного акта и подлежит исключению из мотивировочной части обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов и принятия в суде кассационной инстанции нового решения не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 07.07.2010 по делу N А46-4200/2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 по этому делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "АКЦИЯ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если разрешенное использование не было установлено, в строке "9" согласно пункту 6.2.17 приказа от 15.06.2001 N П/119 записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
В данном случае распоряжением мэра города Омска от 03.02.2004 N 174-р был утвержден проект территориального землеустройства по формированию земельного участка площадью 2 764 кв.метров, относящегося к категории земель поселений, для общественно-деловых целей под здание с местоположением относительно 2-этажного административного здания по улице Интернациональная, 14 в Центральном административном округе города Омска.
Следовательно, отнесение земельного участка с кадастровым N 55:36:04 01 16:0103 к указанному виду разрешенного использования произведено на основании отчета ФГУП "ФКЦ "Земля" от 27.11.2007 N 05-09/02 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования город Омск, что соответствует Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 N 215.
Поскольку оспариваемые действия Управления Роснедвижимости соответствуют нормам земельного законодательства, не нарушают прав и интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно отказал в признании их незаконными согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В части требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка суд первой инстанции сделал правильный вывод об ее утверждении нормативным актом, что исключает оспаривание достоверности результата государственной кадастровой оценки в арбитражном суде.
Вместе с тем, в качестве второго основания для отказа в удовлетворении требований заявителя суд апелляционной инстанции необоснованно в противоречие с обстоятельствами уведомления этого лица о кадастровой стоимости земельного участка сослался на пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указанный вывод не привел к принятию неправильного по существу судебного акта и подлежит исключению из мотивировочной части обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 марта 2011 г. по делу N А46-4200/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-973/2011
15.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-4200/2010
07.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7076/2010