город Омск |
|
07 декабря 2010 г. |
Дело N А46-4200/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-7076/2010)
общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Акция"
на решение Арбитражного суда Омской области от 07.07.2010
по делу N А46-4200/2010 (судья Храмцов К.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "АКЦИЯ"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
3-е лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля"
о признании незаконными действий по внесению сведений в государственный земельный кадастр,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "АКЦИЯ" - Блохина Н.М. по доверенности N 3 от 20.04.2010 сроком действия на 1 год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Аверина А.Д. по доверенности N 147 от 05.07.2010 сроком действия до 31.12.2010 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" - не явился, извещено;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "АКЦИЯ" (далее - ООО ХК "АКЦИЯ", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области о признании:
- недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 2 764 кв.м., с кадастровым номером 55:36:04 01 16:103, местоположение установлено относительно 2-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. Интернациональная, дом 14, в виде кадастровой стоимости в размере 52 062 897 руб. 48 коп. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 18 836 руб. 07 коп./кв.м.;
- незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению 27 декабря 2007 года в государственный земельный кадастр и по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости в размере 52 062 897 руб. 48 коп. и об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 18 836 руб. 07 коп./кв.м. земельного участка площадью 2 764 кв.м., с кадастровым номером 55:36:04 01 16:103, местоположение установлено относительно 2-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. Интернациональная, дом 14;
- незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению 11 марта 2004 года в государственный земельный кадастр и государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании - "для общественно-деловых целей под здание" земельного участка площадью 2764 кв.м., с кадастровым номером 55:36:04 01 16:103, местоположение установлено относительно 2-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. Интернациональная, дом 14;
- незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по отнесению земельного участка площадью 2764 кв.м., с кадастровым номером 55:36:04 01 16:103, местоположение установлено относительно 2-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. Интернациональная, дом 14 к виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" под номером 7;
и обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области:
- исключить из государственного кадастра недвижимости с момента внесения сведения: о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 16:103 в размере 52 062 897 руб. 48 коп.; об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 16:103 в размере 18 836 руб. 07 коп./кв.м.;
- исключить из государственного кадастра недвижимости с момента внесения сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 16:103 - "для общественно-деловых целей под здание".
Определением суда от 31.05.2010 произведена Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области его правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управлении Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 07.07.2010 по делу N А46-4200/2010 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО ХК "АКЦИЯ" обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ООО ХК "АКЦИЯ" является собственником земельного участка площадью 2764,00 кв.м., с кадастровым номером 55:36:04 01 16:0103, предоставленного для общественно-деловых целей под здание, расположенного на землях поселений относительно 2-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Интернациональная, д. 14 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 200251 от 05.04.2006).
При обращении в Управление Роснедвижимости по Омской области заявителем получен ответ N 06-05/2321 от 28.12.2009, согласно которому сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 16:103 внесены в государственный кадастр недвижимости на основании распоряжения Мэра города Омска от 03.02.2004 N 174-р; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 11.03.2004; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 16:103 в размере 52 062 897 руб. 48 коп., где удельный показатель кадастровой стоимости равен 18 836 руб. 07 коп., внесена в государственный кадастр недвижимости 27.12.2007.
Не согласившись с действиями заинтересованного лица по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 16:103 в государственный земельный кадастр, а также с достоверностью результата государственной кадастровой оценки, ООО ХК "АКЦИЯ" обратилось с вышеуказанными требованиями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки, а также в признании незаконными действий по внесению в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о принадлежащем ООО ХК "АКЦИЯ" земельном участке, исходил из того, что постановлением Правительства Омской области N 174-п в редакции от 19.12.2007 была утверждена стоимость 1 квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Руководствуясь указанным постановлением, Управление Роснедвижимости по Омской области внесло сведения об экономических характеристиках земельного участка (в том числе, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка) в государственный земельный кадастр 27.12.2007.
При этом, первой инстанции посчитал, что заявителем не был пропущен срок на обращение за защитой своих прав и интересов, так как о нарушении своего права общество узнало 03.01.2010 из ответа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области N 06-05/2321 от 28.01.2009 и своевременно обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В апелляционной жалобе общество с выводами суда первой инстанции не соглашается, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ООО ХК "АКЦИЯ" указало, что Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п (в первоначальной редакции) были утверждены только лишь средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков в разрезе видов разрешенного использования, ни один из которых не совпадает с удельным показателем кадастровой стоимости земельного участка общества, в силу чего указанный нормативный правовой акт не мог применяться для расчета кадастровой стоимости.
Податель жалобы считает, что расчет кадастровой стоимости земельного участка заявителя не был основан на рыночной информации о земельных участках.
Кроме того, заинтересованным лицом в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) неправомерно были внесены сведения о виде разрешенного использования (не соблюдена процедура присвоения вида разрешенного использования). При этом, то обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка определена цель предоставления, не свидетельствует о праве Управления Росреестра самостоятельно определять разрешенное использование или вносить в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) вместо вида разрешенного использования земельного участка цель предоставления.
Управление Росреестра по Омской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на законность и обоснованность обжалуемого решения, а также на отсутствие оснований для его отмены.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, своей правовой позиции относительно законности и обоснованности решения суда первой инстанции не высказало.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей ООО ХК "АКЦИЯ" поддержавшего доводы в пользу отмены решения суда первой инстанции и представителя Управления Росреестра по Омской области, указавшего на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило, ходатайства об отложении не заявило, в связи с чем по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как уже было указано, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2764,00 кв.м., с кадастровым номером 55:36:04 01 16:0103, предоставленный для общественно-деловых целей под здание.
Общество оспаривает действия по внесению 11.03.2004 в государственный земельный кадастр и государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании - "для общественно-деловых целей под здание" принадлежащего ему земельного участка.
По убеждению ООО ХК "АКЦИЯ" разрешенное использование и вид разрешенного использования в соответствии с действующим законодательством на момент определения оспариваемой кадастровой стоимости спорного земельного участка установлены не были. Обозначенная в распоряжении Мэра города Омска от 03.02.2004 N 174-р формулировка "для общественно-деловых целей под здание" относится к утверждению проекта территориального землеустройства по формированию спорного земельного участка, и не предусмотрена в Методических указаниях по государственной кадастровой оценке земель, постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36". Учитывая, что перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Омска формировался заинтересованным лицом, то именно последнее отнесло спорный земельный участок к 7 виду разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии". Однако у Управления Роснедвижимости по Омской области отсутствовали полномочия по присвоению вида разрешенного использования земельным участкам в соответствии с действовавшим законодательством.
Суд апелляционной инстанции с изложенной позицией согласиться не может и поддерживает выводы суда первой инстанции, указавшего на законность оспариваемых действий.
А именно, ранее необходимость наличия в Едином государственном реестре земель сведений о разрешенном использовании каждого земельного участка была предусмотрена пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Внесение сведений о разрешенном использовании участка в государственный земельный кадастр регламентировалось Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденным приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 N П/119.
В соответствии с пунктом 6.2.17 указанного приказа в строку "9" заносится разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
Как установлено судом первой инстанции, распоряжением Мэра города Омска N 174-р от 03.02.2004 земельный участок площадью 2764 кв.м. с местоположением относительно 2-этажного административного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Интернациональная, д. 14 в Центральном административном округе, отнесен к категории земель поселений, для общественно-деловых целей под здание.
Таким образом, в строку "Разрешенное использование" внесена цель предоставления земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 16:103, указанная в распоряжении Мэра города Омска N 174-р от 03.02.2004.
Вид разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" предусмотрен в пункте 1.2.7. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель.
Отнесение земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 16:103 к указанному виду разрешенного использования осуществлено на основании отчета ФГУП "ФКЦ "Земля" N 05-09/02 от 27.11.2007 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования город Омск, что соответствует положениям Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
По таким основаниям судом первой инстанции верно указано на наличие у Управления Роснедвижимости по Омской области полномочий по присвоению видов разрешенного использования земельных участков.
Как следует из материалов дела, общество оспаривает действия Управления Росреестра по Омской области, произведенные в декабре 2007 года, по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, с нарушением Управлением Росреестра по Омской области процедуры внесения в государственный кадастр недвижимости размера кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно Закону Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" от 08.02.2006 N 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4).
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло постановление от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (Постановление N 174-П), которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления N 174-П), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 N 206, от 14.12.2006 N 767, от 17.09.2007 N 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за N 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
- разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10, 11 Административного регламента).
Управление Росреестра по Омской области не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, а внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, в том числе, в целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков, после утверждения кадастровой стоимости земель Постановлением N 174-п в декабре 2007 года.
При таких обстоятельствах действия заинтересованного лица не противоречат какому-либо нормативному правовому акту, в связи с чем не могут нарушать права и законные интересы заявителя и, соответственно, не могут быть признаны незаконными.
Правительство Омской области Постановлением от 19.12.2007 N 174-п утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 в соответствии с приложением к этому постановлению.
Постановлением N 174-п в редакции, действующей в 2008 году, была утверждена стоимость одного квадратного метра для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что отвечает требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поэтому определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению N 174-п в первоначальной редакции должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Указанная позиция выражена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума N 7309/10 от 21.09.2010.
Таким образом, возможность применения Постановления N 174-п подтверждена высшей судебной инстанцией, однако в соответствии с удельными показателями, утвержденными названным постановлением.
Общество указывает, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка ООО ХК "АКЦИЯ" в размере 18 836 руб. 07 коп., содержащийся как в кадастровой выписке о земельном участке от 20.06.2008 N 39/08-5954, так и в письме Управления Росреестра по Омской области от 28.12.2009 N 06-05/2324, не соответствует ни одному из 15 средних удельных показателей кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования, утвержденных Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным доводом, поскольку содержащийся в государственном кадастре недвижимости удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка общества не соответствует Постановлению N 174-п.
Однако, названное обстоятельство не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции полагает, что ООО ХК "АКЦИЯ" пропущен срок на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании законности произведенных заинтересованным лицом действий.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 этой же нормы Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, ? вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о признании незаконными действий Управления Росреестра по Омской области 29.03.2010.
Общество указывает, что о дате внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка ему стало известно из ответа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области N 06-05/2321 от 28.12.2009, согласно почтовому штемпелю полученного 03.01.2010.
Между тем, апелляционный суд приходит к выводу о том, что о нарушении своего права, заявитель узнал ранее получения ответа заинтересованного лица.
Постановлением N 174-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" (в редакции, действующей на момент совершения оспариваемых действий), сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе о кадастровой стоимости) подлежали внесению в государственный земельный кадастр не только на основании положений нормативных правовых актов органов государственной власти, но и на основании данных материалов государственной кадастровой оценки земель.
Иными словами, законодательно закреплено, что основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости является нормативный правовой акт органа государственной власти (в данном случае - Постановление N 174-п), а источником сведения о конкретных величинах кадастровой стоимости земельных участков - материалы государственной кадастровой оценки (в данном случае отчет от 27.11.2007 N 05-09/02 "Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования город Омск").
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 21 Постановление Пленума от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.
В соответствии с пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области" официальным опубликованием правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области является публикация их полного текста в газетах "Омский вестник" или "Омская правда".
Постановление Правительства Омской области N 174-п было официально опубликовано в издании "Омский вестник" от 25.12.2007 за N 127. Соответственно с этой даты доведено до сведения неограниченного круга лица, в том числе до сведения заявителя.
Таким образом, фактически с момента публикации Постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, то есть с декабря 2007 года, заявитель имел возможность узнать о том, какова кадастровая стоимость его земельного участка, и соответственно, уже с этого момента мог оценить действия Управления Росреестра по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости земельных участков, как незаконные и нарушающие его права и законные интересы.
Кроме того, учитывая, что Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п является нормативным правовым актом, то есть содержит обязательные для исполнения неограниченного круга лиц правила поведения, при этом в силу основных принципов права незнание закона не освобождает от обязанности исполнения установленных им правил, суд апелляционной инстанции считает, что по смыслу части 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации опубликование нормативного правового акта является общеизвестным фактом, то есть отсутствует необходимость доказывания того, что лицо знало о существовании данного факта, поскольку это презюмируется законом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что 29.03.2010 - на день обращения заявителя в Арбитражный суд Омской области, трехмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов истек.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока подачи заявления об оспаривании ненормативного акта государственного органа является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным, учитывая, что немотивированное восстановление процессуального срока нарушает принцип равноправия сторон, предусмотренный статьей 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и пропуск срока без уважительных причин не соответствует требованиям частей 2 и 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении требований ООО ХК "АКЦИЯ" должно быть отказано в связи с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По таким основаниям, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела относится на заявителя.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма от 11.05.2010 N 139) государственная пошлина по апелляционным жалобам, поданным юридическими лицами по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается в сумме 1000 рублей.
Согласно платежному поручению от 04.08.2010 N 7705 при обращении с апелляционной жалобой общество уплатило государственную пошлину в сумме 2000 рублей. Следовательно, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная госпошлина в сумме 1000 рублей должна быть возвращена ООО ХК "АКЦИЯ" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 07.07.2010 по делу N А46-4200/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "АКЦИЯ" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "АКЦИЯ" (ОГРН 1025500526149, ИНН 5501022212) излишне уплаченную по платежному поручению N 7705 от 04.08.2010 за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4200/2010
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Акция", Общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Акция"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", УФАС по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-973/2011
15.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-4200/2010
07.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7076/2010