Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2011 г.
Открытое акционерное общество "Государственная страховая компания "Югория" (далее по тексту - Общество, ОАО "ГСК "Югория") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным постановления от 06.08.2010 N А10/180 Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее по тексту УФАС по Тюменской области, Управление, антимонопольный орган) о привлечении его к ответственности по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП).
ОАО "ГСК "Югория" в обоснование заявленных требований ссылается на недоказанность наличия в его действиях события вменённого административного правонарушения. Обстоятельства, установленные антимонопольным органом ранее в рамках проведённой проверки, не освобождают от обязанности в предоставлении доказательств наступления последствий ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке в результате совершенных им действий.
ОАО "ГСК "Югория" ссылается на необоснованность вменения ему в вину участие в агентском договоре, ограничивающего конкуренцию на рынке страхования транспортных средств в период с 04.08.2009 по 28.02.2010. По мнению ОАО "ГСК "Югория", ответственность за участие в соглашении на момент его подписания не действовала, поскольку введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ и вступила в действие с 22.08.2009.
Решением от 05.10.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 22.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, ОАО "ГСК "Югория" отказано в удовлетворении заявленных требований.
ОАО "ГСК "Югория" в кассационной жалобе просит отменить принятое 05.10.2010 Арбитражным судом Тюменской области по делу решение, и вынесенное 22.12.2010 Восьмым арбитражным апелляционным судом, по результатам его пересмотра, постановление. По делу принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного ОАО "ГСК "Югория" требования в полном объёме.
УФАС по Тюменской области в предоставленном отзыве просит кассационную жалобу ОАО "ГСК "Югория" оставить без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы ОАО "ГСК "Югория", изложенные в кассационной жалобе и дополнениях к ней и возражениях УФАС по Тюменской области, закреплённые в отзывах, проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения ОАО "ГСК "Югория" к административной ответственности оспариваемым постановлением послужил факт заключения с КБ "Юниаструм Банк" (далее - Банк) агентского договора б/н от 04.08.2009г. предметом которого являлось совершение Банком от имени и за счет страховщика действий, направленных на заключение с физическими и юридическими лицами договоров страхования в рамках программ кредитования Банка, указанных в приложении к агентскому договору, при реализации которых заемщики могут осуществлять такое страхование исключительно в уполномоченных страховых организациях, прошедших процедуру отбора, установленную "Порядком оценки страховых организаций, желающих участвовать в программах кредитования физических лиц" (утвержден Приказом КБ "Юниаструм Банк" (ООО) от 31.03.2008 N 389). Факт заключения заявителем указанного соглашения с Банком установлен в ходе проведенной Тюменским УФАС проверки, по результатам которой 15.01.2010 было вынесено решение, которым ОАО "ГСК "Югория" признано нарушившим пункты 4-8 части 1, часть 2 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).
В обозначенном решении приведены результаты анализа документов КБ "Юниаструм Банк" (ООО), устанавливающих требования к страховым организациям, участвующим в программах кредитования, и условия кредитования, указанного выше договора, заключенного между Тюменским филиалом КБ "Юниаструм Банк" (ООО) и заявителем. В указанном договоре в частности, отражено следующее: указанной кредитной организацией установлены требования к страховым организациям, наличие несоответствия им влечет невозможность участия в программах кредитования ряда субъектов, что, в частности, направлено на "отсечение" средних и мелких страховщиков независимо от устойчивости их финансового положения; страхование переданного в залог Банку имущества заемщик может осуществлять только в уполномоченных страховых организациях, которые прошли процедуру отбора, установленную банком, в связи с чем условия кредитования предопределяют отказ в выдаче кредита, если заемщики примут решение осуществить страхование в иных, несогласованных с Банком, организациях. Антимонопольным органом также отмечено, что в последних случаях при отсутствии согласования с банком имеется возможность существенного увеличения расходов клиента в связи с досрочным погашением кредита.
Согласно позиции Управления, обозначенные действия содержат признаки, позволившие сделать вывод о заключении агентских договоров, которые приводят или могут привести к экономически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (страховыми организациями), созданию препятствий к доступу на товарный рынок других хозяйствующих субъектов (страховым организациям, осуществляющим деятельность в сфере автострахования), а также к ограничению конкуренции на рынке услуг по страхованию транспортных средств.
УФАС по Тюменской области 06.08.2010 было вынесено постановление по делу N А10/180 по факту выявленного нарушения требований антимонопольного законодательства, в котором действия заявителя квалифицированы, как охватываемые частью 1 статьи 14.32 КоАП. В связи с указанным, ОАО "ГСК "Югория" назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, сумма которого составила 3 586 280 руб.(1/100 от выручки в размере 8 871 538 000 руб.)
Не согласившись с указанной квалификацией рассматриваемых действий, а также полагая, что административных органом при вынесении оспариваемого постановления не учтен ряд обстоятельств, исключающих возможность привлечения к административной ответственности, ОАО "ГСК "Югория" обратилось в арбитражный суд с требованиями об отмене вынесенного постановления.
Судебная коллегия кассационной инстанции принятое арбитражным судом решение об отказе ОАО "ГСК "Югория" в удовлетворении заявленных требований признаёт законным и обоснованным исходя из следующего.
УФАС по Тюменской области вменяет ОАО "ГСК "Югория" заключение и участие в соглашении, которые приводят или могут привести к экономически необоснованному отказу от заключения договоров с определёнными страховыми организациями, созданию препятствий доступу на товарный рынок других страховых организаций, осуществляющих деятельность в сфере автострахования.
Арбитражным судом установлено, что оценка действий ОАО "ГСК "Югория", явившихся основанием для привлечения к административной ответственности, были предметом рассмотрения по делу N А70-2074/2010.
Факт нарушения ОАО "ГСК "Югория" части 2 статьи 11 Закона о конкуренции признан доказанным в рамках дела N А70-2074/2010.
Обстоятельства, установленные в рамках дела N А70-2074/2010, обоснованно учтены арбитражным судом в качестве доказательства наличия в действиях ОАО "ГСК "Югория" события вменённого административного правонарушения.
Согласно правила действия законодательства об административном правонарушении во времени, закреплённого в части 1 статьи 1.7 КоАП, лицо совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Статьёй 54 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Из материалов дела следует, что ОАО "ГСК "Югория" заключен 04.08.2009 агентский договор, действие которого продолжалось до 28.02.2010, то есть до момента его расторжения.
Исходя из вышеизложенного правила применения норм следует, что ответственность у общества за заключение соглашения недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации возникает в рамках санкций, предусмотренных статьёй 14.32 КоАП (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
На момент заключения агентского договора от 04.08.2009 административная ответственность за участие в соглашении, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации не существовало, так как данный состав включён в статью 14.32 КоАП Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ и вступил в действие с 22.08.2009, то есть после заключения договора.
Однако, вышеизложенное обстоятельство не может быть признано в качестве основания для освобождения общества от ответственности.
Из материалов дела следует, что ОАО "ГСК "Югория" после 22.08.2009 продолжало участвовать в соглашении, недопустимом в соответствии с антимонопольным законодательством.
Исходя из вышеизложенных норм права и обстоятельств дела, суд пришёл к правильному выводу о доказанности наличия в действиях ОАО "ГСК "Югория" вменённых нарушений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в частности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Из системного толкования статьи 14.32 КоАП следует, что состав данной статьи образуют каждое из двух самостоятельных действий, в частности заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или участие в нём.
В статье 4.5 КоАП установлено, что за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела и установили суды, событие одного из вменённого ОАО "ГСК "Югория" административного правонарушения выражается в заключении 04.08.2009 с его участием агентского договора.
Постановление по делу N А10/180 о привлечении ОАО "ГСК "Югория" к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.32 КоАП, УФАС по Тюменской области вынесло 06.08.2010.
С учётом установленных по делу фактических обстоятельств моментом совершения ОАО "ГСК "Югория" вменённого ему административного правонарушения является именно дата подписания договора 04.08.2009.
При таких обстоятельствах вывод Арбитражного суда Тюменской области о пропуске антимонопольным органом установленного статьёй 4.5 КоАП годичного срока давности для привлечения к административной ответственности за заключение соглашения является обоснованным.
Участие ОАО "ГСК "Югория" в соглашении, ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством, отнесено к длящемуся правонарушению.
Учитывая, что момент течения срока давности привлечения к ответственности при длящемся правонарушении признаётся момент его обнаружения, оспариваемое постановление в части привлечения к ответственности за участие в соглашении, арбитражным судом обоснованно признано законным.
Нарушения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 05.10.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 22.12.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-9032/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Государственная страховая компания "Югория" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Из системного толкования статьи 14.32 КоАП следует, что состав данной статьи образуют каждое из двух самостоятельных действий, в частности заключение хозяйствующим субъектом ограничивающего конкуренцию и недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или участие в нём.
В статье 4.5 КоАП установлено, что за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
...
Постановление по делу N А10/180 о привлечении ОАО "ГСК "Югория" к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.32 КоАП, УФАС по Тюменской области вынесло 06.08.2010.
С учётом установленных по делу фактических обстоятельств моментом совершения ОАО "ГСК "Югория" вменённого ему административного правонарушения является именно дата подписания договора 04.08.2009.
При таких обстоятельствах вывод Арбитражного суда Тюменской области о пропуске антимонопольным органом установленного статьёй 4.5 КоАП годичного срока давности для привлечения к административной ответственности за заключение соглашения является обоснованным."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 марта 2011 г. по делу N А70-9032/2010
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8276/11
22.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8276/11
22.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А70-9032/2010
22.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9230/2010