Конституционный Суд Республики Ингушетия в составе Председателя А.К. Гагиева, судей И.Б. Доскиева и И.М. Евлоева,
с участием:
гражданина Б.Б. Точиева,
полномочного представителя Правительства Республики Ингушетия в Конституционном Суде Республики Ингушетия М.М. Дзарахова,
руководствуясь статьей 96 (часть 3) Конституции Республики Ингушетия, пунктом 3 части 1 статьи 3, статьями 34, 70, 82, 92-96 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности подпункта 5 пункта 11 Положения об оплате труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам на территории Республики Ингушетия в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 20 августа 2013 года N 168 "О некоторых мерах по обеспечению оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Республики Ингушетия".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Б.Б. Точиева. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Ингушетия оспариваемое заявителем нормативное положение.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.К. Гагиева, объяснения заявителя - адвоката Б.Б. Точиева, полномочного представителя Правительства Республики Ингушетия в Конституционном Суде Республики Ингушетия М.М. Дзарахова, выступления приглашенных в заседание представителей: Главы Республики Ингушетия - М.А. Горчханова, Народного Собрания Республики Ингушетия - Ф.М. Евкуровой, прокуратуры Республики Ингушетия - Б.М. Арсамакова, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Ингушетия - Б.Х. Аушева, Уполномоченного по правам человека в Республике Ингушетия - Л.М. Хамхоевой, Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия - С.А. Барахоева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Ингушетия
установил:
1. В соответствии с подпунктом 5 пункта 11 Положения об оплате труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам на территории Республики Ингушетия в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 20 августа 2013 года N 168 "О некоторых мерах по обеспечению оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Республики Ингушетия" (далее по тексту - Положение об оплате труда адвокатов), одним из оснований для отказа в оплате труда адвокатов и выплате компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи является предоставление документов, оформленных ненадлежащим образом.
Как следует из приложенных к жалобе и дополнительно представленных заявителем документов, оспаривающий конституционность названного нормативного положения гражданин Б.Б. Точиев является адвокатом, оказывающим гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. В связи с оказанием гражданину бесплатной юридической помощи в виде устной консультации он обратился в Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия, являющееся уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Ингушетия в области обеспечения граждан, проживающих на территории Республики Ингушетия, бесплатной юридической помощью, с заявлением об оплате труда адвоката по оказанию такой помощи с приложением документов, указанных в Положении об оплате труда адвокатов. Решение по данному заявлению, несмотря на то, что установленные сроки истекли, уполномоченным органом не принято.
1.1. Нарушение подпунктом 5 пункта 11 Положения об оплате труда адвокатов конституционных прав граждан заявитель усматривает в том, что данная норма в силу своей неопределенности и неясности допускает возможность его неоднозначного толкования и произвольного применения, и тем самым нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, ограничивает право граждан на получение от адвокатов бесплатной юридической помощи, а потому противоречит статьям 18 (части 1) и 47 (части 1) Конституции Республики Ингушетия.
1.2. Как следует из статей 70, 92 и 93 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия", Конституционный Суд Республики Ингушетия по жалобе гражданина на нарушение его конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона или иного нормативного акта Республики Ингушетия, примененного или подлежащего применению в конкретном деле заявителя, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон, и принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, оценивая при этом как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм; при принятии решения Конституционный Суд Республики Ингушетия не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе.
В связи с этим, подпункт 5 пункта 11 Положения об оплате труда адвокатов является предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Ингушетия по настоящему делу постольку, поскольку данное нормативное предписание служит основанием для отказа в оплате труда и выплате компенсации адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь гражданам на территории Республики Ингушетия.
2. Конституция Республики Ингушетия гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи и устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (статья 47, часть 1). Аналогичная норма содержится и в части 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации.
Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" установлены основания и порядок оказания гражданам бесплатной юридической помощи, определены участники государственной системы оказания такой помощи, в число которых включены и адвокаты. Согласно части 10 статьи 18 названного федерального закона размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В силу части 2 статьи 29 этого же закона финансирование расходов, связанных с оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, и компенсацией их расходов на оказание такой помощи является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Республики Ингушетия "О некоторых мерах обеспечения оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Республики Ингушетия" порядок оплаты труда и компенсации расходов адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, устанавливается Правительством Республики Ингушетия. На основании данной нормы республиканского закона Правительством Республики Ингушетия утверждено Положение об оплате труда адвокатов, в подпункте 5 пункта 11 которого содержится оспариваемое заявителем нормативное предписание.
Таким образом, из системного толкования указанных правовых норм следует, что оплата труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, и компенсация их расходов на оказание такой помощи является государственной гарантией защиты конституционного права граждан на получение бесплатной юридической помощи.
3. В статьях 1, 7 и 18 Конституции Республики Ингушетия закреплены принципы верховенства права и равенства всех перед законом и судом, из которых вытекает обращенное к органам государственной власти Республики Ингушетия требование формальной определенности, ясности, четкости и непротиворечивости издаваемых ими нормативных правовых актов.
В целях соблюдения данного требования органы законодательной и исполнительной власти Республики Ингушетия обязаны осуществлять свою правотворческую деятельность таким образом, чтобы принимаемые ими нормативные акты с достаточной степенью определенности и недвусмысленно устанавливали порядок реализации участниками соответствующих правоотношений своих прав и обязанностей, не содержали правовых норм, которые имеют неоднозначное толкование либо допускающие возможность принятия правоприменительными органами произвольных решений. Иное означало бы недопустимое в правовом государстве умаление конституционных прав граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционными принципами равенства, справедливости и соразмерности, из которых вытекают требования формальной определенности, ясности, четкости, непротиворечивости правового регулирования, вводимый законодателем порядок реализации того или иного права, особенно в публично-правовой сфере, должен создавать условия для эффективного достижения выраженных в этом праве социальных целей и интересов, обеспечивать гражданину возможность соотносить с нормативно установленными правилами свое поведение, предвидеть в разумной степени последствия, которые может повлечь за собой то иное его действие; напротив, неопределенность, рассогласованность правового регулирования служат предпосылкой для произвола и могут приводить к нарушению не только принципов равенства и верховенства закона, но и гарантий государственной, включая судебную, защиты прав, свобод и законных интересов граждан (постановления от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 2 марта 2010 года N 5-П, от 14 мая 2013 года N 9-П и др.).
Конституционный Суд Республики Ингушетия также отмечал в своих решениях (постановления от 29 июня 2010 года N 1-П, от 6 сентября 2011 года N 2-П), что содержание нормативных правовых актов должно отвечать общеправовому критерию определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, основанному на конституционном принципе равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 18 Конституции Республики Ингушетия).
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и статьи 6 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия" сформулированные в указанных решениях правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Республики Ингушетия являются обязательными для органов государственной власти Республики Ингушетия при осуществлении правового регулирования общественных отношений.
4. Согласно подпункту 5 пункта 11 Положения об оплате труда адвокатов Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия может отказать адвокату в оплате труда и компенсации расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи, если представленные им документы оформлены ненадлежащим образом.
По смыслу данной правовой нормы во взаимосвязи с другими предписаниями Положения об оплате труда адвокатов правоприменительный орган вправе проверять правильность оформления представленных документов. При этом, из данного нормативного акта не ясно, в каких случаях документы считаются надлежащим образом оформленными, по каким критериям уполномоченный орган устанавливает, что представленные документы оформлены ненадлежащим образом.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Положения об оплате труда адвокатов для получения оплаты труда и компенсации расходов, связанных с оказанием гражданам бесплатной юридической помощи, адвокату необходимо представить в уполномоченный орган различные документы. При этом формы (образцы) многих из этих документов действующим законодательством не установлены, в том числе документов, устанавливающих принадлежность гражданина, обратившегося за получением бесплатной юридической помощи, к категории граждан, имеющих право на получение такой помощи. В частности, подпунктом 1 пункта 5 Положения об оплате труда адвокатов предусмотрено представление адвокатом акта оказанных услуг (юридической помощи) в произвольной письменной форме, подписанного гражданином, которому такие услуги оказаны. Тем самым Правительство Республики Ингушетия в одном и том же нормативном акте предусмотрело произвольную форму документа, представляемого в уполномоченный орган, и установило в качестве основания для отказа адвокату в оплате труда и компенсации расходов оформление этого же документа ненадлежащим образом.
При определении Порядка оплаты труда и компенсации расходов адвокатов, связанных с оказанием гражданам бесплатной юридической помощи, Правительство Республики Ингушетия, исходя из норм федерального и республиканского законов, обладает достаточной дискрецией, включая наделение уполномоченного органа компетенцией по проверке представленных адвокатами документов. Вместе с тем, подобная проверка должна осуществляться только с целью установления соответствия документов требованиям законодательства Российской Федерации. Предоставление же уполномоченному органу права проверки документов на предмет их оформления надлежащим образом, без установления конкретных критериев проведения такой проверки, устанавливает для правоприменителя слишком широкие пределы усмотрения, что не согласуется с конституционным принципом правовой определенности правовых норм.
Следовательно, подпункт 5 пункта 11 Положения об оплате труда адвокатов не отвечает общеправовому критерию определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, имеет место рассогласованность этой нормы с другими правовыми предписаниями указанного нормативного акта, вследствие чего данная норма не соответствует части 1 статьи 18 Конституции Республики Ингушетия.
5. Закрепляя в части 1 статьи 47 право на получение в установленных законом случаях бесплатной юридической помощи, Конституция Республики Ингушетия не устанавливает государственные гарантии защиты этого права. Такие гарантии предусмотрены Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и Законом Республики Ингушетия "О некоторых мерах обеспечения оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Республики Ингушетия". Одной из таких гарантий является право адвоката на получение оплаты труда и компенсации его расходов, связанных с оказанием такой помощи.
Включив адвокатов в число участников государственной системы оказания бесплатной юридической помощи гражданам, государство взяло на себя обязательство по оплате их труда и компенсации расходов, связанных с оказанием такой помощи. Однако, в том случае, если действующее правовое регулирование допускает произвольный отказ от принятого государством на себя обязательства по оплате труда адвокатов и компенсации их расходов по оказанию такой помощи, указанные государственные гарантии приобретают иллюзорный характер.
Таким образом, подпункт 5 пункта 11 Положения об оплате труда адвокатов в силу неопределенности своего содержания и рассогласованности с другими его нормами допускает возможность неоднозначного толкования и произвольного применения, в результате чего создаются предпосылки для нарушения законодательно установленных государственных гарантий защиты конституционного права граждан на получение бесплатной юридической помощи. Тем самым может быть поставлено под сомнение гарантированное Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Ингушетия право граждан на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях, а потому оспариваемое заявителем нормативное положение противоречит также и части 1 статьи 47 Конституции Республики Ингушетия.
Исходя из изложенного, руководствуясь частью первой статьи 68, статьями 69-71, 75, 96 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия", Конституционный Суд Республики Ингушетия
постановил:
1. Признать подпункт 5 пункта 11 Положения об оплате труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам на территории Республики Ингушетия в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 20 августа 2013 года N 168 "О некоторых мерах по обеспечению оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Республики Ингушетия", не соответствующим Конституции Республики Ингушетия, ее статьям 18 (часть 1) и 47 (часть 1).
2. Правительству Республики Ингушетия надлежит - исходя из требований Конституции Республики Ингушетия и с учетом основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Республики Ингушетия, выраженных в настоящем Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления.
Впредь до внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование нормативное предписание, содержащееся в подпункте 5 пункта 11 Положения об оплате труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам на территории Республики Ингушетия в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 20 августа 2013 года N 168 "О некоторых мерах по обеспечению оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Республики Ингушетия", не может служить основанием для отказа в оплате труда и выплате компенсации адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь гражданам на территории Республики Ингушетия.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 74 Конституционного закона Республики Ингушетия "О Конституционном Суде Республики Ингушетия" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Ингушетия. Постановление должно быть также опубликовано в Вестнике Конституционного Суда Республики Ингушетия и на официальном сайте Конституционного Суда Республики Ингушетия в сети Интернет (www.ks-ri.ru).
Председатель |
А.К. Гагиев |
Судьи |
И.Б. Доскиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Ингушетия от 17 декабря 2014 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности подпункта 5 пункта 11 Положения об оплате труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам на территории Республики Ингушетия в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, утвержденного Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 20 августа 2013 года N 168 "О некоторых мерах по обеспечению оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Республики Ингушетия" в связи с жалобой Б.Б. Точиева"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами
Текст постановления официально опубликован не был
Текст постановления размещен на сайте Конституционного суда Республики Ингушетия в Internet (http://www.ks-ri.ru)