Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Забродине А.В. с участием прокурора Цветковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4266/2024 по административному исковому заявлению В--- С--- И--- о признании недействующим пункта 5.2.1 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве"
УСТАНОВИЛ:
17 мая 2023 года Правительством Москвы принято постановление "Об организации платных городских парковок в городе Москве", действующее в настоящее время в редакции от 30 октября 2024 года (вместе с "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, сведений об изменении записи о резидентном парковочном разрешении, о продлении срока действия резидентного парковочного разрешения и об аннулировании резидентного парковочного разрешения", "Положением о реестре резидентных парковочных разрешений города Москвы", "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в реестр парковочных разрешений многодетных семей города Москвы записи о парковочном разрешении многодетной семьи, сведений об изменении записи о парковочном разрешении многодетной семьи, о продлении срока действия парковочного разрешения многодетной семьи и об аннулировании парковочного разрешения многодетной семьи", "Положением о реестре парковочных разрешений многодетных семей города Москвы", "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в реестр парковочных разрешений льготного размещения транспортных средств, предоставляемых в рамках услуги каршеринг, записи о парковочном разрешении льготного размещения транспортного средства, предоставляемого в рамках услуги каршеринг, сведений об изменении записи о парковочном разрешении льготного размещения транспортного средства, предоставляемого в рамках услуги каршеринг, и об аннулировании парковочного разрешения льготного размещения транспортного средства, предоставляемого в рамках услуги каршеринг", "Положением о реестре парковочных разрешений льготного размещения транспортных средств, предоставляемых в рамках услуги каршеринг", "Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение в реестр операторов
каршеринга записи о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем деятельность по предоставлению транспортных средств в рамках услуги каршеринг, сведений об изменении записи о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем деятельность по предоставлению транспортных средств в рамках услуги каршеринг, и об аннулировании записи о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем деятельность по предоставлению транспортных средств в рамках услуги каршеринг", "Положением о реестре операторов каршеринга").
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 17 мая 2013 года, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 28, 21 мая 2013 года.
Административный истец оспаривает пункт 5.2.1 постановления Правительства Москвы N 289-ПП, который сформулирован в редакции постановления Правительства Москвы от 06 сентября 2019 года N 550-ПП, от 02 июля 2019 года N 827-ПП.
Данный пункт определяет одно из требований, предъявляемых к физическим лицам, которые являются резидентами платных городских парковок, использующими транспортные средства.
Пункт 5.2.1 постановления Правительства Москвы N 289-ПП сформулирован следующим образом:
5.2.1. Действует в отношении одного транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке на:
- резидента;
- физических лиц, зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, владение которым является основанием внесения резидентного парковочного разрешения в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы;
- нанимателей по договорам найма жилого помещения, владение которым является основанием внесения резидентного парковочного разрешения в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы, заключенным на срок не менее срока действия резидентного парковочного разрешения, установленного в пункте 5.3 настоящего постановления, с резидентами, указанными в пунктах 5.1.1 и 5.1.2 настоящего постановления, при условии регистрации нанимателя органами регистрационного учета по месту пребывания в указанном жилом помещении на срок не менее срока действия резидентного парковочного разрешения, установленного в пункте 5.3 настоящего постановления;
- поднанимателей по договорам поднайма жилого помещения, владение которым является основанием внесения резидентного парковочного разрешения в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы, заключенным на срок не менее срока действия резидентного парковочного разрешения, установленного в пункте 5.3 настоящего постановления, с резидентами, указанными в пунктах 5.1.3 и 5.1.4 настоящего постановления (за исключением резидентов, владеющих жилыми домами, квартирами или жилыми помещениями на основании договора найма служебного жилого помещения), при условии регистрации поднанимателя органами регистрационного учета по месту пребывания в указанном жилом помещении на срок не менее срока действия резидентного парковочного разрешения, установленного в пункте 5.3 настоящего постановления.
В реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы вносится не более двух записей о резидентных парковочных разрешениях на один жилой дом или квартиру в многоквартирном жилом доме при условии отсутствия у лица, на которое в установленном порядке зарегистрировано транспортное средство, указанное в запросе на предоставление государственной услуги города Москвы "Внесение в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, сведений об изменении записи о резидентном парковочном разрешении, о продлении срока действия резидентного парковочного разрешения и об аннулировании резидентного парковочного разрешения", не погашенной в течение установленного статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока задолженности по уплате административного штрафа, наложенного в соответствии со вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении в области дорожного движения или административном правонарушении в виде неуплаты за размещение транспортного средства на платной городской парковке. Интересы резидента, не достигшего 18 лет, представляют его родители или законные представители, в интересах иных категорий резидентов могут выступать законные представители или представители, действующие на основании доверенности.
Оспаривая положения пункта 5.2.1 постановления Правительства Москвы N 289-ПП, административный истец указала, что является субъектом спорных правоотношений, на праве общей совместной собственности ей принадлежит автомобиль ---, административный истец воспользовалась государственной услугой по внесению записи в реестр резидентных парковочных разрешений, уведомлением 13 августа 2024 года истцу отказано в предоставлении данной государственной услуги со ссылкой на пункт 5.2.1 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве". Административным истцом реализовано право на обжалование действий по отказу в выдаче резидентного парковочного разрешения, решением Савеловск ого районн ого суд а города Москвы, (дело N ---) в удовлетворении требований В --- С.И. отказано.
По мнению административного истца, оспариваемый пункт 5.2.1 постановления Правительства Москвы N 289-ПП противоречит статьям 256 Гражданского кодекса РФ, 34 Семейного кодекса РФ, 5 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", поскольку не позволяет оформить резидентное разрешение на транспортное средство, зарегистрированное на члена семьи (супруга), вводя требования обязательной регистрации транспортного средства на административного истца либо обязательной регистрации в жилом помещении члена семьи административного истца (супруга).
В судебном заседании административный истец В--- С.И, имеющая высшая юридическое образование, административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители Правительства Москвы К--- Е.Н, К--- А.П. в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали, представили письменный отзыв, в котором указали на соблюдение порядка принятия нормативного правового акта и изменений к нему, а также указали, что принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок, определение порядка и условий оплаты за пользование парковками, расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ; предоставление резидентного парковочного разрешения является льготой, поскольку предусматривает отступление от обычных условий пользования платной парковкой в сторону улучшения положения лиц, которые ею пользуются; определение льгот находится в компетенции субъекта РФ.
Изучив административное исковое заявление, возражение на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие положениям, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Ц--- О.В, полагавшей административные исковые требования подлежащими отклонению, суд приходит к следующим выводам.
Оспариваемый административным истцом пункт 5.2.1 постановления Правительства Москвы N 289-ПП на дату рассмотрения настоящего административного дела сформулирован в редакции постановления Правительства Москвы от 06 сентября 2019 года N 550-ПП, от 02 июля 2019 года N 827-ПП. В названной редакции данная норма не проверялась, кроме того, перетерпело изменение законодательство, на соответствие которому проверялся нормативный правовой акт. При таких обстоятельствах, административный истец вправе обратиться с настоящим административным иском.
Отношения по использованию автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлению дорожной деятельности, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из положений статьи 4 названного Федерального закона следует, что законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать указанному Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Положениями статьи 12 этого же Федерального закона установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к числу которых отнесено принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования (пункт 3.1); установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.2); установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.3).
На период принятия постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" действовали положения Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 которого было определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Правительством Москвы принято оспариваемое постановление Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в г. Москве".
Постановление Правительства Москвы N 289-ПП от 17 мая 2013 года подписано Мэром Москвы, опубликовано и введено в действие в установленном законом порядке; его форма соответствует части 1 статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года "О Правительстве Москвы".
Постановление действует в редакции постановлений Правительства Москвы от 01 июля 2013 г. N 422-ПП, от 21 августа 2013 г. N 559-ПП, от 03 декабря 2013 г. N 798-ПП, от 12 декабря 2013 г. N 830-ПП, от 22 апреля 2014 г. N 201-ПП, от 23 апреля 2014 г. N 219-ПП, от 05 мая 2014 г. N 240-ПП, от 27 мая 2014 г. N 270-ПП, от 10 июня 2014 г. N 321-ПП, от 29 июля 2014 г. N 429-ПП, от 02 сентября 2014 г. N 500-ПП, от 09 сентября 2014 г. N 515-ПП, от 16 сентября 2014 г. N 533-ПП, от 22 декабря 2014 г. N 793-ПП, от 21 мая 2015 г. N 307-ПП, от 21 июля 2015 г. N 446-ПП, от 21 июля 2015 г. N 447-ПП, от 19 августа 2015 г. N 523-ПП, от 08 сентября 2015 г. N 569-ПП, от 22 декабря 2015 г. N 906-ПП, от 05 февраля 2016 г. N 27-ПП, от 06 сентября 2016 г. N 550-ПП, от 15 ноября 2016 г. N 755-ПП, от 22 ноября 2016 г. N 772-ПП, от 28 марта 2017 г. N 125-ПП, от 02 мая 2017 г. N 250-ПП, от 15 ноября 2017 г. N 880-ПП, от 28 августа 2018 г. N 982-ПП, от 04 декабря 2018 г. N 1496-ПП, от 04 июня 2019 г. N 625-ПП, от 02 июля 2019 г. N 827-ПП, от 30 июня 2020 г. N 894-ПП, от 14 сентября 2021 г. N 1422-ПП, от 31 марта 2022 г. N 501-ПП, от 06 декабря 2022 г. N 2758-ПП, от 06 февраля 2024 г. N 206-ПП, от 26 март 2024 N 596-ПП, от 30 октября 2024 г. N 2466-ПП.
Указанные выше редакции постановления Правительства Москвы N 289-ПП приняты с соблюдением установленного порядка и формы, доведены до сведения неопределенного круга лиц, в связи с чем суд приходит к выводу, что процедура принятия нормативного правового акта соблюдена.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии пункта 5.2.1 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП нормативным актам большей юридической силу, суд не может согласиться с ними.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право бесплатного пользования платной парковкой предоставляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Владелец платной парковки вправе устанавливать дополнительные категории пользователей платной парковки, категории транспортных средств, которым предоставляется право бесплатного или льготного пользования платной парковкой.
При реализации предоставленных полномочий в части самостоятельного определения размера и порядка платы за пользование парковками, Правительство Москвы вправе и самостоятельно определять круг лиц, которым предоставляются льготы по оплате за пользование парковочными местами, условия предоставления таких льгот, соответственно, Правительство Москвы, реализуя предоставленные ему полномочия, вправе устанавливать основания и порядок выдачи, приостановления и прекращения (аннулирования), срок действия резидентного парковочного разрешения.
По существу, предоставление резидентного парковочного разрешения является льготой, поскольку оно предусматривает отступление от обычных условий пользования платной парковкой в сторону улучшения положения лиц, которые ею пользуются. Предоставление льгот, определение порядка их предоставления и условий действия находятся в компетенции Правительства Москвы и является составной частью механизма самостоятельного определения субъектом РФ размера и порядка платы за пользование платными парковками.
Утверждение Правительством Москвы в постановлении от 17 мая 2013 года N 289-ПП порядка создания и использования платных парковок (парковочных мест) в городе Москве, и введение в связи с этим условия действия резидентного парковочного разрешения в отношении лиц перечисленных в пункте 5.2.1 резидентного парковочного разрешения, не может расцениваться как дискриминация отдельных категорий граждан, поскольку оно распространяется на всех лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, пользующихся льготной парковкой, в равной мере. При этом такое условие не лишает иных лиц, обладающих транспортными средствами, права пользования платными парковочными местами на общих основаниях.
Оспариваемое административным истцом положение не ограничивает право пользования, владения или распоряжения транспортным средством, не устанавливает запрет на свободу передвижения, не снижает уровень правовых гарантий, установленных действующим законодательством для собственников или иных правообладателей транспортных средств.
Вопреки доводам административного истца, оспариваемое им нормативное положение не регулирует гражданские и семейные правоотношения, и, следовательно, не может вступать в противоречие со статьей 256 Гражданского кодекса РФ, статьей 34 Семейного кодекса РФ как на том настаивает административный истец.
Также оспариваемое положение пункта 5.2.1 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП не регулирует административные правоотношения по выбору места жительства и места пребывания, в связи с чем ошибочным является довод административного истца о противоречии постановления статье 5 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Из содержания постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП следует, что оспариваемое положение имеет иной предмет регулирования, а именно: отношения в области использования автомобильных дорог, организации и обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренные нормами Федерального закона от 08 ноября 2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования В?С?И-- о признании недействующим пункта 5.2.1 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2013 года N 289-ПП "Об организации платных городских парковок в городе Москве" - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил административный иск о признании недействующим пункта 5.2.1 постановления Правительства Москвы, регулирующего условия получения резидентного парковочного разрешения. Суд установил, что оспариваемая норма не противоречит действующему законодательству и не ограничивает права граждан, поскольку касается организации платных парковок и не затрагивает гражданские и семейные правоотношения.