Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 15 февраля 2005 г. N А55-9617/04-43
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Тольяттинской таможни, город Тольятти Самарской области,
на решение от 15 ноября 2004 года по делу N А55-9617/04-43 Арбитражного суда Самарской области,
по заявлению открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", город Тольятти Самарской области, к Тольяттинской таможне, город Тольятти Самарской области, о признании незаконным требования от 21.06.2004 N 15,
установил:
Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ" (далее - ОАО "АвтоВАЗ"), г.Тольятти, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Тольяттинской таможне о признании незаконным ее требования от 21.06.2004 N 15 об уплате таможенных платежей в размере 24261799.34 руб., в том числе ввозная таможенная пошлина в размере 10106433,04 руб. и налог на добавленную стоимость в размере 14155356,40 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.11.2004 заявление удовлетворено, признано незаконным требование от 21.06.2004 N 15, вынесенное Тольяттинской таможней ГТК Российской Федерации в отношении ОАО "АвтоВАЗ".
В кассационной жалобе Тольяттинская таможня просит об отмене судебного акта и отказе в удовлетворении заявления ОАО "АвтоВАЗ", полагая, что таможенным органом оспоренное требование направлено с соблюдением требований действующего законодательства.
Судом кассационной инстанции объявлялся перерыв в судебном заседании до 10 часов 15.02.2005.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит, при этом исходит из следующего.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.1996 N 53 "О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров, условно выпускаемых в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения и используемых для изготовляемой на экспорт машинно-технической продукции" и Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1204, Приказом ГТК Российской Федерации от 26.03.1996 N 174 Тольяттинской таможней издано разрешение N 10417/291201/УВ0001 сроком действия с 01.01.2002 по 31.12.2002, на основании которого ОАО "АвтоВАЗ" ввозило на территорию Российской Федерации товары для собственного производства в таможенном режиме "Выпуск в свободное обращение" с условным начислением таможенных платежей.
25.05.2004 в Тольяттинскую таможню поступило письмо Прокуратуры Самарской области за N 23-07-264/04, в котором указывалось на необоснованное применение льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость ОАО "АвтоВАЗ" с приложением полного реестра ГТД, оформленных за период с 13.09.2002 по 31.12.2002 по условно выпущенным товарам.
В письме указывалось, что хотя постановлением Правительства Российской Федерации от 24.08.2002 N 630 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 20.01.1996 N 53, в период с 13.09.2002 по 31.12.2002 Тольяттинской таможней осуществлялось таможенное оформление товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, и такой выпуск осуществлялся условно с подтверждением фактического вывоза продукции в соответствии с таможенным режимом экспорта, с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.
Тольяттинской таможней 21.06.2004 направлено ОАО "АвтоВАЗ" требование N 15 об уплате таможенных платежей в общей сумме 24261799,34 руб. в срок до 05.07.2004.
В качестве причины возникновения задолженности в требовании указаны отмена постановления Правительства Российской Федерации от 20.01.1996 и поступление письма из Прокуратуры Самарской области от 25.05.2004 N 23-07-264/04.
Других сведений оспоренное требование не содержит.
Следовательно, таможенным органом не выполнены требования пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего необходимость указания в требовании подробные данные об основаниях взимания налога.
Поскольку оформленные заявителем ГТД, по которым начислены таможенные платежи, содержали все необходимые данные: сумму платежей, срок оплаты, позволявшие таможенному органу контролировать своевременность поступления таможенных платежей, таможенный орган был обязан предъявить требование об их уплате в установленный частью 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации трехмесячный срок после наступления срока уплаты налога, то есть до 01.04.2003.
Требование об уплате таможенных платежей подписано 22.06.2004, то есть с нарушением указанного срока.
Согласно пункту 7 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные названной статьей, применяются при вынесении требования об уплате налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 10 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.
Как следует из пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, применяются положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
О необходимости проверки сроков вынесения требований об уплате налогов и пеней указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 9 и в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71. В случае пропуска этих сроков суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Приказ ГТК Российской Федерации от 26.03.1996 N 174, которым было утверждено Положение о таможенном оформлении товаров, условно выпускаемых в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения и используемых при изготовлении поставляемой на экспорт машинно-технической продукции, утратил силу в связи с изданием приказа ГТК Российской Федерации от 03.12.2003 N 1378, то есть в спорный период он действовал.
Разрешение на 2002 год N 10417/291201/УВ0001 действовало в течение всего года, его действие не приостанавливалось и не прекращалось. Данных о том, что ОАО "АвтоВАЗ" нарушило условия указанного разрешения, не представлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правильным вывод арбитражного суда о незаконности требования Тольяттинской таможни от 21.06.2004 N 15 об уплате таможенных платежей.
Правовых оснований к отмене или изменению судебного акта не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15.11.2004 по делу N А55-9617/04-43 оставить без изменения, кассационную жалобу Тольяттинской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2005 г. N А55-9617/04-43
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании