Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 12 декабря 2008 г. N А65-5886/08
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Закрытого акционерного общества "Римера", г. Москва,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 по делу N А65-5886/08,
по заявлению Закрытого акционерного общества "Римера" о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 14.02.2008 N 114,
третье лицо - Открытое акционерное общество "Алнас", г. Альметьевск Республики Татарстан,
установил:
Закрытое акционерное общество "Римера" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 14.02.2008 N 114.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.07.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции, ЗАО "Римера" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы постановление апелляционной инстанции принято с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 12.12.2008 до 14 час. 30 мин.
Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 14.01.2008 в адрес Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе поступило уведомление от компании "KRYPSTON ENTERPRISES LIMITED", из которого усматривалось, что данная организация 24.12.2007 реализовала ЗАО "Римера" 54,95 процента акций ОАО "Алнас". С учетом ранее принадлежавших ЗАО "Римера" ценных бумаг, Общество стало владельцем 75,05 процентов акций ОАО "Алнас".
По результатам проверки указанных сведений Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе вынесло предписание от 14.02.2008 N 114 об устранении ЗАО "Римера" до 14.04.2008 нарушений, выразившихся в ненаправлении в адрес административного органа в срок до 28 января 2008 года обязательного предложения, предусмотренного статьями 84.2, 84.9 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пункта 2.1 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н.
Не согласившись с предписанием административного органа, Общество обжаловало его в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов, содержащихся в обжалуемом решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, исходя из следующего:
В соответствии с пунктом 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг.
В обязательном предложении должны быть указаны, в том числе, сведения о гаранте, предоставившем банковскую гарантию в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и об условиях банковской гарантии (пункт 2 статьи 84.2).
Пунктом 3 статьи 84.2 Федерального закона N 208-ФЗ установлено, что к обязательному предложению должна быть приложена банковская гарантия, которая должна предусматривать обязательство гаранта уплатить прежним владельцам ценных бумаг цену проданных ценных бумаг в случае неисполнения лицом, направившим добровольное предложение, обязанности оплатить в срок приобретаемые ценные бумаги.
Таким образом, действующее законодательство ставит направление лицом, приобретшим более 30 процентов акций открытого общества, обязательного предложения владельцам остальных акций в зависимость именно от факта перехода к нему права собственности на указанный пакет ценных бумаг, вне связи с какими-либо иными обстоятельствам, в частности, с финансовым состоянием покупателя акций, наличием у него возможности приобрести банковскую гарантию.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция правильно признала ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие у ЗАО "Римера" финансовой возможности приобрести банковскую гарантию влечет его освобождение от обязанности по совершению обязательного предложения.
Статьей 84.9 Федерального закона N 208-ФЗ предусмотрен государственный контроль за приобретением акций открытого общества. Согласно пункту 2 указанной статьи обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется лицом, направившим такое предложение, в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
Из материалов дела следует, что в нарушение указанной правовой нормы, ЗАО "Римера" не направило в адрес административного органа обязательное предложение.
Факт нарушения ЗАО "Римера" положений Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в связи с ненаправлением обязательного предложения установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.05.2008 по делу N А40-15428/2008.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что возложение на Общество обязанности по направлению обязательного предложения нарушает его права и законные интересы, является ошибочным, поскольку в данном случае на ЗАО "Римера" возлагается обязанность по направлению обязательного предложения не с момента вынесения предписания административного органа, а с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо).
При этом, целью оспариваемого предписания является устранение допущенных обществом нарушений законодательства.
Кроме того, как обоснованно указала апелляционная инстанция, судом первой инстанции сделан неправильный вывод, что ответчик при вынесении предписания в отношении ЗАО "Римера" вышел за пределы полномочий, предоставленных ему законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся, в частности, по вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Как было указано выше, статьей 84.9 Закона государственный контроль за приобретением акций открытого акционерного общества прямо отнесен к числу полномочий федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, предусмотрено, что служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. В соответствии с пунктом 5.3.14 указанного Положения ФСФР России осуществляет иные функции по контролю и надзору, отнесенные федеральными законами к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно пункту 1.2 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 21.11.2006 N 06-130/пз-н "О разграничении полномочий по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами" территориальные органы ФСФР России (к числу которых, в соответствии с Приказом ФСФР России от 22.06.2006 N 06-69/пз-н, относится и РО ФСФР России в ВКР) осуществляют государственный контроль за приобретением акций открытых акционерных обществ, не включенными в список эмитентов, регистрирующим органом для которых является Федеральная служба по финансовым рынкам, и не являющихся кредитными организациями.
Поскольку ОАО "Алнас" отвечает перечисленным условиям, а ЗАО "Римера" нарушило порядок приобретения акций открытого акционерного общества, РО ФСФР России в ВКР правомерно вынесло в отношении Общества предписание, обязывающее его устранить допущенные нарушения.
Также необоснованным является довод заявителя жалобы о неправомерном вынесении оспариваемого предписания без соответствующей проверки и составления акта камеральной проверки.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6.1 Порядка проведения проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.09.2007 N 07-94/пз-н (действовавшего на момент вынесения предписания), проверка отдельных сведений о возможном нарушении организацией законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов, действующих в сфере ее деятельности, может быть проведена без составления поручения и акта камеральной проверки.
Следовательно, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод, что ответчик на основании уведомления от компании "KRYPSTON ENTERPRISES LIMITED", которое содержало сведения о возможном нарушении ЗАО "Римера" законодательства об акционерных общества (ненаправление обязательного предложения), правомерно вынес оспариваемое предписание без составления акта камеральной проверки.
Как следует из материалов дела, вынесению предписания предшествовала проверка сведений, содержащихся в указанном уведомлении компании "KRYPSTON ENTERPRISES LIMITED" (л.д. 104-105, 123-125 т.1), что опровергает доводы заявителя жалобы.
Согласно пункту 7.1 Порядка проведения проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.09.2007 N 07-94/пз-и, по результатам проведенной проверки принимается решение в форме приказа, предписания или обращения в суд.
Вынесенное предписание является формой и способом реагирования Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам и его законность и обоснованность подтверждается системным толкованием приведенных в данном постановлении норм.
Таким образом, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе при наличии установленного факта нарушения положений Закона в части приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества вынесло в отношении ЗАО "Римера" оспариваемое предписание в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу постановления апелляционной инстанции коллегия не находит, так как суд апелляционной инстанции правильно применил нормы права и его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2008 по делу N А65-5886/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся, в частности, по вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
...
Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, предусмотрено, что служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. В соответствии с пунктом 5.3.14 указанного Положения ФСФР России осуществляет иные функции по контролю и надзору, отнесенные федеральными законами к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2008 г. N А65-5886/08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2812/09
05.03.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 2812/09
12.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-5886/08
03.09.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5551/2008
04.07.2008 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5886/08