Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 15 октября 2009 г. N А65-17819/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (г. Нижнекамск),
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 по делу N А65-17819/2008,
по заявлению открытого акционерного общества "Химстрой" (г. Нижнекамск) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (г. Нижнекамск) по учету задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам и о возложении на налоговый орган обязанности восстановить нарушенные права налогоплательщика путем исключения из налоговых платежей (лицевого счета налогоплательщика) 175225862 руб. 07 коп.,
установил:
открытое акционерное общество "Химстрой" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ОАО "Химстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган) о признании незаконными действий по учету задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам и о возложении на налоговый орган обязанности восстановить нарушенные права налогоплательщика путем исключения из налоговых платежей (лицевого счета налогоплательщика) 175225862 руб. 07 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.05.2009 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 данное судебное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит об отмене судебных актов, принятии нового судебного решения, указывая на то, что судами не дано должной оценки всем обстоятельствам, имеющим значение для дела, не рассмотрены вопросы об истечении срока исковой давности, отсутствия оснований для включения в предмет исковых требований условия отражения в лицевых карточках нахождения сумм налога, пени, штрафов, о правильности начисления сумм по каждому налогу.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 9 часов 50 минут 15.10.2009.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами предыдущих инстанций норм материального и процессуального права, заслушав явившихся представителей сторон, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
Из приобщенных к делу материалов усматривается, что налоговым органом были отражены в карточке лицевого счета заявителя начисления по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2821662 руб. 62 коп., пеням в размере 3046409 руб. 55 коп., налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 6467359 руб. 42 коп., пеням в сумме 18961854 руб. 18 коп., налоговым санкциям в размере 65680 руб. 40 коп., налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 55451 руб. 06 коп., пеням в размере 165433 руб. 28 коп., налогу с продаж в сумме 25970 руб. 53 коп., пеням в размере 110789 руб. 90 коп., прочим налогам и сборам в сумме 601992 руб. 90 коп., пеням в размере 281586 руб. 12 коп., налоговым санкциям в сумме 35470 руб. 96 коп., недоимке по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 16541881 руб. 40 коп., пеням в сумме 61093867 руб. 73 коп., налоговым санкциям в сумме 73920 руб. 18 коп., недоимке по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 915359 руб., пеням в сумме 3270821 руб. 68 коп., недоимке по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1978984 руб. 77 коп., пеням в сумме 5195323 руб. 47 коп., налоговым санкциям в сумме 63752 руб. 35 коп., недоимке по взносам в государственный фонд занятости в размере 145316 руб. 27 коп., пеням в сумме 2543747 руб. 14 коп., пеням по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 в сумме 2311326 руб. 61 коп., пеням по целевому сбору на содержание милиции, на благоустройство территории в размере 27481 руб. 56 коп., пеням по прочим местным налогам и сборам в сумме 109540 руб. 10 коп., пеням по налогу с владельцев транспортных средств в размере 385006 руб. 65 коп.
ОАО "Химстрой" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан по учету задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам и о возложении на налоговый орган обязанности восстановить нарушенные права налогоплательщика путем исключения из налоговых платежей (лицевого счета налогоплательщика) 175225862 руб. 07 коп.
Правомерно удовлетворяя заявленные требования общества, арбитражные суды обеих инстанций исходили из подробно исследованных материалов дела, его обстоятельств и правильно руководствовались действующим законодательством.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что недоимка по спорным налогам образовалась до 2001 года, по состоянию на 01.01.2009 налоговым органом были начислены заявителю соответствующие суммы пени и штрафов.
Из материалов дела следует, что требованием от 28.01.2000 N 4 налоговый орган предложил заявителю уплатить задолженность в общей сумме 49810000 руб., в том числе недоимки - 25087000 руб., пеней - 24133000 руб. и 590000 руб. - штрафов.
Согласно представленной налоговым органом расшифровки к требованию об уплате налога за обществом числилась недоимка по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 55000 руб., по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 6162000 руб., налогу с владельцев транспортных средств в сумме 70000 руб., налогу на приобретение транспортных средств в размере 50000 руб.
7 февраля 2000 года налоговым органом вынесены постановления N 3, 4 о взыскании с общества 11037000 руб. и 13477000 руб. задолженности за счет имущества организации - должника, в состав которой была включена и недоимка по целевому сбору на содержание милиции в сумме 5000 руб.
Данные постановления послужили основанием для возбуждения судебным приставом-исполнителем Нижнекамского городского подразделения службы судебных приставов Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан исполнительного производства, которое было окончено в связи с фактическим исполнением.
Согласно Федеральным законам от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", от 27.11.2001 N 148 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" были отменены: с 01.01.2001 налог на реализацию горюче-смазочных материалов, с 01.01.2004 налог с продаж, с 01.01.2003 налог на пользователей автомобильных дорог, с 01.01.2003 налог с владельцев и приобретателей транспортных средств.
Таким образом, образовавшаяся недоимка по отмененным налогам в спорных суммах погашена заявителем.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган, который принял акт, решение.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что налоговым органом в нарушение требований названных норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств подтверждающих наличие у заявителя недоимки по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в Государственный фонд занятости, по прочим налогам и сборам, зачисляемым в бюджет Республики Татарстан, по земельному налогу, по целевому сбору на содержание милиции, по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а также доказательств, подтверждающих принятие своевременных мер по принудительному взысканию недоимки, пеней и штрафов по названным взносам.
Поскольку недоимка налоговым органом не подтверждена, то оснований для ее отражения в карточке лицевого счета налогоплательщика и справке о состоянии расчетов, а также начисления соответствующих пеней и штрафов у налогового органа не имелось.
Кроме того, истек трехгодичный срок для принудительного взыскания недоимки, в связи с чем утрачена возможность ее взыскания. Пеня как мера обеспечения исполнения налогового обязательствам, также не может быть начислена и взыскана.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплачивать в случае уплаты причитающих сумм налогов или сборов.
По смыслу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
Исполнение обязательств по уплате пеней не может рассматривается в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению. Данная позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8241/07.
Исследовав и оценив представленные обществом документы, и установленные обстоятельства арбитражные суды правомерно посчитали действия налогового органа по учету погашенной недоимки в связи с исполнением исполнительного производства, задолженности по отмененным налогам с истекшим сроком давности принудительного взыскания, недоимки и пеней, сумма которых не подтверждена документально незаконными.
Таким образом, арбитражными судами обеих предыдущих инстанций дана оценка доказанности сумм недоимок по перечисленным выше налогам, обоснованности начисления пени и штрафов, основанная на анализе имеющихся в деле материалов. Доказательств неуплаты заявителем спорных сумм налогов, пени, штрафов по исполнительному производству налоговым органом не представлено
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих сделанные судами выводы в описанной части. Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, как не основанные на правовых нормах и имеющихся в деле доказательствах.
При таких обстоятельствах, при правильном применении судом норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты в указанной части являются законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены в этой части не имеется.
Вместе с тем наличие в лицевом счете как в документе внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, так как не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей и не влечет за собой негативных последствий для налогоплательщика.
Лицевой счет, который ведет налоговой орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов, поэтому отражение в лицевом счете задолженности по пени само по себе не ущемляет права общества.
Принимая во внимание сформированную Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судебную практику по данному вопросу, суд кассационной инстанции считает, что у арбитражных судов предыдущих инстанций отсутствовали основания для возложения на налоговый орган обязанности устранить нарушение права заявителя путем исключения из лицевой карточки налоговых платежей спорной задолженности и в этой части судебные акты подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.05.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2009 по делу N А65-17819/2008 отменить в части возложения на ответчика (Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан) обязанности восстановить нарушенные права заявителя (открытого акционерного общества "Химстрой") путем исключения из лицевого счета налогоплательщика налоговых платежей оспоренной задолженности.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу удовлетворить частично
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 октября 2009 г. N А65-17819/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании