Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 1 декабря 2009 г. по делу N А72-8801/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.07.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 по делу N А72-8801/2009,
по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-1", г. Ульяновск к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Чувилкиной В.В., г. Ульяновск, при участии третьих лиц - Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис", г. Ульяновск об уменьшении исполнительского сбора,
установил:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-1" (далее - УМУП УК ЖКХ "Засвияжье-1", должник, Предприятие) в Арбитражный суд Ульяновской области обратилось с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Чувилкиной В.В. (далее - судебный пристав-исполнитель) об уменьшении размера исполнительского сбора по постановлению от 10.06.2009 г. на одну четверть от подлежащей взысканию суммы - 1501436,15 руб.
Решением суда первой инстанции от 30.07.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009, заявление УМУП УК ЖКХ "Засвияжье" удовлетворено.
Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 25.05.2009 на основании исполнительного листа от 27.12.2008 N 092078, выданного Арбитражным судом Ульяновской области, судебным приставом-исполнителем МОСП Хайрутдиновым Р.Х. возбуждено исполнительное производство N 73/20/11629/8/2009 о взыскании с УМУП УК ЖКХ "Засвияжье-1" в пользу УМУП "Городской теплосервис" суммы долга в размере 21472673,77 руб.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 25.05.2009 должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе от 27.12.2008 N 092078. В установленный срок УМУП УК ЖКХ "Засвияжье-1" исполнительный документ не исполнило.
По факту допущенного Предприятием нарушения установленного срока исполнения исполнительного документа 10.06.2009 судебным приставом-исполнителем Чувилкиной В.В. вынесено постановление о взыскании с должника (УМУП УК ЖКХ "Засвияжье-1") исполнительского сбора в размере 7% от суммы 21472673,77 руб., что составило 150136,15 руб.
УМУП УК ЖКХ "Засвияжье-1", не согласившись с размером исполнительского сбора, обратилось в арбитражный суд, судебными актами которого заявленные требования удовлетворены.
Кассационная инстанция находит выводы судебных инстанций правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливаемся в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества (ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Судами установлено и материалами дела подтверждается факт нарушения УМУП УК ЖКХ "Засвияжье-1" срока добровольного исполнения исполнительного листа от 27.12.2008 N 092078 по постановлению о возбуждении исполнительного производства от 25.05.2009 г. в части не перечисления взыскателю долга в сумме 21472673,77 руб. Таким образом, у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для взыскания с должника исполнительского сбора в размере 1501436,15 руб.
Вместе с тем, часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы представляет собой допустимый максимум штрафной санкции, который с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
УМУП УК ЖКХ "Засвияжье-1" представил доказательства, подтверждающие его тяжелое финансовое положение, а потому суды пришли к обоснованному выводу о несоразмерности взысканного с должника исполнительского сбора.
При этом судами также учтено, что одним из основных видов деятельности Предприятия является деятельность, связанная с оказанием услуг по эксплуатации и функционированию жилищного фонда, производство текущего и капитального ремонта жилищного фонда, оно ограничено в своих финансовых ресурсах рамками денежных средств, собранных с потребителей коммунальных услуг.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, а также значительность взыскиваемой суммы, суд в рамках представленных ему Законом об исполнительном производстве полномочий обоснованно счел возможным удовлетворить требование заявителя снизить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению от 10.06.2009 на одну четверть от размера, установленного постановлением от 10.06.2009, до 1126077,11 руб.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.07.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 по делу N А72-8801/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 декабря 2009 г. по делу N А72-8801/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании