Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 19 октября 2012 г. N 50-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 августа 2011 года N 4662 "О признании граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений" в связи с жалобой гражданки И.В. Тарасовой"
Именем Республики Татарстан
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Ф.Н. Багаутдинова, Л.В. Кузьминой, Р.А. Сахиевой, А.А. Хамматовой, А.Р. Шакараева,
с участием гражданки И.В. Тарасовой, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителей Исполнительного комитета муниципального образования города Казани как стороны, издавшей оспариваемый нормативный правовой акт, - начальника отдела по вопросам жилищного законодательства правового управления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Л.A. Ляпахина, начальника юридического отдела Муниципального учреждения "Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Л.P. Шариповой, представителя Президента Республики Татарстан - заведующего отделом по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Д.И. Махмутова, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан A.А. Ощепкова, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заведующего сектором административного права и систематизации законодательства Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Д.Н. Латыповой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан И.Ш. Шайхиева, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан К.П. Андреева, представителя Прокурора Республики Татарстан - старшего помощника Прокурора Республики Татарстан по взаимодействию с законодательными (представительными), исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления Г.Ю. Синяковой, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего консультанта отдела по вопросам восстановления прав граждан Аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан B.Д. Клюкова,
руководствуясь статьей 109 (часть четвертая) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 83, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пунктов 1 и 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 августа 2011 года N 4662 "О признании граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданки И.В. Тарасовой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 августа 2011 года N 4662 "О признании граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявительницей нормы Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.А. Хамматовой, объяснения сторон - гражданки И.В. Тарасовой, представителей органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - Л.A. Ляпахина, Л.Р. Шариповой, выступления приглашенных в судебное заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - Д.И. Махмутова, от Государственного Совета Республики Татарстан - А.А. Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Д.Н. Латыповой, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - И.Ш. Шайхиева, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - К.П. Андреева, от Прокурора Республики Татарстан - Г.Ю. Синяковой, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - В.Д. Клюкова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка И.В. Тарасова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 августа 2011 года N 4662 "О признании граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений".
Пунктом 1 указанного постановления определено, что документом, подтверждающим факт признания гражданина нуждающимся в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений по Программе социальной ипотеки, является решение Казанской городской Думы; оспариваемый пункт 2 предусматривал, что основанием для представления гражданина к признанию нуждающимся в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений по Программе социальной ипотеки является решение Общественной жилищной комиссии при Исполнительном комитете города Казани.
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что гражданка И.В. Тарасова вместе со своей семьей в составе четырех человек проживает в коммунальной квартире общей площадью 24,9 квадратных метра и с 25 марта 1985 года состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.
Согласно постановлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30 декабря 2009 года N 11567 "О признании многоквартирных домов города Казани аварийными и подлежащими сносу" дом, в котором проживает семья заявительницы, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Гражданка И.В. Тарасова указывает, что с целью улучшения жилищных условий по Программе социальной ипотеки она обращалась в администрацию Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, где ей было отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в связи с тем, что заявительница не является работником бюджетной сферы, а организация, в которой она работает, не участвует в финансировании социальной ипотеки.
При этом гражданка И.В. Тарасова отмечает, что в соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 августа 2007 года N 366 "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки" установлено, что жилые помещения, предназначенные для предоставления в рамках государственной поддержки, строительство которых проинвестировано специализированной организацией по социальной ипотеке, распределяются не только между работниками бюджетной сферы и работниками организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, но и между гражданами, нуждающимися в неотложной поддержке.
Однако, как считает заявительница, в оспариваемых пунктах 1 и 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 августа 2011 года N 4662 "О признании граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений" отсутствуют четкие, ясные критерии и основания для признания гражданина нуждающимся в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений по Программе социальной ипотеки. По ее мнению, принятие решения о представлении гражданина к признанию нуждающимся в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений зависит только от усмотрения членов Общественной жилищной комиссии при Исполнительном комитете города Казани.
На основании изложенного гражданка И.В. Тарасова просит Конституционный суд Республики Татарстан признать пункты 1 и 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 августа 2011 года N 4662 "О признании граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений" не соответствующими статьям 28 (часть вторая), 29 (часть первая), 55 Конституции Республики Татарстан, согласно которым государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства и иных обстоятельств; любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам запрещаются; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
К началу рассмотрения настоящего дела в открытом заседании Конституционного суда Республики Татарстан постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 22 марта 2012 года N 1810 "О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета города Казани от 18 августа 2011 года N 4662" оспариваемый пункт 2 изложен в новой редакции, согласно которой утверждены порядок и условия признания граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений по Программе социальной ипотеки. Вместе с тем в соответствии с частью второй статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" в случае если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным судом Республики Татарстан производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан. С учетом позиции заявительницы, полагающей, что обжалуемые нормы явились правовым основанием нарушения ее конституционного права на жилище, внесение изменений в пункт 2 не может препятствовать проверке конституционности его положений.
В силу части третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются пункты 1 и 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 августа 2011 года N 4662 "О признании граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений" (в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 22 марта 2012 года N 1810 "О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета города Казани от 18 августа 2011 года N 4662").
2. Оспариваемые заявительницей правовые положения затрагивают сферы социальной защиты и жилищного законодательства. Согласно статье 72 (пункты "ж" и "к" части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Статья 76 Конституции Российской Федерации предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2); законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (часть 5).
Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство состоит в том числе из нормативных правовых актов органов местного самоуправления; органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (части 2 и 7 статьи 5).
Пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа были отнесены обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В Республике Татарстан отношения, направленные на реализацию конституционного права граждан на жилище, а также на объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности по развитию жилищного строительства и формирование рынка доступного жилья, урегулированы Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан". При этом меры государственной поддержки в сфере жилищного строительства в республике предоставляются гражданам в том числе в рамках системы социальной ипотеки. Согласно указанному Закону Республики Татарстан одним из основных требований, предъявляемых к государственной поддержке развития жилищного строительства в системе социальной ипотеки, является принятие правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, порядок реализации которых устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан (пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 11).
Во исполнение отмеченных законодательных положений постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 августа 2007 года N 366 "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки" утвержден Порядок предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке. В соответствии с пунктом 1.6 во взаимосвязи с абзацем четвертым пункта 1.2 Порядка (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 февраля 2010 года N 53) порядок и условия предоставления жилых помещений неотложникам, то есть гражданам, нуждающимся в неотложной поддержке, определяются органами местного самоуправления; в рамках квоты неотложников на очередной год включение в списки граждан, относящихся к данной категории, осуществляется решениями представительных органов муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан.
Таким образом, принимая оспариваемые положения, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани исходил из прямого предписания Кабинета Министров Республики Татарстан и правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального и республиканского законодательства.
3. Конституция Республики Татарстан гарантирует каждому право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (статья 55). Оказание в республике государственной поддержки в сфере жилищного строительства, развития и формирования рынка доступного жилья для улучшения жилищных условий граждан отвечает провозглашенным статьей 13 Конституции Республики Татарстан целям Республики Татарстан как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Данные конституционные положения корреспондируют международным правовым нормам о признании права каждого на достаточный жизненный уровень, одним из условий обеспечения которого является жилище (статья 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года).
Европейский Суд по правам человека в своей прецедентной практике также исходит из того, что, хотя в Конвенции о защите прав человека и основных свобод отсутствует определение права на обеспечение жилищем, тем не менее несомненно желательно, чтобы каждый имел место, где он мог бы проживать с достоинством и которое он мог бы назвать домом (постановления от 18 января 2001 года по делам "Ли (Lee) против Соединенного Королевства", "Берд (Beard) против Соединенного Королевства", "Костер (Coster) против Соединенного Королевства" и "Джейн Смит (Jane Smith) против Соединенного Королевства").
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, определяя в качестве одной из целей социальной политики Российской Федерации заботу государства о социальной защищенности своих граждан, закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, одновременно возлагает на органы публичной власти обязанность создавать для этого необходимые условия, в том числе путем принятия федеральным законодателем в пределах предоставленных ему полномочий специальных актов, которые определяют порядок обеспечения жилыми помещениями и на основании которых должны разрешаться конкретные дела (постановления от 8 июня 2010 года N 13-П, от 27 февраля 2012 года N 3-П и от 14 мая 2012 года N 11-П).
Указанные правовые позиции носят универсальный характер и в полной мере распространяются на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
3.1. Согласно оспариваемому пункту 1 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 августа 2011 года N 4662 документом, подтверждающим факт признания гражданина нуждающимся в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений по Программе социальной ипотеки, является решение Казанской городской Думы. Целевым назначением данной нормы, как это следует из ее содержания и смысла, является определение документа, подтверждающего факт признания гражданина нуждающимся в неотложной поддержке, а также органа, его принимающего.
Рассматриваемый пункт воспроизводит и конкретизирует положения, установленные абзацем вторым пункта 1.6 Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 августа 2007 года N 366, предусматривающим, что в рамках квоты неотложников на очередной год включение в списки граждан, относящихся к данной категории, осуществляется решениями представительных органов муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан. Принимая оспариваемую норму, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани обоснованно исходил из правового статуса Казанской городской Думы как постоянно действующего выборного коллегиального представительного органа местного самоуправления муниципального образования города Казани, который во исполнение возложенных на него полномочий принимает решения (часть 1 статьи 5, абзац первый статьи 24 и пункт 1 части 1 статьи 58 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5).
Исходя из этого оспариваемая норма в системном единстве с указанным правовым регулированием не содержит каких-либо ограничений для реализации гражданами конституционного права на жилище, а, напротив, устанавливает необходимые условия для его обеспечения.
Таким образом, положение пункта 1 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы человека и гражданина, в том числе и заявительницы И.В. Тарасовой.
3.2. Обжалуемым пунктом 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 августа 2011 года N 4662 (в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 22 марта 2012 года N 1810) было определено, что основанием для представления гражданина к признанию нуждающимся в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений по Программе социальной ипотеки является решение Общественной жилищной комиссии при Исполнительном комитете города Казани.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 7 декабря 2011 года N 7835 указанная Общественная жилищная комиссия упразднена и создана Жилищная комиссия по жилищным вопросам ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий, инвалидов военной службы, семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий, инвалидов военной службы, граждан, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц, по вопросу признания граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений по Программе социальной ипотеки при Исполнительном комитете города Казани.
Этим постановлением утверждено Положение, устанавливавшее функции и порядок деятельности Жилищной комиссии. К полномочиям Комиссии отнесено в том числе признание граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений по Программе социальной ипотеки (абзац одиннадцатый пункта 5 Положения). Также Положением предусматривался перечень лиц, которые могли быть представлены Жилищной комиссией к признанию их нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилого помещения по Программе социальной ипотеки. К их числу в соответствии с Положением относились ветераны Великой Отечественной войны, боевых действий, инвалиды военной службы, семьи погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий, инвалидов военной службы, граждане, получившие инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица (пункт 1). Названный перечень являлся исчерпывающим, то есть закрытым и не подлежащим расширительному толкованию. Из этого следует, что Жилищная комиссия была не вправе по своему усмотрению включать в этот перечень иные категории лиц.
Согласно пункту 4 указанного Положения Жилищная комиссия в своей деятельности руководствовалась Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан", от 2 августа 2007 года N 366 "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки", действующим законодательством и данным Положением. Тем самым пунктом 4 Положения определялась правовая основа деятельности Жилищной комиссии по принятию решения о представлении граждан к признанию нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилья по Программе социальной ипотеки.
С учетом изложенного оспариваемый пункт 2 постановления в период своего действия подлежал применению Жилищной комиссией во взаимосвязи с названными федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами, устанавливающими государственные гарантии обеспечения жильем в отношении тех категорий граждан, перечень которых был закреплен пунктом 1 Положения.
Следовательно, исходя из содержания пунктов 1 и 4 Положения довод заявительницы о том, что решение Жилищной комиссии о представлении гражданина к признанию нуждающимся в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений по Программе социальной ипотеки зависело только от усмотрения ее членов, является необоснованным.
В соответствии с указанным правовым регулированием гражданка И.В. Тарасова не относится к перечню лиц, на которых распространяется республиканская Программа социальной ипотеки. Данная Программа предусматривает предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства (абзац второй статьи 3 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан"). Программа социальной ипотеки финансируется за счет средств бюджета Республики Татарстан и добровольных отчислений организаций и не имеет аналогов в федеральном законодательстве. В связи с этим по своей правовой природе она не относится к обязательным мерам социальной поддержки, а выступает в качестве дополнительного способа улучшения жилищных условий и повышения уровня жизни граждан, проживающих в Республике Татарстан. Это означает, что основания предоставления дополнительной государственной поддержки в виде участия в Программе социальной ипотеки и перечень лиц, на которых она распространяется, устанавливаются республикой самостоятельно с учетом имеющихся на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных материальных возможностей.
Наряду с этим Конституционный суд Республики Татарстан отмечает, что гражданка И.В. Тарасова как проживающая в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и отвечать другим требованиям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации (статьи 86 и 89). В целях реализации указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в Республике Татарстан и в городе Казани приняты и осуществляются республиканская и муниципальная адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, действие которых распространяется и на гражданку И.В. Тарасову.
Кроме этого, жители города Казани могут улучшить свои жилищные условия в рамках Программы "Жилье горожанам на 2007-2027 годы", утвержденной решением Казанской городской Думы от 4 июля 2007 года N 4-18. Одним из направлений этой Программы является подпрограмма "Доступное жилье", реализуемая на условиях целевого бюджетного и внебюджетного финансирования, участвовать в которой вправе и гражданка И.В. Тарасова.
Следовательно, заявительница как проживающая в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, не лишена возможности улучшить свои жилищные условия в порядке, предусмотренном как федеральным, так и республиканским законодательством.
Таким образом, оспариваемый пункт 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в период своего действия не отменял, не умалял и не ограничивал конституционное право заявительницы на жилище и не противоречил Конституции Республики Татарстан, в том числе ее статьям 28 (часть вторая), 29 (часть первая) и 55, поскольку в системе действующего регулирования по своему правовому смыслу и целевому назначению был направлен на улучшение жилищных условий граждан, нуждающихся в неотложной поддержке.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71 и 73, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать пункты 1 и 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 августа 2011 года N 4662 "О признании граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений" (в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 22 марта 2012 года N 1810 "О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета города Казани от 18 августа 2011 года N 4662") соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предметом спора стали вопросы признания граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений в г. Казани.
Обжалуемой нормой в период ее действия было определено, что основанием для представления гражданина к признанию нуждающимся в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений по Программе социальной ипотеки является решение Общественной жилищной комиссии.
В конце 2011 г. данная Общественная жилищная комиссия была упразднена и создана Жилищная комиссия по жилищным вопросам отдельных категорий граждан, нуждающихся в указанной неотложной поддержке.
Данная Комиссия, в частности, осуществляет признание граждан нуждающимися в неотложной поддержке. В Положении о Комиссии закреплен перечень лиц, которые могли быть представлены к признанию их нуждающимися в неотложной поддержке. Однако заявительница не относится к указанному перечню лиц.
Поскольку заявительница проживает в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, она имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма. В Республике Татарстан и в г. Казани приняты и осуществляются республиканская и муниципальная адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, действие которых распространяется и на заявительницу.
Таким образом, оспариваемая норма в период своего действия не отменяла, не умаляла и не ограничивала конституционное право заявительницы на жилище, и не противоречила Конституции РТ.
Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Постановление Конституционного суда РТ от 19 октября 2012 г. N 50-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 18 августа 2011 года N 4662 "О признании граждан нуждающимися в неотложной поддержке в приобретении жилых помещений" в связи с жалобой гражданки И.В. Тарасовой"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 3 ноября 2012 г. N 219-220, газете "Ватаным Татарстан" от 3 ноября 2012 г. N 219