Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Правовые позиции Президиума ВАС РФ,
сформулированные в постановлениях 2009-2010 гг.
Разрешение между сторонами спора в отношении редакции договора энергоснабжения.
Правила N 530 являются императивными (согласно статье 6 Закона N 36-ФЗ в ред. Закона N 250-ФЗ утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу) и при исполнении договора стороны обязаны ими руководствоваться.
Условия договора должны полностью соответствовать положениям ГК РФ и пунктам Правил N530. Несоответствующие условия договора пунктам названных Правил подлежат исключению из договора. Сторонам договора при его исполнении по вопросам, отраженным в оспариваемых пунктах, следует руководствоваться ГК РФ и (или) Правилами.
Сторонами при заключении договора энергоснабжения не могут быть предусмотрены дополнительные основания (случаи), прямо не предусмотренные ГК РФ и (или) Правилами.
Порядок и основания, при которых допустимо расторжение договора энергоснабжения, установлены статьей 546 ГК РФ и являются специальными по отношению к указанным в статье 450 ГК РФ.
постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 4550/09 по делу N А40-14049/08-62-113
Применение свободных (нерегулируемых) цен при расчетах за отпущенную электрическую энергию при отсутствии соглашения сторон об их применении.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 не является законом и из него не следует, что Правила распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Напротив, согласно пункту 75 Правил договоры энергоснабжения (договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенные до вступления Правил в силу, могут быть продлены при условии приведения их в соответствие с Правилами.
Содержащиеся в Правилах N 530 нормы становятся обязательными для сторон договоров энергоснабжения, заключенных до вступления Правил в силу, с момента принятия Закона N250-ФЗ (прямо предусматривающего распространение действия указанных Правил на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров).
Свободные цены на электрическую энергию (мощность) государственными органами в виде тарифов не устанавливаются.
В соответствии со статьей 6 Закона N 36-ФЗ в редакции Закона N 250-ФЗ (вступил в силу 05.11.2007) применение свободных (нерегулируемых) цен при расчетах стоимости потребленной электроэнергии на основании пунктов 106, 109 Правил N530 в период после его принятия (вступили в силу 01.09.2006) является обязательным.
До внесения изменений в статью 6 Закона N 36-ФЗ условия пунктов 109 - 111 Правил N 530 не могли применяться без внесения соответствующих изменений в заключенный сторонами до принятия этих Правил договор (в нем не предусмотрено условие об оплате электроэнергии по свободным ценам).
постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 5642/08 по делу N А13-3113/2007
Применение норм о признании недействительным договора об использовании объектов электросетевого хозяйства. Лица, которые могут оказывать услуги по передаче энергии с использованием объектов Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС).
Оказывать услуги по передаче (перераспределению) электрической энергии с использованием объектов ЕНЭС вправе не только организации по управлению ЕНЭС, но собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящие в состав ЕНЭС (в том числе, территориальные сетевые организации, выступающие в качестве арендаторов (субарендаторов) по договорам об использовании объектов электросетевого хозяйства).
Организация по управлению ЕНЭС вправе передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до 1 января 2011 года (пункт 5 статьи 8 Закона N 35-ФЗ, вступивший в силу 05.11.2007).
Возможность оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов ЕНЭС иными владельцами обусловлена переходным периодом функционирования электроэнергетики.
Лицо, чьи энергопринимающие устройства технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства (линии электропередач, подстанции, ремонтные базы и др.), переданным в пользование территориальной сетевой организации, не является заинтересованным лицом в отношении договора об использовании объектов электросетевого хозяйства. Права такого лица не могли быть нарушены оспариваемым договором.
постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 13083/08 по делу N А40-40559/07-91-375
Право сетевой организации требовать возмещения стоимости фактически оказанных услуг.
1. Признание судом недействительным договора аренды муниципального имущества при установлении факта оказания организацией водопроводно-канализационного хозяйства с использованием этого имущества услуг водоснабжения и водоотведения и частичной оплаты абонентом этих услуг не может отрицательно влиять на право организации требовать оплаты оказанных услуг в полном размере на основании статей 544, 548, 781 ГК РФ.
Абонент не вправе требовать применения последствий недействительности сделки (договора аренды муниципального имущества) в целях возмещения расходов по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения, поскольку признание недействительным этого договора не влияет на оценку фактических отношений сторон по оказанию упомянутых услуг.
постановление Президиума ВАС РФ от 07.09.2010 N 2255/10 по делу N А12-4820/2009
2. Факт неполучения гарантирующим поставщиком и исполнителем коммунальных услуг от потребителей электрической энергии платы за услуги по передаче этой энергии по сетям сетевой организации (осуществляла услуги по передаче энергии с использованием принадлежащего ей на праве аренды электросетевого оборудования, присоединенного к сетям другой сетевой организации) не означает, что указанные услуги не были оказаны.
По смыслу статьи 1102 и пункта 2 статьи 1105 ГК РФ и с учетом положений статьи 548 ГК РФ потерпевший вправе потребовать возмещения либо стоимости использования приобретателями соответствующих сетей в целях исполнения своих обязательств по снабжению электрической энергией, водой или тепловой энергией, либо стоимости услуг по передаче перечисленных товаров по этим сетям.
В силу пунктов 4 и 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя услуг по передаче электрической энергии, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Поэтому общество, для которого регулирующим органом установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии, вправе оказывать такие услуги.
При установлении факта оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии по ее сетям в целях снабжения конечных потребителей гарантирующего поставщика, оснований для отказа в удовлетворении требований сетевой организации о возмещении стоимости фактически оказанных услуг не имеется.
Само по себе закрепление в Постановлении N 109 порядка компенсации расходов не может исключать использования заинтересованным лицом способов защиты своих прав, предусмотренных гражданским законодательством, включая право потерпевшего на возврат неосновательно приобретенного или сбереженного имущества.
постановление Президиума ВАС РФ от 16.02.2010 N 13851/09 по делу N А57-1580/08-42
Применение к индивидуальным предпринимателям правил, распространяющихся на ресурсоснабжающие организации.
В качестве ресурсоснабжающей организации вправе выступать как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, так и индивидуальный предприниматель.
Само по себе неупоминание индивидуальных предпринимателей в норме Закона о тарифах, регулирующей правовое положение коммерческой организации, осуществляющей деятельность в сфере коммунального комплекса, не может рассматриваться как вытекающая из закона или иного правового акта невозможность применения к индивидуальным предпринимателям правил, распространяющихся на такие организации.
постановление Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 5481/10 по делу N А49-6199/2009
Применение норм ЖК РФ и Правил N 307 к отношениям, связанным с приобретением коммунального ресурса исполнителем коммунальных услуг для предоставления гражданам - потребителям жилищно-коммунальной услуги. Методы определения количества потребленного ресурса при отсутствии в доме приборов учета. Расчет размера платы за коммунальные услуги.
1. К отношениям, связанным с приобретением коммунального ресурса исполнителем коммунальных услуг для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги (не в целях перепродажи) обязательно подлежат применению нормы ЖК РФ и Правила N 307.
Количество потребленного ресурса при отсутствии приборов учета определяется исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Расчет размера платы за коммунальные услуги и приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации ресурса (услуг) осуществляются по тарифам, установленным для граждан (население).
постановления Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 525/09 по делу N А31-333/2008-8, от 21.04.2009 N 15791/08 по делу N А57-15740/07-21, от 15.07.2010 N 2380/10 по делу N А47-4153/2008-9032/2008
2. Правила N 307 подлежат применению не только к вновь заключаемым договорам энергоснабжения, но и действующим, поскольку они являются обязательными для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Поскольку вступившими 09.06.2006 в действие Правилами внесены изменения в правовое регулирование связанных с приобретением коммунальных ресурсов отношений между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг, вопрос о подлежащем применению для оплаты поставленной тепловой энергии тарифе должен решаться по-разному для периода, предшествующего вступлению в действие Правил (до мая 2006 года), и для периода после вступления в действие этих Правил (с июня 2006 года).
С июня 2006 года для оплаты поставленной энергии подлежит применению тариф "население", так как абзац 2 пункта 15 Правил является императивной нормой прямого действия и не требует согласия сторон публичного договора на ее применение.
постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 N 3779/10 по делу N А40-13714/09-39-159
Расчет потерь электрической энергии в зависимости от количества энергии, оплаченной бытовыми потребителями.
Сетевая организация вправе и обязана определять объем электрической энергии исходя из показаний приборов коммерческого учета, к каковым относятся и приборы учета бытовых потребителей.
Определение сбытовой организацией без участия сетевой организации размера фактических потерь энергии в сетях исходя из количества оплаченной бытовыми потребителями энергии, рассчитанного по полученным квитанциям в расчетном месяце, не соответствует пункту 50 Правил N 861 и пункту 121 Правил N 530.
Расчет сбытовой организацией потерь электрической энергии в зависимости от количества электрической энергии, оплаченной бытовыми потребителями, означает возможность неучета в составе полезного отпуска потребленной, но неоплаченной электрической энергии, что приведет к ее необоснованному отнесению на потери в сетях сетевой организации.
Кроме того, в пункте 121 Правил N 530 установлено, что гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) вправе распределять суммарную величину потерь электрической энергии между сетевыми организациями, исходя из нормативных величин потерь пропорционально объемам потребления электрической энергии, только в случае непредставления сетевой организацией сведений об объемах потерь.
постановление Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 7445/09 по делу N А54-2728/2008
Отнесение участка сетей теплоснабжения, расположенных в подвале многоквартирного дома и обеспечивающих не только внутридомовую систему отопления данного дома, но и систему за ее пределами, в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.
По смыслу пунктов 5, 6 Правил N 491 тепловые сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Требование потребителя - юридического лица (его энергопринимающее устройство присоединено к тепловой сети, находящейся в подвале многоквартирного жилого дома) о понуждении ресурсоснабжающей организации заключить договор теплоснабжения соответствует статьям 426, 445, 539 ГК РФ ввиду присоединения энергопринимающего устройства потребителя к сетям энергоснабжающей организации.
Наличие между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией (абонентом) договора теплоснабжения, в приложении к которому значатся спорные нежилые помещения (те, которые не относятся к жилому дому), не влияет на право истца понудить ответчика заключить с ним отдельный договор теплоснабжения этих помещений.
постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 14801/08 по делу N А72-5489/06-22/219
Взыскание расходов, понесенных в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.
1. Энергоснабжающая организация, предъявляя иск о взыскании расходов, понесенных в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве, должна исходить из порядка расчетов расходов, согласованного с абонентом.
Отсутствие соглашения сторон о порядке оплаты недоиспользованной энергии лишает должника возможности оценить последствия неисполнения им обязательства о количестве потребляемой энергии.
постановление Президиума ВАС РФ от 23.03.2010 N 17072/08 по делу N А19-17699/07-31-17
2. В договоре энергоснабжения (поставки энергии) может быть предусмотрена неустойка за превышение величины энергопотребления.
постановление Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 N 10313/09 по делу N А03-13916/07-7
Основные права и обязанности участников розничных рынков электроэнергии.
1. Обязательство по электроснабжению жилого фонда, вытекающее из заключенного между энергоснабжающей организацией (ответчик) и абонентом (истец) договора энергоснабжения, прекратилось в соответствии со статьей 416 ГК РФ, поскольку после передачи жилого фонда поселка и трансформаторной подстанции из государственной собственности в муниципальную истец не мог в отношении этих объектов выступать в качестве потребителя электрической энергии, к которым в силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ относятся лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. В качестве такого потребителя в спорных отношениях должен выступать собственник указанных объектов - муниципальное образование либо их балансодержатель.
постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.2009 N 9367/09 по делу N А37-1043/2008-13
2. К потребителям, приравненным по оплате к категории "население", отнесены исполнители коммунальных услуг только по электроснабжению.
Теплоснабжающие предприятия, использующие электрическую энергию при производстве тепловой энергии, не относятся к указанной категории потребителей (покупателей). По регулируемым ценам (тарифам) оплачивается электрическая энергия, приобретаемая исполнителем коммунальных услуг с целью оказания гражданам-потребителям услуг по электроснабжению.
постановление Президиума ВАС РФ от 10.11.2009 N 7141/09 по делу N А74-1067/2008
3. Поскольку договор на отпуск тепловой энергии заключен именно с индивидуальным предпринимателем, указанным в договоре в качестве абонента, то ответственность за неисполнение обязательств несет именно он как сторона договора, принявшая обязательства по этому договору в силу статьи 309 ГК РФ.
Собственники же квартир в многоквартирном жилом доме, выбравшие способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление, не являются сторонами договора на отпуск тепловой энергии, поэтому не могут отвечать по обязательствам, возникшим из сделки.
постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 12148/09 по делу N А65-22815/2008-СГ1-18
Применение надбавки к тарифу на энергию.
Применение надбавки к тарифу на энергию, установленной актом органа местного самоуправления, признанным не соответствующим закону и недействующим, за период, предшествующий признанию судом незаконности ее установления, является неправомерным.
Пункт 1 статьи 424 ГК РФ дает кредитору право требовать исполнения договора по установленной в указанном порядке цене, но только в том случае, если соответствующий правовой акт о ее установлении не признан судом противоречащим закону. Иное истолкование этой нормы означало бы, что кредитор вправе получать незаконно установленную цену.
Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
При этом следует учитывать правовую позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 19.01.2010 N 12939/09, согласно которой противоречащим закону может быть признан и такой нормативный акт, который к моменту рассмотрения судом дела о его оспаривании уже утратил свою силу. То есть во всех таких случаях речь идет о нарушении нормативным актом прав, имевшем место до признания судом этого акта противоречащим закону.
постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6171/10 по делу N А71-1890/2009-14
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.