Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области
от 17 декабря 2014 г. N 1378-ПА
"Об утверждении муниципальной программы "Формирование здорового образа жизни у населения Шелеховского района" на 2015 - 2017 годы"
28 июля, 31 августа, 31 декабря 2015 г., 23 ноября 2016 г.
В целях реализации комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни населения, развития физической культуры и массового спорта на территории Шелеховского района, руководствуясь Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст.ст. 30, 31, 34, 35 Устава Шелеховского района, постановлением Администрации Шелеховского муниципального района от 30.05.2014 N 652-па "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных и ведомственных целевых программ Шелеховского района", Администрация Шелеховского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Формирование здорового образа жизни у населения Шелеховского района" на 2015 - 2017 годы.
2. Постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Шелеховский вестник" и размещению на официальном сайте Администрации Шелеховского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Мэра района по управлению социальной сферой Е.В. Софьину.
Мэр Шелеховского муниципального района |
М.Н.Модин |
Постановлением администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 23 ноября 2016 г. N 288-ПА в настоящую Программу внесены изменения
Муниципальная программа "Формирование здорового образа жизни у населения Шелеховского района" на 2015 - 2017 годы (далее - Программа)
(утв. Постановлением администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 17 декабря 2014 г. N 1378-ПА)
28 июля, 31 августа, 31 декабря 2015 г., 23 ноября 2016 г.
1. Паспорт Программы
Наименование Программы |
"Формирование здорового образа жизни у населения Шелеховского района" на 2015 - 2017 годы |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение Администрации Шелеховского муниципального района от 23.09.2014 N 153-ра "Об утверждении структуры муниципальных программ Шелеховского района" |
Разработчики Программы |
Отдел по социальной поддержке населения Администрации Шелеховского муниципального района, Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района |
Исполнители Программы и программных мероприятий |
Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района; Отдел по социальной поддержке населения Администрации Шелеховского муниципального района; Муниципальное казенное учреждение Шелеховского района "Информационно - методический образовательный центр"; Муниципальные образовательные организации Шелеховского района; Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шелеховского района "Начальная школа - детский сад N 14" Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелеховского района "Средняя общеобразовательная школа N 5 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелеховского района "Средняя общеобразовательная школа N 6 |
Куратор Программы |
Заместитель Мэра района по управлению социальной сферой |
Цели Программы |
Создание условий, ориентирующих граждан Шелеховского района на здоровый образ жизни |
Задачи Программы |
1. Создание условий, направленных на развитие физической культуры и массового спорта; 2. Привлечение медицинских работников для работы в областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Шелеховская РБ", путем установления дополнительных мер социальной поддержки; 3. Реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения Шелеховского района посредством проведения медицинской, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации детей школьного возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, развитие адаптационных возможностей. 4. Выполнение научно-исследовательской работы, связанной с установлением связи нарушений здоровья населения Шелеховского района с многосредовым воздействием химических факторов. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2015 - 2017 годы Программа реализуется в один этап |
Ресурсное обеспечение Программы Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы составит (прогноз) 1 243,6 тыс. рублей: 2015 год - 253,9 тыс. руб., 2016 год - 374,8 тыс. руб.; 2017 год - 614,9 тыс. руб. Объем финансирования из бюджета (прогноз) Шелеховского района составит 1 243,6 тыс. рублей: 2015 год - 253,9 тыс. руб., 2016 год - 374,8 тыс. руб.; 2017 год - 614,9 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Повышение удельного веса населения Шелеховского района, систематически занимающегося физической культурой и спортом; 2. Увеличение укомплектованности кадрами штатов областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шелеховская РБ"; 3. Формирование действующей модели здоровьесбережения детского населения Шелеховского района; 4. Совершенствование условий по созданию системы инклюзивного образования для организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении; 5. Разработка рекомендаций по санаторно-гигиеническим мероприятиям и медико-профилактическому сопровождению населения Шелеховского района, подвергающегося негативному воздействию факторов риска. |
Подпрограммы Программы |
Подпрограмма 1 "Развитие физической культуры и спорта в Шелеховском районе на 2015 - 2017 годы"; Подпрограмма 2 "Создание условий для формирования здорового образа жизни населения Шелеховского района на 2015 - 2017 годы" |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
В последние годы, как в Иркутской области, так и по России в целом остро стоит проблема ухудшения состояния здоровья населения, увеличения количества людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий обучения, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одной из ключевых целей государственной политики. Проблема сбережения здоровья, выявление и устранение основных причин и факторов, способствующих ухудшению здоровья населения, приобретает особую актуальность в контексте реализации Указов Президента Российской Федерации N 596-606 от 7 мая 2012 года и поручений Правительства Российской Федерации.
Одной из основных целей государственной политики в области здравоохранения на современном этапе является улучшение демографической ситуации, состояния здоровья населения, обеспечение доступности и качества медицинской помощи. Количество фактически занятых врачебных должностей не соответствует тому объему медицинских услуг, который необходим для удовлетворения потребностей населения. Из 30 основных медицинских специальностей, по которым обеспечивается медицинская помощь населению Шелеховского района, по большинству существует дефицит врачебных кадров. Решение кадровой проблемы требует значительных организационных, правовых и финансовых ресурсов и возможно только программным методом.
По основным индикативным показателям общественного здоровья населения современная Россия занимает одну из нижних строк ежегодного доклада Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) как по смертности взрослого и детского населения, так и общей продолжительности жизни женщин и мужчин. К сожалению, приходится констатировать, что средняя продолжительность жизни у мужчин и у женщин сегодня крайне низка. Поколение детей только на 60% замещает поколение родителей.
В ближайшие десятилетия дети будут определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный и культурный потенциал, поэтому охрана здоровья детей является одной из актуальных не решенных проблем и приоритетных направлений в Российской Федерации.
Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в последнее десятилетие, характеризуются усилением внимания к проблемам реабилитации детей с нарушением осанки и плоскостопием, осознанием реабилитации детей в России как важной государственной задачи.
Врачи, физиологи, педагоги выражают серьезную озабоченность состоянием здоровья подрастающего поколения. В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями. Тесная связь между состоянием опорно-двигательного аппарата и здоровьем человека доказана многочисленными исследованиями, где отмечается, что отсутствие отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата является непременным условием нормального функционирования органов и систем, развития организма в целом, повышения работоспособности детей и укрепления их здоровья.
Дошкольный и младший школьный возраст является своего рода ключевой фазой жизненного цикла, когда в ходе развития организм оказывается самым ранимым и легко повреждаемым. Результаты исследований Научно-исследовательского института гигиены в области охраны здоровья детей и подростков свидетельствуют о том, что формирование многих хронически заболеваний начинается именно в дошкольном и младшем школьном возрасте.
В детском возрасте ЛОР-заболевания занимают одно из первых мест в структуре заболеваемости. Заболевания уха, горла и носа у детей встречаются в любом возрасте, поэтому профилактику следует начинать с раннего возраста.
Несмотря на то, что ЛОР-заболевания переносятся детьми тяжело, лечение всегда пробуждает в них любопытство. В терапии лор-заболеваний используются различные приспособления и аппараты, вид и устройство которых отвлекают ребенка от негативных эмоций.
Следует обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Прежде всего, необходимо решить проблему часто болеющего ребенка, наладив здоровый образ жизни. Это - залог успеха. Медикаменты тоже необходимы, но это только одна из составляющих программы оздоровления часто болеющих детей, они эффективны лишь в комплексе с другими реабилитационными мероприятиями.
Опыт российских регионов показывает также, что создание доступных школ и совместное обучение способствует социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, их самостоятельности и независимости, а самое главное - изменяет общественное мнение, формирует отношение к ним, помогает формировать в детях толерантное отношение и научиться уважать другие личности.
Развитие инклюзивного образования - не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом. Важным условием перехода к внедрению инклюзивного образования является готовность школы меняться. Для развития инклюзивной практики образования нужны системные изменения. Самые сложные из них - изменения в профессиональном мышлении и сознании людей, начиная с психологии учителя, заканчивая экономическими и финансовыми основаниями функционирования всей системы. Внедрение инклюзивного образования сталкивается как с трудностями организации "безбарьерной среды", так и с проблемами социального свойства. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной, однако этот подход на сегодняшний день устарел.
Детям с ограниченными возможностями здоровья для развития необходимо общение со сверстниками. У них, как и у других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты. И чтобы эти мечты не были напрасны, необходимо лишь создать специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы.
Уровень доступности занятий физической культурой и спортом, доступность организованных спортивных занятий вне зависимости от места проживания или уровня доходов, является социальным фактором, во многом определяющим качество и комфортность среды проживания людей.
Следует обеспечить дошкольникам и школьникам возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.
Общая ситуация в сфере физической культуры и спорта в Иркутской области, также в Шелеховском районе с учетом накопившихся проблем характеризуется:
1) низким процентом занимающихся физической культурой и спортом;
2) недостаточной обеспеченностью объектами спорта;
3) высоким уровнем старения тренерских кадров;
4) низким материально-техническим обеспечением спортивной подготовки;
5) слабым освещением физической культуры и спорта в средствах массовой информации и, как следствие, низким уровнем мотивированности населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Основу устойчивого развития системы физической культуры и спорта среди населения района составляют приоритетные направления деятельности органов местного самоуправления, традиции, сложившиеся за 50-летнию историю Шелеховского спорта, стороны взаимодействия между органами местного самоуправления, физкультурно-спортивными, образовательными учреждениями, общественными объединениями, организациями, населением Шелеховского района.
Муниципальная программа направлена на решение поставленных задач, а также на реализацию указов Президента Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительства Иркутской области и концепции социально-экономического развития Шелеховского района.
Решение обозначенных проблем в социальной сфере требует комплексного подхода, планомерного, поэтапного достижения поставленных задач. В данном случае использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным.
3. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий, ориентирующих граждан Шелеховского района на здоровый образ жизни.
Для достижения цели Программы определены следующие задачи:
1. Создание условий, направленных на развитие физической культуры и массового спорта.
2. Привлечение медицинских работников для работы в областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Шелеховская РБ", путем установления дополнительных мер социальной поддержки.
3. Реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения Шелеховского района посредством проведения медицинской, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации детей школьного возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, развитие адаптационных возможностей.
4. Выполнение научно-исследовательской работы, связанной с установлением связи нарушений здоровья населения Шелеховского района с многосредовым воздействием химических факторов.
4. Перечень и описание программных мероприятий, обоснование ресурсного обеспечения Программы, сроки и этапы ее реализации, объемы финансирования, целевые индикаторы, показатели результативности реализации Программы
Мероприятия Программы направлены на реализацию поставленных целей и задач. План мероприятий Программы с указанием источников финансирования, вида и размера расходов бюджета, представлен в приложении 3 к Программе.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Шелеховского района.
Кроме того, в рамках реализации программных мероприятий по выполнению научно-исследовательской работы, связанной с установлением связи нарушений здоровья населения с многосредовым воздействием химических факторов, привлекаются средства федерального бюджета в рамках государственного задания, утвержденного Роспотребнадзором Российской Федерации для ФБУН "ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" г.Перми.
Все мероприятия и объем финансирования корректируются в соответствии с бюджетом Шелеховского района и комплексным планом работы Администрации Шелеховского муниципального района.
Программа реализуется в один этап. Срок реализации Программы составляет 3 года, в течение 2015 - 2017 годов.
Общий объем финансирования Программы составит (прогноз) 1 243,6 тыс. рублей:
2015 год - 253,9 тыс. руб.
2016 год - 374,8 тыс. руб.;
2017 год - 614,9 тыс. руб.
Программные мероприятия финансируются из бюджета Шелеховского района.
Целевые индикаторы Программы:
1. Доля населения Шелеховского района, систематически занимающегося физической культурой и спортом до 14,0 % в 2017 году;
2. Увеличение на 8 врачей штатов областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шелеховская РБ";
3. Повышение мотивации у обучающихся к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в сохранении и укреплении здоровья обучающихся;
5. Увеличение доли обучающихся на базе "пилотной площадки" с 1 и 2 группой здоровья;
6. Снижение уровня заболеваемости, обучающихся на базе "пилотной площадки" на 15 %;
7. Увеличение доли педагогических работников, прошедших повышение квалификации для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в общей численности педагогических работников на 15 %;
8. Увеличение охвата детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей психолого-медико-педагогическим сопровождением на базе "пилотной площадки" на 100 %;
9. Проведение медико-биологического исследования не менее 350 жителей Шелеховского района;
10. Осуществление аналитической работы по установлению связи качества среды обитания на здоровье населения;
11. Разработка рекомендаций по санитарно-гигиеническим мероприятиям и медико-профилактическому сопровождению населения Шелеховского района.
Показатели результативности реализации Программы:
1. Повышение удельного веса населения Шелеховского района, систематически занимающегося физической культурой и спортом.
2. Укомплектование кадрами штатов областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шелеховская РБ".
3. Формирование действующей модели здоровьесбережения детского населения Шелеховского района (на примере "пилотной" площадки).
4. Интеграция детей с ОВЗ в образовательную среду, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка.
5. Разработка рекомендаций по санаторно-гигиеническим мероприятиям и медико-профилактическому сопровождению населения Шелеховского района, подвергающегося негативному воздействию факторов риска.
5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее реализации
Реализация Программы осуществляется посредством взаимодействия исполнителей программных мероприятий, направленных на создание условий, ориентирующих граждан Шелеховского района на здоровый образ жизни.
Перечень программных мероприятий, призванных обеспечить решение поставленных выше задач Программы, представлен в Приложении 3.
Текущее управление Программы и контроль за выполнением осуществляет Администрация Шелеховского муниципального района.
Исполнители Программы, указанные в разделе 1 "Паспорт программы", несут ответственность за реализацию Программы в целом, в том числе:
готовят предложения по корректировке перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
представляют заявки на финансирование Программы;
уточняют затраты по программным мероприятиям, отдельные их показатели, а также механизм реализации муниципальной программы;
разрабатывают и вносят в установленном порядке проекты правовых актов Шелеховского района, необходимых для выполнения Программы;
Реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения Шелеховского района посредством проведения медицинской, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации детей школьного возраста, детей с ограниченными возможностями школьного возраста, развитие адаптационных возможностей на базе "пилотных" площадок при непосредственном взаимодействии со специалистами областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями".
Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района во взаимодействии с отделом по социальной поддержке населения Администрации Шелеховского муниципального района на основании предоставленных исполнителями Программы отчетов анализирует ход выполнения мероприятий, готовит ежегодный отчет о ходе выполнения Программы и вносит предложения по совершенствованию механизма реализации Программы.
6. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
Для успешной реализации Программы большое значение имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели, решением задач, оценка их масштабов и последствий, формирование системы мер по их предотвращению.
В рамках реализации Программы могут быть выделены следующие риски:
1. Правовые - риски, связанные с изменением федерального, областного законодательства. Данная группа рисков может привести к изменению условий, сроков реализации мероприятий Программы.
Изменение положений федерального, областного законодательства, муниципальных правовых актов Шелеховского района могут потребовать внесения соответствующих изменений в Программу, что повлияет на выполнение мероприятий и достижение целей.
2. Финансовые - риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования. Данная группа рисков может привести к недофинансированию, сокращению или прекращению программных мероприятий.
С целью ограничения финансовых рисков планируется:
1) ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, в зависимости от достигнутых результатов;
2) планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
3) определение приоритетов для первоочередного финансирования;
4) привлечение внебюджетных источников финансирования в рамках самостоятельной деятельности заинтересованных участников Программы.
7. Принятые сокращения Программы
Управление образования - управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района;
Отдел культуры - отдел культуры Администрации Шелеховского муниципального района;
ОСПН - отдел по социальной поддержке населения Администрации Шелеховского муниципального района;
ОГБУЗ "ШРБ" - областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Шелеховская районная больница";
МКУ ШР "ИМОЦ" - муниципальное казенное учреждение Шелеховского района "Информационно-методический образовательный центр";
НЦПЗСРЧ - Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека";
НШДС N 14 - муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Шелеховского района "Начальная школа - детский сад N 14";
Отдел - отдел по молодежной политике и спорту управления образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района;
ОО - муниципальные образовательные организации Шелеховского района;
ДОУ - муниципальные дошкольные образовательные учреждения Шелеховского района;
МБОУ ДО ШР ДЮСШ "Юность" - муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Шелеховского района детско-юношеская спортивная школа "Юность";
Дети с ОВЗ - дети с ограниченными возможностями здоровья;
ВИ - внебюджетные источники;
ОБ - областной бюджет;
ФБ - федеральный бюджет;
МБ - местный бюджет;
СОШ N 5 - муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелеховского района "Средняя общеобразовательная школа N 5";
Реабилитационный центр - Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями";
ОДА - опорно-двигательный аппарат;
ЛФК - лечебная физкультура;
СОШ N 6 - муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шелеховского района "Средняя общеобразовательная школа N 6";
ФБУН ФНЦ - федеральное бюджетное учреждение науки "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения".
Начальник отдела по социальной поддержке населения |
М.А.Гапанцова |
Постановлением администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 28 июля 2015 г. N 706-ПА в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к муниципальной программе
"Формирование здорового образа жизни
у населения Шелеховского района" на 2015 - 2017 годы
"Развитие физической культуры и спорта в Шелеховском районе на 2015 - 2017 годы" (далее - Подпрограмма 1)
28 июля, 31 декабря 2015 г., 23 ноября 2016 г.
Постановлением администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 23 ноября 2016 г. N 288-ПА в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт Подпрограммы 1
2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом
По состоянию на 31 декабря 2013 года физической культурой и спортом в Иркутской области систематически занимались 343 106 человек, что составляет 14,2% от общего числа жителей, на территории Шелеховского района занималось 7 100 человек, что составляет 11,3%, при среднем значении в Российской Федерации - 22,5%. Доля обучающихся (общеобразовательных организаций, образовательных организаций начального, среднего профессионального образования и студентов организаций высшего профессиональных образования), занимающихся физической культурой и спортом в общей численности обучающихся соответствующих организаций в Иркутской области составляет 33,6%, в Шелеховском районе - 32%, в Российской Федерации - 47,0%.
В настоящее время на территории Иркутской области расположено
3520 объектов спорта разных форм собственности, в том числе 1290 спортивных залов, 73 плавательных бассейна, 1778 плоскостных сооружений. Уровень обеспеченности данными объектами от социального норматива составляет соответственно 20,3%, 60,9%, 8%. В России данные показатели составляют соответственно 26,7%, 55,5%, 8,5%.
В Сибирском федеральном округе Иркутская область по основным показателям в области физической культуры и спорта занимает одно из последних мест:
- по единовременной пропускной способности спортивных объектов - 12 место из 12 регионов;
- по доле населения систематически занимающегося физической культурой и спортом -12 место из 12 регионов;
- по уровню обеспеченности спортивными сооружениями - 9 место из 12 регионов.
Несмотря на низкий уровень статистических показателей лучшие спортсмены Иркутской области показывают высокие спортивные результаты на всероссийских и международных соревнованиях. Членами сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта (согласно списку Центра спортивной подготовки сборных команд России) являются 72 спортсмена из Иркутской области. Спортсмены Иркутской области принимали участие в девяти последних Олимпийских играх. Спортсмены Шелеховского района являются членами сборных команд Иркутской области и России по велосипедному спорту, шахматам, баскетболу, дзюдо, легкой атлетике. Данные факты свидетельствуют о высоком потенциале и эффективности тренерских кадров, наличии талантливых спортсменов, в том числе молодежи, а также квалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта.
Подпрограмма 1 является логическим продолжением комплекса мероприятий по реализации муниципальной программы "Развитие физической культуры и спорта в Шелеховском районе среди детей, подростков и молодежи на 2007-2009 гг.", утвержденной решением Думы Шелеховского муниципального района от 22.02.2007 N 10-рд, ведомственных целевых программ "Физическая культура и спорт в Шелеховском районе" на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Администрации Шелеховского муниципального района от 24.11.2010 N 1342-па, "Физическая культура и спорт в Шелеховском районе" на 2014-2016 годы, утвержденной постановлением Администрации Шелеховского муниципального района от 05.12.2013 N 2331-па, направленных на формирование здорового образа жизни граждан, развитие физической культуры и массового спорта.
Опыт реализации муниципальных программ подтверждает актуальность и значимость основных направлений по развитию физической культуры и спорта Шелеховского района. Данная деятельность в Шелеховском районе реализуется через систему программных мероприятий, по двум направлениям: организация проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
В ходе реализации целевых программ удалось добиться стабилизации и положительной динамики показателей деятельности в сфере физической культуры и спорта на территории Шелеховского района. По итогам реализации программ можно отметить следующие результаты:
N п/п |
Наименование показателей |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1. |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (%) |
8,93 |
9,15 |
11,3 |
2. |
Количество детей, подростков и молодежи, занимающихся массовым спортом в детско-юношеских спортивных школах (чел.) |
974 |
898 |
935 |
3. |
Численность детей, подростков и молодежи, занимающихся в спортивных секциях и группах физкультурно-оздоровительной направленности (чел.) |
3435 |
3574 |
5129 |
4. |
Количество участников официальных физкультурных и спортивных мероприятий (чел.) |
6394 |
6684 |
7015 |
5. |
Количество проведенных официальных физкультурных и спортивных мероприятий (ед.) |
52 |
52 |
50 |
6. |
Количество участников районной спартакиады среди образовательных учреждений (чел.) |
1296 |
1494 |
1547 |
Управлением образования, во взаимодействии с муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей Шелеховского района детско-юношеская спортивная школа "Юность", муниципальными образовательными учреждениями и дошкольными образовательными учреждениями Шелеховского района, федерациями по видам спорта, Администрациями поселений Шелеховского района, ежегодно организуется и проводится на территории района более 50 физкультурных и спортивных мероприятий по различным видам спорта, среди разных возрастных групп населения:
- спартакиада среди образовательных учреждений Шелеховского района по четырем возрастным группам по следующим видам спорта: волейбол, баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, русская лапта, "Президентские состязания";
- спартакиада среди поселений Шелеховского района по следующим видам спорта: волейбол, баскетбол, армспорт, русская лапта, лыжные гонки, ринк-бенди, легкая атлетика, семейные старты, настольный теннис, шахматы, шашки, дартс, мини-футбол;
- спартакиада среди дошкольных образовательных учреждений Шелеховского района;
- традиционный турнир по баскетболу среди сильнейших юношеских команд общеобразовательных учреждений Шелеховского района памяти дважды Героя Советского Союза генерала армии А.П. Белобородова;
- физкультурно-оздоровительное мероприятие "Зимние школьные старты" среди обучающихся начальных классов в рамках проекта "Всей школой на стадион";
- абсолютное первенство Шелеховского района по волейболу среди сильнейших команд юношей и девушек общеобразовательных учреждений Шелеховского района;
- первенство Шелеховского района по плаванию;
- районные соревнования по туристскому многоборью среди обучающихся общеобразовательных учреждений Шелеховского района;
- районная акция спортсменов Шелеховского района "Берите с нас пример!";
- спортивно-праздничная программа "Веселые старты" для обучающихся первых классов;
- соревнования по туристскому многоборью на технических дистанциях в закрытых помещениях;
- физкультурно-оздоровительное мероприятие "Старты поселений" и традиционный легкоатлетический пробег, посвященные Дню образования Шелеховского района;
- легкоатлетическая эстафета по улицам города Шелехова, посвященная Дню Победы.
Для достижения спортивных результатов и укрепления спортивных традиций, обучающиеся МБОУ ДОД ШР ДЮСШ "Юность" принимают участие в региональных, межрегиональных, всероссийских и международных соревнованиях.
|
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Количество обучающихся в МБОУ ДОД ШР ДЮСШ "Юность" (чел.) |
974 |
898 |
935 |
Количество подготовленных спортсменов массовых разрядов (чел.) |
278 |
211 |
260 |
Количество подготовленных спортсменов первого разряда (чел.) |
10 |
29 |
19 |
Количество подготовленных спортсменов кандидат в мастера спорта (чел.) |
12 |
7 |
9 |
В целях повышения спортивного мастерства обучающихся МБОУ ДОД ШР ДЮСШ "Юность", на территории района проводятся областные соревнования:
- традиционные открытые соревнования по конькобежному спорту имени Г.И. Шелехова;
- традиционный открытый турнир городов Сибири по художественной гимнастике "Дюймовочка";
- соревнования по велосипедному спорту;
- турнир городов Сибири и Дальнего Востока по дзюдо памяти дважды Героя Советского Союза генерала армии А.П. Белобородова;
- региональный турнир и первенство Иркутской области по боксу.
В целях выявления и распространения лучшего опыта работы по развитию физической культуры и массового спорта, на территории района проводились районные смотры-конкурсы на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях Шелеховского района, на лучшего тренера Шелеховского района.
Лучшие специалисты сферы физической культуры представляли опыт работы на областных конференциях, семинарах, выставках, форумах. Ведущие тренеры-преподаватели работали в составе судейских коллегий на областных и международных соревнованиях, методические материалы тренеров-преподавателей и учителей физической культуры печатались в сборнике "Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири".
Посредством взаимодействия с министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области, в соответствии с государственной программой Иркутской области "Развитие физической культуры и спорта" на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 N 458-пп, министерством образования Иркутской области в рамках реализации государственной программы "Развитие образования" на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 24.10.2013 N 456-пп, получено:
- 337 единиц спортивного инвентаря на сумму 477 792 рублей,
- 660 единиц (14 комплектов спортивного оборудования и инвентаря, в том числе 2 комплекта с тренажерным комплексом) на сумму 2 141 558,56 рублей;
- 15 единиц спортивного инвентаря на сумму 71 775 рублей;
- 5 комплектов на сумму 263 806, 40 рублей.
Муниципальным бюджетным учреждением "Физкультурно-спортивный клуб "Шелехов" Администрации города Шелехова переданы в безвозмездное пользование МБОУ ДОД ШР ДЮСШ "Юность" теннисные столы с сеткой в количестве 6 (шесть) штук на общую сумму 142 740 рублей;
Спортивное оборудование и инвентарь направлены в муниципальные образовательные учреждения Шелеховского района, в том числе и в МБОУ ДОД ШР ДЮСШ "Юность". Средняя оснащенность муниципальных образовательных учреждений спортивным инвентарем и оборудованием возросла с 45% в 2010 году до 67% в 2013 году.
На протяжении трех лет Шелеховский район является призером областного конкурса "На лучшую организацию массовой физкультурно-спортивной работы в муниципальных образованиях Иркутской области":
2011 год - 4 место, получен сертификат на спортивный инвентарь и оборудование на сумму 299 971 рублей;
2012 год - 3 место, получен сертификат на спортивный инвентарь и оборудование на сумму 250 000 рублей;
2013 год - 4 место, получен сертификат на спортивный инвентарь и оборудование на сумму 200 000 рублей.
Сборная команда Шелеховского района, из числа спортсменов поселений района, по итогам участия в летних сельских спортивных играх Иркутской области в 2011 году заняла 6 общекомандное место, 2012-2014 годы - 2 общекомандное место.
Проведение мониторинга качества физкультурных и спортивных мероприятий через анкетирование, устный опрос, итоговые заседания судейских коллегий показывает удовлетворенность участников и организаторов качеством организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий: отмечается рост количества соревнований областного и регионального уровней, развитие межрегиональных и международных связей в области спорта, обслуживание соревнований судьями высоких категорий, системность проведения комплексных мероприятий, массовость, сценарное оформление, организация выставок с целью гражданского и патриотического воспитания молодежи.
Итоги работы по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом, к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях, пропаганде здорового образа жизни свидетельствуют о необходимости продолжения работы по созданию условий, направленных на формирование здорового образа жизни граждан, развитие физической культуры и массового спорта, развитие спортивной инфраструктуры.
В целях продолжения работы, необходимы следующие меры:
1) развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта;
2) совершенствование системы проведения массовых физкультурных и спортивных мероприятий;
3) реализация пропагандистках мероприятий в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;
4) материально-техническое оснащение и кадровое обеспечение сферы физической культуры и спорта, ведение реестра спортивных физкультурно-спортивных сооружений;
5) развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях, увеличение количества спортивных сооружений.
Целевые ориентиры развития физической культуры и спорта в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Шелеховского района на период 2013-2020 годов, утвержденной решением Думы Шелеховского муниципального района от 29.02.2012 N 2-рд, и Программой социально-экономического развития Шелеховского района на 2013-2020 годы, утвержденной решением Думы Шелеховского муниципального района от 27.12.2012 N 46-рд:
1) увеличение до 2020 года к уровню 2010 года доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе обучающихся, с 8,0% до 15%;
2) увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности к 2020 году - на 10% к уровню 2010 года;
3) увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общем количестве занимающихся физической культурой и спортом к 2020 году-на 20% к уровню 2010 года;
4) внедрение оздоровительной физкультуры в образовательных учреждениях для профилактики заболеваний у детей и подростков, в том числе заболеваний опорно-двигательной системы.
3. Цель и задачи Подпрограммы 1
Цель Подпрограммы 1: обеспечение вовлеченности населения в систематические занятия физической культурой и спортом.
Для достижения основных целей необходимо решение следующих задач:
1. Создание условий, направленных на развитие физической культуры и массового спорта.
2. Совершенствование системы физического воспитания, развитие массового спорта в рамках деятельности образовательных учреждений.
Постановлением администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 23 ноября 2016 г. N 288-ПА раздел 4 настоящего приложения изложен в новой редакции
4. Перечень и описание мероприятий Подпрограммы 1, обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы 1, сроки и этапы ее реализации, объемы финансирования, целевые индикаторы, показатели результативности реализации Подпрограммы 1
Мероприятия Подпрограммы 1 направлены на реализацию поставленных целей и задач. План мероприятий Подпрограммы 1 с указанием источников финансирования, вида и размера расходов бюджета, представлен в приложении 3 к Программе.
Финансирование Подпрограммы 1 осуществляется за счет средств бюджета Шелеховского района.
Все мероприятия и объем финансирования корректируются в соответствии с бюджетом Шелеховского района и комплексным планом работы Администрации Шелеховского муниципального района.
Подпрограмма 1 реализуется в один этап. Срок реализации Подпрограммы 1 составляет 3 года, в течение 2015 - 2017 годов.
Общий объем финансирования Подпрограммы 1 составит (прогноз) 80,0 тыс. рублей:
2015 год - 00,0 тыс. руб.;
2016 год - 30,0 тыс. руб.;
2017 год - 50,0 тыс. руб.
Мероприятия финансируются из бюджета Шелеховского района.
Целевые индикаторы Подпрограммы 1:
1. Доля населения Шелеховского района, систематически занимающегося физической культурой и спортом до 14,8 % в 2017 году;
2. Количество участников физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях Шелеховского района 18 000 человек при проведении 150-ти физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Шелеховского района в течение реализации Подпрограммы 1;
3. Участие 50 спортсменов Шелеховского района в сельских спортивных играх Иркутской области в течение реализации Подпрограммы 1;
4. Разработка макетов, издание и размещение 3-х баннеров, направленных на формирование здорового образа жизни;
5. Количество участников Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в течение реализации Подпрограммы 1 1200 человек.
Показатели результативности реализации Подпрограммы 1:
1. Повышение удельного веса населения Шелеховского района, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
2. Привлечение населения к участию в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, посредством проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в Шелеховском районе;
3. Повышение спортивного мастерства спортсменов, посредством участия в сельских спортивных играх Иркутской области;
4. Осуществление пропаганды здорового образа жизни и популяризации физической культуры и спорта;
5. Увеличение количества участников Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
5. Механизм реализации Подпрограммы 1 и контроль за ходом ее реализации
Куратор Подпрограммы 1 - заместитель Мэра района по управлению социальной сферой.
Разработчик и исполнитель Подпрограммы 1 - управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района.
Исполнители Подпрограммы 1 несут ответственность за реализацию Подпрограммы 1 в целом, в том числе:
1) за обеспечение своевременной и качественной реализации соответствующих мероприятий Подпрограммы 1;
2) за достижение поставленных в Подпрограмме 1 задач и запланированных значений показателей результативности;
3) за приведение в соответствие Подпрограммы 1 с решением о бюджете не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.
Управление образования, молодежной политики и спорта как главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств.
В процессе реализации Подпрограммы 1 управление образования, молодежной политики и спорта как исполнитель Подпрограммы 1:
1) инициирует внесение изменений в Подпрограмму 1, согласованное с куратором Подпрограммы 1;
2) ежемесячно осуществляет текущий контроль за реализацией Подпрограммы 1;
3) для обеспечения мониторинга реализации Подпрограммы 1 подготавливает и представляет в управление по экономике согласованный с куратором Подпрограммы 1 отчет о реализации Подпрограммы 1:
а) ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о ходе финансирования и выполнения мероприятий Подпрограммы 1 нарастающим итогом с начала года по форме согласно приложению 3 к Порядку, утвержденному постановлением Администрации Шелеховского муниципального района от 30.05.2014 N 652-па "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных и ведомственных целевых программ Шелеховского района";
б) ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным годом - ежегодный доклад о реализации Подпрограммы 1, при завершении Подпрограммы 1 - итоговый доклад о реализации Подпрограммы 1 и аналитическую записку об итогах реализации Подпрограммы 1.
Начальник управления образования, молодежной политики и спорта |
Т.Л.Чернявская |
Постановлением администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 23 ноября 2016 г. N 288-ПА в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к муниципальной Программе
"Формирование здорового образа жизни
у населения Шелеховского района" на 2015 - 2017 годы
"Создание условий для формирования здорового образа жизни населения Шелеховского района на 2015 - 2017 годы" (далее - Подпрограмма 2)
28 июля, 31 августа, 31 декабря 2015 г., 23 ноября 2016 г.
1. Паспорт Подпрограммы 2
2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены основные принципы охраны здоровья и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Анализ ситуации в Шелеховском районе.
Динамика значений показателей заболеваемости в Шелеховском районе
Показатель (на 100 тыс. населения) |
2011 |
2012 |
2013 |
Болезни органов кровообращения |
2451,2 |
2510,9 |
2819,8 |
Травмы и отравления |
10371,7 |
10121,2 |
9924,5 |
Болезни органов дыхания |
47922,5 |
46961,3 |
52057,7 |
Болезни органов пищеварения |
7568,3 |
7990,5 |
8179,6 |
Социально-значимые заболевания | |||
Туберкулез |
|
|
|
Заболеваемость на 100 тыс. населения |
90,8 |
115,9 |
86,6 |
Смертность на 100 тыс. населения |
18,9 |
24,2 |
27,3 |
Охват флюорографией (%) |
72,4 |
68 |
64,6 |
Онкологические заболевания |
|
|
|
Заболеваемость |
422,7 |
433,8 |
381,4 |
Смертность от онкологических заболеваний |
189,4 |
173,2 |
179,9 |
В структуре общей заболеваемости взрослого населения в последние годы первое место занимают болезни системы кровообращения (17,7%), на 2-ом месте болезни органов дыхания (15,4%), на 3-м мести болезни мочеполовой системы (10,5%).
Основными причинами смертности населения в Шелеховском районе на протяжении последних лет являются: болезни органов кровообращения (1 место), травмы, отравления (2 место), новообразования (3 место).
Структура заболеваемости детского населения Шелеховского района следующая:
- на 1 месте - болезни органов дыхания (55,0%);
- на 2 месте - болезни глаза и его придаточного аппарата (7,2%);
- на 3 месте - болезни органов пищеварения (6,8%).
На диспансерном учете в областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Шелеховская РБ", с хроническими заболеваниями на июнь 2014 года состоит - 4798 детей, что составляет 32% от общего детского населения Шелеховского района (14973 ребенка, данные переписи на конец 2013 года).
За 6 месяцев 2014 года снято с диспансерного учета 348 детей с выздоровлением, что составляет 6,4% от всех диспансерных больных. За этот же период вновь взято на диспансерный учет -308 детей.
В соответствии с Законом Иркутской области от 05.03.2010 N 4-ОЗ "Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области" органами местного самоуправления муниципальных районов создаются условия для оказания медицинской помощи населению в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 06.11.2003 года" следует читать как "от 6 октября 2003 г."
Здоровье населения - не только отсутствие болезней или травм, но и состояние социального, физического и психического благополучия каждого человека, ответственного отношению к ведению здорового образа жизни.
При этом, проблема кадрового обеспечения учреждений здравоохранения является одной из главных проблем здравоохранения, при этом обеспеченность врачами, непосредственно оказывающими медицинскую помощь населению, проводящими профилактическую работу среди населения по формированию здорового образа жизни, приобретает масштабы выраженного кадрового неблагополучия.
При проведении анализа дефицита врачебных кадров по каждой специальности лидирующие позиции в поликлиническом звене занимают врачи-терапевты (свободных вакансий - 10), которые первыми призваны проводить оценку состояния больного, диагностику заболеваний. Кроме того, численность населения, прикрепленного к терапевтическому участку, не соответствует установленному нормативу. Также потребность наблюдается и в узких специалистах (акушер-гинеколог, офтальмолог, отоларинголог, невролог, кардиолог, хирург, онколог, рентгенолог).
Аналогичная ситуация обеспеченности врачебными кадрами складывается в круглосуточных стационарах. Но если в поликлиниках допустимо привлечение фельдшеров, то в отделениях реанимации, в операционном и родильном блоках замена врачей не допустима. Недостаток медицинских кадров ведет к перегруженности в работе врачей, в результате укомплектованность штатных единиц при ограниченном количестве специалистов обеспечивается за счет совместительства по должностям.
Ежедневная увеличенная нагрузка не может не влиять на удовлетворенность, качество и доступность оказываемой медицинской помощи населению, увеличивается риск допущения ошибки при выполнении диагностических и лечебных процедур.
Анализ факторов, приводящих к недостатку врачебных кадров в отрасли, показывает, что основными причинами низкого притока, текучести и нарастающего дефицита врачебных кадров, в числе прочих, остаются:
1) низкая заработная плата у начинающих трудовую деятельность медицинских работников;
2) невозможность приобретения жилья;
3) снижение престижа профессии.
|
Штатные должности (ставки) |
Занятые должности (ставки)) |
Коэффициент совместительства (число занятых должностей к числу физических лиц) |
Физические лица все по трудовым книжкам (чел.) |
Процент укомплектованности (%) (физические к штатным должностям |
Врачи (всего) |
302,75 |
243,00 |
1,35 |
179 |
59 |
Средние медицинские работники |
555,75 |
448,00 |
1,19 |
374 |
61 |
Младший медицинский персонал |
253,25 |
253,75 |
1,29 |
196 |
77 |
Всего по учреждению |
1350,25 |
1172,00 |
1,22 |
957 |
71 |
Важным компонентом планирования здравоохранения Шелеховского района является система финансовых и социальных норм и нормативов, устанавливающая единые требования к качеству и доступности медицинской помощи, к эффективности использования ресурсов.
Врачи, физиологи, педагоги выражают серьезную озабоченность состоянием здоровья подрастающего поколения. В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями.
Болезни органов дыхания, так называемые "ЛОР-заболевания" занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости в детском возрасте. При этом наиболее часто из них встречаются острые инфекции верхних дыхательных путей и грипп. Статистические данные показывают, что около 7% людей в раннем возрасте сталкивались с тонзиллитом. Ввиду своей широкой распространенности эта патология на протяжении многих десятилетий является предметом повышенного внимания педиатрии и детской отоларингологии. Это так называемые "часто болеющие дети".
Особое место в системе оздоровления "часто болеющих детей" занимает этап санаторной реабилитации. Залогом эффективного оздоровления при этом является неукоснительное соблюдение противоэпидемических мероприятий и использование рациональных способов лечебно-восстановительной терапии, в основе которых должен быть строго индивидуальный подход с учетом возраста ребенка, его конституциональных особенностей, наследственной предрасположенности, фоновых состояний и сопутствующей патологии. При этом только последовательная, систематическая и комплексная восстановительная терапия может привести к эффективному оздоровлению "часто болеющих детей".
Прежде всего, необходимо решить проблему часто болеющего ребенка, наладив здоровый образ жизни. Это - залог успеха. Медикаменты тоже необходимы, но это только одна из составляющих программы оздоровления часто болеющих детей, они эффективны лишь в комплексе с другими реабилитационными мероприятиями.
В 2010 - 2011 учебном году НШДС N 14 осуществляло сотрудничество с областным государственным бюджетным учреждением социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в рамках проведения на базе учреждения аналогичных оздоровительных мероприятий.
Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в последнее десятилетие, характеризуются усилением внимания к проблемам реабилитации детей с нарушением осанки и плоскостопием, осознанием реабилитации детей в России как важной государственной задачи.
В МКОУ СОШ N 5 в рамках муниципальной программы "Дополнительные меры поддержки для отдельных категорий граждан Шелеховского района" на 2015 - 2017 годы", утвержденной постановлением Администрации Шелеховского муниципального района от 17.12.2014 N 1377-па в 2015 году осуществлены мероприятия, направленные на обеспечение доступа детям с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу и решение проблем комплексной реабилитации ребенка в стенах общеобразовательной организации.
Тесная связь между состоянием опорно-двигательного аппарата и здоровьем человека доказана многочисленными исследованиями, где отмечается, что отсутствие отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата является непременным условием нормального функционирования органов и систем, развития организма в целом, повышения работоспособности детей в учебном процессе и укрепления их здоровья.
Создание благоприятной среды для детей с ОВЗ требует организации взаимодействия с другими структурами, оказывающими реабилитационную помощь. Для решения этой задачи МКОУ СОШ N 5 организовано взаимодействие с областным государственным бюджетным учреждением социального обслуживания "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", министерством физкультуры и спорта Иркутской области, ФСК г.Шелехова.
Педагогические коллективы уже имеют свой опыт и определенные результаты в сохранении здоровья детей, активно внедряют здоровьесберегающие технологии. Достижение в разработке и апробации новой модели здоровьесбережения детей на базе МКОУ ШР "НШДС N 14", МКОУ "СОШ N 6", создание системы комплексных реабилитационных мероприятий на базе МКОУ СОШ N 5 будут иметь медико-социальный эффект.
Главными составляющими в работе Реабилитационного центра, как с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и с "часто болеющими детьми", являются индивидуально-личностный и дифференцированный подход к каждому ребенку, комплексность, непрерывность, систематичность и преемственность в работе.
Реабилитационный центр располагает традиционным и современным медицинским оборудованием и опытными высококвалифицированными кадрами. Санаторно-курортная реабилитация предполагает проведение спелеотерапии, на протяжении всего курса реабилитации дети получают кислородный коктейль и фитосборы, для занятий лечебной физкультурой в учреждении оборудованы залы лечебной физкультуры для групповых и индивидуальных занятий.
В стенах учреждения возможно проведение комплекса реабилитационно-восстановительных мероприятий по оказанию оториноларингологической помощи детям. Для оздоровления детей, часто страдающих простудными заболеваниями, заболеваниями ЛОР-органов, ОРВИ, ангинами и бронхитами в Реабилитационном центре имеется соляная шахта, для лечения в которой создан особый микроклимат, очень полезный для детей, склонных к простудным заболеваниям.
Важной составляющей комплексной реабилитации является медицинская, социальная реабилитация и психолого-педагогическая коррекция. Кроме того, по мере необходимости, возможно предоставление услуг кабинетов: экологической реабилитации, декоративно-прикладного искусства, социально-бытовой адаптации.
Образовательные организации Шелеховского района, выбранные для осуществления "пилотного проекта" - НШДС N 14, МКОУ "СОШ N 5", МКОУ "СОШ N 6", имеют широкие возможности для реализации вопросов, связанных с организацией мероприятий по оздоровлению обучающихся. Большая роль при этом отводится проведению на базе пилотных образовательных организаций обучающих семинаров для учителей физической культуры, родителей специалистами Реабилитационного центра.
По результатам апробированных программных мероприятий на базе пилотных образовательных организаций в дальнейшем будет принято решение о распространении опыта на базе других общеобразовательных организаций Шелеховского района.
Уникальностью данной Подпрограммы 2 является возможность интеграции решений органов образования и здравоохранения в сопровождении ребенка в процессе преемственности и успешной адаптации в период перехода из дошкольного образовательного учреждения на этап начального общего образования, с целью достижения продуктивной результативности на всем этапе образования.
Образовательная организация Шелеховского района, выбранная для осуществления "пилотного проекта" - НШДС N 14 имеет широкие возможности для реализации вопросов преемственности, так как в условиях педагогического процесса реализуются образовательные программы дошкольного образования и начального общего образования. Данный педагогический коллектив уже имеет свой опыт и определенные результаты в сохранении здоровья детей в период адаптации, активно внедряет здоровьсберегающие технологии. Однако, анализируя данные по адаптации обучающихся, педагогический коллектив отмечает, что для достижения качественного образования и повышения успешной адаптации обучающихся необходима интеграция органов образования, здравоохранения и конечно семьи. Достижение в разработке и апробации новой модели здоровьесбережения детей, организация и проведение комплексной оценки состояния психосоматического здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, создание системы комплексного мониторинга за состоянием здоровья, обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к сохранению и укреплению здоровья детей позволит достичь качественного образования в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов и будет иметь образовательно-социальный эффект.
Решение проблемы требует значительных организационных, правовых и финансовых ресурсов и возможно только программным методом.
Основными преимуществами программно-целевого метода решения проблемы являются наличие целевого источника финансирования, создание системы управления и координации работы с возможностью анализа результативности всей совокупности действий по решению данной проблемы.
Следует обратить внимание, что в соответствии с государственным докладом "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году" (размещен на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации) город Шелехов входит в список городов России с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Необходимость проведения работы по изучению проблем влияния экологии на здоровье жителей Шелеховского района актуальный вопрос для органов власти местного самоуправления.
В целях объективной оценки экологической ситуации в Шелеховском районе, в Подпрограмме 2 предусмотрено осуществление ФНЦ, у которого уже есть многолетний опыт проведения таких исследований во многих регионах Российской Федерацией, научно-исследовательской работы, связанной с установлением связи нарушений здоровья жителей Шелеховского района с многосредовым воздействием химических факторов.
Следует отметить, что ФНЦ имеет лицензию Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на осуществление медицинской деятельности.
Клиника профпатологии и медицины труда ФНЦ осуществляет специализированную диагностическую, консультативную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную медицинскую помощь населению экологически неблагополучных территорий и производств с неудовлетворительными санитарно-гигиеническими условиями для задач снижения заболеваемости и социальных потерь, связанных с развитием и прогрессированием экозависимой и производственно-обусловленной патологии.
По результатам комплексной оценки и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы ФНЦ подготовит экспертное заключение для дальнейшей разработки комплекса мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды и здоровья населения Шелеховского района.
3. Цели и задачи Подпрограммы 2
Целью Подпрограммы 2 является создание условий, ориентирующих граждан Шелеховского района на здоровый образ жизни посредством проведения медицинской, социально-педагогической, социально-психологической реабилитации детей школьного возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, развитие и формирование профилактико-предупредительных мер, адаптационных возможностей, а также выполнение научно-исследовательской работы, связанной с установлением связи нарушений здоровья населения Шелеховского района с многосредовым воздействием химических факторов.
Для достижения цели Подпрограммы 2 определены следующие задачи:
1) привлечение медицинских работников для работы в областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Шелеховская РБ", путем установления дополнительных мер социальной поддержки;
2) реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения Шелеховского района, посредством создания системы преемственности и решение вопросов здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста на базе "пилотной организации";
3) выполнение научно-исследовательской работы, связанной с установлением связи нарушений здоровья населения Шелеховского района с многосредовым воздействием химических факторов".
4. Перечень и описание программных мероприятий, обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы 2, сроки и этапы ее реализации, объемы финансирования, целевые индикаторы, показатели результативности реализации Подпрограммы 2
Мероприятия Подпрограммы 2 направлены на реализацию поставленных целей и задач.
План мероприятий Подпрограммы 2 с указанием источников финансирования, вида и размера расходов бюджета, представлен в приложении 3 Программы.
Финансирование Подпрограммы 2 осуществляется за счет средств бюджета Шелеховского района.
Кроме того, в рамках выполнения программных мероприятий по выполнению научно-исследовательской работы, связанной с установлением связи нарушений здоровья населения с многосредовым воздействием химических факторов, планируется привлечь средства федерального бюджета, в рамках государственного задания, утвержденного для ФБУН "ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" г.Перьми Роспотребнадзором Российской Федерации.
Все мероприятия и объем финансирования корректируются в соответствии с бюджетом Шелеховского района и комплексным планом работы Администрации Шелеховского муниципального района.
Подпрограмма 2 реализуется в один этап. Срок реализации Подпрограммы 2 составляет 3 года, в течение 2015 - 2017 годов.
Общий объем финансирования Подпрограммы 2 составит (прогноз) 1 163,6 тыс. рублей:
2015 год -253,9 тыс. руб.;
2016 год - 344,8 тыс. руб.;
2017 год - 564,9 тыс. руб.
Целевые индикаторы Подпрограммы 2:
1. Увеличение на 8 врачей штатов областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шелеховская РБ";
2. Формирование действующей модели здоровьесбережения детского населения Шелеховского района (на примере "пилотной" площадки);
3. Повышение мотивации у обучающихся к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в сохранении и укреплении здоровья обучающихся;
5. Увеличение доли обучающихся на базе "пилотной площадки" с 1 и 2 группой здоровья;
6. Снижение уровня заболеваемости обучающихся на базе "пилотной площадки" на 15 %;
7. Увеличение доли педагогических работников, прошедших повышение квалификации для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в общей численности педагогических работников на 15 %;
8. Увеличение охвата детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей психолого-медико-педагогическим сопровождением на базе "пилотной площадки" на 100 %.
9. Проведение медико-биологического исследования не менее 350 жителей Шелеховского района;
10. Осуществление аналитической работы по установлению связи качества среды обитания на здоровье населения;
11. Разработка рекомендаций по санитарно-гигиеническим мероприятиям и медико-профилактическому сопровождению населения Шелеховского района.
Показатели результативности реализации Подпрограммы 2:
1. Укомплектование кадрами штатов областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шелеховская РБ";
2. Формирование действующей модели здоровьесбережения детского населения Шелеховского района (на примере "пилотной" площадки).
3. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка.
4. Разработка рекомендаций по санаторно-гигиеническим мероприятиям и медико-профилактическому сопровождению населения Шелеховского района, подвергающегося негативному воздействию факторов риска.
5. Механизм реализации Подпрограммы 2 и контроль за ходом ее реализации
Реализация Подпрограммы 2 осуществляется посредством взаимодействия исполнителей программных мероприятий, направлена на создание условий, ориентирующих граждан Шелеховского района на здоровый образ жизни посредством проведения медицинской, социально-педагогической, социально-психологической, реабилитации детей школьного возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, развития и формирования профилактико-предупредительных мер, адаптационных возможностей, а также выполнения научно-исследовательской работы, связанной с установлением связи нарушений здоровья населения Шелеховского района с многосредовым воздействием химических факторов.
Для получения единовременной выплаты вновь прибывший врач, (далее - работник) заключает с администрацией областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шелеховская РБ" дополнительное соглашение к трудовому договору, на основании которого работник обязуется отработать в данном учреждении не менее трех лет. На основании ходатайства главного врача областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шелеховская РБ" с приложением дополнительного соглашения с работником, ему производится перечисление средств на лицевой счет из бюджета Шелеховского муниципального района. В случае расторжении трудового договора и дополнительного соглашения ранее трех лет со дня их заключения по желанию (причинам) работника, вся сумма, которая была выплачена адресно данному работнику, возмещается работником добровольно, либо в судебном порядке бюджету Шелеховского муниципального района.
Специальные требования для получения единовременной выплаты (подъемные):
1) Наличие диплома об окончании медицинского образовательного учреждения;
2) Заключение трудового договора на срок от трех и более лет;
3) Наличие сертификата по направлению деятельности;
4) Сумма единовременной выплаты исчисляется следующим образом:
100 тыс. рублей на одного врача.
Реализация комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Шелеховского района, посредством создания системы преемственности и решение вопросов здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста на базе "пилотной организации" осуществляется на базе НШДС N 14 при непосредственном привлечении специалистов Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека" г.Иркутска.
Перечень программных мероприятий, призванных обеспечить решение поставленных выше задач Подпрограммы 2, представлен в Приложении 3.
Текущее управление Подпрограммы 2 и контроль за выполнением осуществляет Администрация Шелеховского муниципального района.
Исполнители Подпрограммы 2, указанные в разделе 1 "Паспорт Подпрограммы 2", несут ответственность за реализацию Подпрограммы 2 в целом, в том числе:
готовят предложения по корректировке перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
представляют заявки на финансирование Подпрограммы 2;
уточняют затраты по программным мероприятиям, отдельные их показатели, а также механизм реализации Подпрограммы 2;
разрабатывают и вносят в установленном порядке проекты правовых актов Шелеховского района, необходимых для выполнения Подпрограммы 2;
несут ответственность за эффективность и результативность выполнения Подпрограммы 2.
Управление образования, молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района во взаимодействии с отделом по социальной поддержке населения Администрации Шелеховского муниципального района на основании предоставленных исполнителями Подпрограммы 2 отчетов анализирует ход выполнения мероприятий, готовит ежегодный отчет о ходе выполнения Подпрограммы 2 и вносит предложения по совершенствованию механизма реализации Подпрограммы 2.
Осуществление научно-исследовательской работы, связанной с установлением связи нарушений здоровья населения Шелеховского района с многосредовым воздействием химических факторов, планируется с непосредственным привлечением специалистов ФНЦ, при этом работа специалистов планируется за счет федерального бюджета (в размере 3 млн. рублей) в рамках государственного задания, утвержденного для ФНЦ Роспотребнадзором Российской Федерации.
Начальник отдела по социальной поддержке населения |
М.А.Гапанцова |
Постановлением администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 23 ноября 2016 г. N 288-ПА настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 3
к муниципальной Программе
"Формирование здорового образа жизни
у населения Шелеховского района" на 2015 - 2017 годы
Перечень и описание Программных мероприятий, обоснование ресурсного обеспечения Программы, сроки и этапы ее реализации, объемы финансирования, целевые индикаторы, показатели результативности реализации Программы
28 июля, 31 декабря 2015 г., 23 ноября 2016 г.
Начальник отдела по социальной поддержке населения |
М.А.Гапанцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 17 декабря 2014 г. N 1378-ПА "Об утверждении муниципальной программы "Формирование здорового образа жизни у населения Шелеховского района" на 2015 - 2017 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Шелеховский вестник" от 30 декабря 2014 г. N 51/1(6660)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 23 ноября 2016 г. N 288-ПА
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 31 декабря 2015 г. N 867-ПА
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 31 августа 2015 г. N 731-ПА
Постановление администрации Шелеховского муниципального района Иркутской области от 28 июля 2015 г. N 706-ПА