Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к Специальному докладу
О некоторых
вопросах соблюдения и защиты прав
коренных малочисленных проживающих
на территории Иркутской области
Краткая информация по осуществлению направлений деятельности в рамках решения задачи сохранения исконной среды обитания и традиционного природопользования, предусмотренной Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р.
Первое направление - это установление правового режима охраны территорий традиционного природопользования с обеспечением доступа коренных малочисленных народов к управлению данными территориями. Как на федеральном, так и на областном уровне не принято типовое положение о территориях традиционного природопользования федерального и регионального значения соответственно, а значит в нормативно-правовом порядке не определены условия доступа коренных малочисленных народов к управлению данными территориями.
На парламентских слушаниях "О проблемах и перспективах совершенствования федерального законодательства о территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", организованных Советом Федерации Федерального Собрания 14 мая 2014 год# (далее - парламентские слушания), говорилось о необходимости совершенствования положений Федерального закона от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", однако озвученные предложения пока не нашли практического воплощения.
Второе направление - это обеспечение приоритетного доступа коренных малочисленных народов к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Полное и безоговорочное решение этого вопроса на практике встречает сложности, в том числе обусловленные наличием противоречий нормативных правовых актов, действующих в данной сфере общественных отношений. Для реализации прав коренных малочисленных народов Правительством Российской Федерации принят перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (см. распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р). Однако не решена проблема несоответствия отдельных законодательных актов между собой. О необходимости синхронизации законодательства о рыболовстве и об охоте с законодательством о правах коренных малочисленных народов говорилось на парламентских слушаниях, но до настоящего времени изменения в этой части не приняты.
Третье направление - это предоставление для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", основные положения которого вступают в силу с 1 марта 2015 года, Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности". Среди других вопросов этим Федеральным законом урегулировано и предоставление в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов.
Конечно, остались еще вопросы, которые требуют решения. Например, требует совершенствования статья 97 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой порядок природопользования на территориях традиционного природопользования устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации. Как известно, в соответствии с Федеральным законом "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" территории традиционного природопользования подразделяются на федеральные, региональные и местные. Поэтому нормы Земельного кодекса Российской Федерации и названного Федерального закона следует синхронизировать.
Четвертое направление - разработка и внедрение методики расчета ущерба, наносимого исконной среде обитания малочисленных народов хозяйствующими субъектами. Приказом Министерством регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2009 г. N 565 "Об утверждении Методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации", такая Методика утверждена. Уполномоченный не располагает примерами применения этой Методики в Иркутской области.
Пятое направление - это содействие адаптации коренных малочисленных народов к экологическим, экономическим и социальным последствиям изменения климата и другим факторам, вызывающим стресс. Системная работа по этому направлению применительно к коренным малочисленным народам не ведется как на федеральном уровне, так и на уровне Иркутской области.
В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 года, предусматривается, что при решении задачи научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются установленные механизмы, среди которых называется и расширение комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области прогнозирования угроз экологического характера, а также негативных последствий, связанных с изменением климата. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 53 предусматривается, что стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер "N 53" следует читать как "N 537"
Приказом Министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области от 10 февраля 2014 г. N 7-мпр "Об утверждении положения о выставке научно-технического творчества молодежи" в номинации "Лучший научно-исследовательский проект", "Лучший молодежный инвестиционный проект" оцениваются проекты, выполненные обучающимися в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и другими категориями обучающихся, а также молодыми специалистами в возрасте 14 - 30 лет, в том числе в области экологии и рационального природопользования (мониторинг природно-техногенной сферы; технологии прогнозирования развития климатических, экосистемных, горно-геологических и ресурсных изменений; обеспечение безопасности продукции, производства и объектов; технологии неистощительного природопользования; технологии реабилитации окружающей среды от техногенных воздействий; минимизации экологических последствий трансграничных воздействий).
Других мероприятий по данному направлению в Иркутской области не проводится.
Шестое направление - определение порядка и методики проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" этнологическая экспертиза - это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса. Коренные малочисленные народы, объединения коренных малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право, в том числе, участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (статья 8 названного Федерального закона). Однако порядок проведения этнологической экспертизы и методика ее проведения не установлены.
Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки "антропология и этнология" (см. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 948 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 "антропология и этнология" (уровень бакалавриата).
В Программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 2237-р, предусмотрена разработка экспертных систем этнологической экспертизы, разработка современной модели этнологического мониторинга Российской Федерации и ее отдельных регионов.
На парламентских слушаниях говорилось о необходимости законодательного регулирования порядка проведения этнологической экспертизы, однако это не реали
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.