В соответствии с Концепцией развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 31 марта 2014 года N 239-рп, руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, частью 6 статьи 13 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года N 1-ОЗ "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области", Положением о министерстве образования Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 391/170-пп, Положением о министерстве труда и занятости Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 3 декабря 2012 года N 688-пп, Положением о министерстве по молодежной политике Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 16 марта 2016 года N 131-пп, Положением о министерстве сельского хозяйства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 389/168-пп, приказываем:
1. Утвердить Концепцию развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области до 2020 года (прилагается).
2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию.
Министр образования Иркутской области |
В.В.Перегудова |
Министр труда и занятости Иркутской области |
Н.В.Воронцова |
Министр по молодежной политике Иркутской области |
А.К.Попов |
Министр сельского хозяйства Иркутской области |
И.П.Сумароков |
Концепция развития системы сопровождения
профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области до 2020 года
(утв. Приказом Министерства образования Иркутской области, Министерства труда и занятости Иркутской области, Министерства по молодежной политике Иркутской области и Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 2 августа 2016 г. N 85-МПР/11-МПР/111-МПР/55-МПР)
Глава 1.
Общие положения
Концепция развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области до 2020 года (далее - Концепция) разработана в рамках Концепции развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 31 марта 2014 года N 239-рп.
Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор - центральное звено в подготовке кадров для новой экономики. По данным исследований, осознанный выбор профессии существенно увеличивает производительность труда и уменьшает текучесть кадров. Выпускник, у которого сформирован необходимый набор компетенций профессионального самоопределения, готов к профессиональной мобильности в динамично меняющихся экономических условиях, в том числе и в наиболее сложных ситуациях, требующих от него организации самозанятости. Таким образом, развитие системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи будет способствовать повышению качества трудовых ресурсов Иркутской области и ее экономическому росту.
Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с действующим законодательством, приоритетами государственной и региональной политики, а также с учетом социально-экономических особенностей Иркутской области, определяются цели, принципы, направления и механизмы, обеспечивающие развитие системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи региона на период до 2020 года.
Концепция является стратегическим документом по развитию региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи в Иркутской области, обеспечивающей оптимальное использование образовательно-производственных ресурсов региона на основе механизмов межведомственного взаимодействия, государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия. Органы исполнительной власти Иркутской области, органы местного самоуправления и организации руководствуются настоящей Концепцией при организации и проведении работы по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи.
Концепция разработана в соответствии с основными положениями следующих документов:
1) Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2) Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
3) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
4) государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295, в части поддержки региональных программ модернизации профессионального образования;
5) комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации# 3 марта 2015 года N 349-р, в рамках мероприятия 13 - "Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях и развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии";
6) план мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года N 366-р;
7) Правила участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 92;
8) Федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, утвержденный приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2013 года N 380н;
9) Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 2783;
10) Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации, протокол от 18 июля 2013 N ПК-5вн).
11) Концепция развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Иркутской области от 31 марта 2014 года N 239-рп;
12) Инвестиционная стратегия Иркутской области до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Иркутской области от 28 августа 2014 года N 701-рп;
13) государственная программа Иркутской области "Молодежная политика" на 2014 - 2018 годы, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 24 октября 2013 года N 447-пп;
14) ведомственная целевая программа Иркутской области "Модернизация профессионального образования" на 2014 - 2018 годы, утвержденная приказом министерства образования Иркутской области от 23 октября 2013 года N 96-мпр;
15) Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года, утвержденная приказом министерства образования Иркутской области N 85-мпр и приказом министерства сельского хозяйства Иркутской области N 61-мпр от 18 июля 2014 года.
Научно-методическую основу настоящей Концепции составляют:
Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного автономного учреждения "Федеральный институт развития образования", протокол от 14 декабря 2015 года N 9);
Стратегия развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 2015 - 2020 годы (одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного автономного учреждения "Федеральный институт развития образования", протокол от 14 декабря 2015 года N 9.
Основные понятия и термины:
Человеческий потенциал - накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой и гражданской активности, реализуемый в производственной, социальной, культурной и других сферах деятельности, а также в уровне и структуре потребностей. Будучи включенным в систему общественного производства, человеческий потенциал становится трудовым потенциалом.
Человеческий капитал - накопленные человеком в процессе образования и трудовой деятельности знания, навыки, компетенции, которые способны приносить отдачу в трудовом процессе в виде высоких результатов труда, успешной карьеры и высоких заработков.
Профессиональное самоопределение - процесс и результат формирования у человека готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального профессионально-образовательного маршрута и последующей профессионально-карьерной траектории, осуществляя последовательную серию профессионально-образовательных и профессионально-карьерных выборов.
Профессионально-карьерная траектория - профессиональный путь человека, на котором он самостоятельно, осознанно и ответственно осуществляет выбор, формирование и развитие своей профессиональной деятельности и освоение соответствующих социальных и трудовых ролей, что обеспечивает его адекватную самореализацию.
Сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи - система работы по созданию организационно-управленческих и психолого-педагогических условий, обеспечивающих качество и результативность процесса профессионального самоопределения в контексте общего личностного развития и социализации детей и молодежи. Процесс системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи составляет ядро образовательной подготовки детей и молодежи к профессиональному выбору, нацеленной на формирование определенного набора профориентационно значимых компетенций.
Система сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи - институциональные субъекты (органы государственной власти Иркутской области и местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, образовательные и специализированные организации, организации здравоохранения, культуры, работодатели и их объединения и другие), реализующие согласованную деятельность по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи на основе соответствующего нормативно-правового и программно-методического обеспечения.
Профессиональная ориентация - научно обоснованная система действий по сопровождению профессионального самоопределения на всех уровнях его реализации; неотъемлемый элемент кадровой политики области и часть двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.
Глава 2.
Анализ ситуации
Глобальные тренды в сфере труда и профессий, играющие роль рамочных условий и "внешних вызовов" для процесса сопровождения профессионального самоопределения:
глобализация производств и экономической сферы в целом;
резкое повышение темпов развития техники и технологий, в смене технологических укладов, что обостряет требования к уровню профессиональной подготовленности и качеству профессионального самоопределения работников;
дифференциация трудовых (рыночных) ролей (наемный работник, человек служения, предприниматель, фрилансер, инвестор, безработный) и возможность относительно свободного выбора любой из них;
перераспределение занятости между сферой производства и сферой услуг в пользу последней;
скачкообразный рост динамики профессиональной мобильности (горизонтальной и вертикальной, межпрофессиональной и территориальной), что обусловливает непрерывность процесса профессионального самоопределения человека на протяжении всей жизни и неоднократность его профессионального выбора;
повышение роли мотивационно-психологической составляющей как фактора производительности труда, при этом центральным условием высокой профессионально-трудовой мотивации любого работника выступают самостоятельность и осмысленность его профессионального выбора;
повышение роли общих компетенций ("soft skills") относительно профессиональных компетенций ("hard skills") в структуре профессиональной компетентности работника, что обусловлено ростом интеллектуальной и организационно-коммуникативной составляющих в структуре профессиональных функций по различным профессиям;
формирование и распространение модели "постиндустриального самоопределения" (формирование индивидуального набора профессиональных компетенций и создание рабочего места "под себя");
понимание профессиональной ориентации как помощи человеку не столько в выборе профессии, сколько в поиске ресурсов для самостоятельного формирования своей профессионально-карьерной траектории, а также обучение способам использования этих ресурсов.
Центральным фактором развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области выступает рост потребности всех субъектов указанной системы в результатах ее деятельности.
Основные проблемы в сфере профессионального самоопределения Иркутской области:
Общие проблемы, характеризующие современное состояние целевой сферы в Российской Федерации:
отсутствие целостной государственной кадровой политики и государственной координации в сфере профессионального самоопределения детей и молодежи и связанная с этим высокая ведомственная разобщенность;
непреодоленные последствия деиндустриализации 90-х годов двадцатого века, выраженные, в том числе, в сохранении депрессивного характера функционирования отдельных отраслей промышленности, предприятий, населенных пунктов и районов;
недостаточная эффективность среднего профессионального и высшего образования, слабая связь соответствующих образовательных организаций и образовательных программ с актуальными потребностями экономики;
распространенность социальных мифов и предрассудков о мире труда и профессий, "вузоцентризм", неготовность воспринимать детей и молодежь в качестве субъектов рынка труда;
противоречивость в интересах различных субъектов, вовлеченных в процессы профессионального самоопределения и его сопровождения (базовое противоречие - между интересами экономической сферы и интересами самоопределяющейся личности);
упрощенное понимание профессиональной ориентации как профессиональной пропаганды и агитации, основанное на манипулятивных подходах и не ориентированное на становление человека как субъекта самостоятельного и ответственного профессионального выбора;
слабая институционализация деятельности по сопровождению профессионального самоопределения и связанная с этим нерешенная проблема кадрового обеспечения данной сферы;
неспособность школы к реализации практикоориентированных# форм сопровождения профессионального самоопределения, в сочетании с ее недостаточной готовностью к социальному партнерству с профессиональными образовательными организациями и предприятиями экономической сферы в решении профориентационных задач;
межинституциональные и внутриинституциональные разрывы в сопровождении профессионального самоопределения обучающихся на разных ступенях и этапах образования;
использование устаревших и неэффективных подходов и методик сопровождения профессионального самоопределения.
Проблемы, отражающие региональные особенности Иркутской области:
большая территория, в сочетании с низкой плотностью населения, что приводит к территориальной разобщенности как социально-экономической жизни региона, так и соответствующих профориентационных практик;
существенная неоднородность между отдельными территориями, при этом в отдельных депрессивных территориях устойчиво отсутствует спрос на профессиональные кадры (независимо от уровня и профиля их подготовки);
в большинстве муниципальных территорий области отмечается частичная невостребованность выпускников профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования;
наблюдается невысокая заинтересованность большинства работодателей во взаимодействии с образовательными организациями общего, профессионального и высшего образования; участие предприятий-работодателей в профориентационной работе носит эпизодический характер;
в целом сохраняется тренд невысокой привлекательности производств и рабочих профессий среди молодежи.
Характеристика современного состояния профориентационной сферы Иркутской области в общем контексте ее социально-экономического развития.
Иркутская область - крупный, значимый промышленный субъект Российской Федерации. Область разделена на 6 территориально-промышленных комплексов, функционирующих достаточно обособленно друг от друга: Иркутско-Черемховская промышленная зона, Братско-Усть-Илимский территориально-промышленный комплекс, Зиминско-Тулунский территориально-промышленный комплекс, Мамско-Бодайбинский горнопромышленный район, Тайшетский промышленный район, Верхнеленский территориально-промышленный комплекс. Промышленное производство сконцентрировано в Иркутске и ряде районных центров.
Основные отрасли промышленности в Иркутской области - машиностроение, электроэнергетика, цветная и черная металлургия, горнодобывающая, лесоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность. Область лидирует в лесопромышленном комплексе России, гидроэнергетике, производстве алюминия, полимеров, нефтепродуктов, добыче золота. В настоящее время, в рамках концепции кластерного развития, в промышленности Иркутской области выделены кластеры: металлуригический#, нефтегазохимический, машиностроительный, фармацевтический, лесоперерабатывающий, агропромышленный, туристско-рекреационный, стройиндустрия, транспортно-логистический, информационно-коммуникационный.
Основная часть работников Иркутской области задействована в промышленном производстве, образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, оптовой и розничной торговле. Наиболее выраженная отрицательная динамика занятости на протяжении последнего десятилетия наблюдается в сельском хозяйстве.
Приказом министерства образования Иркутской области от 23 октября 2013 года N 96-мпр утверждена ведомственная целевая программа Иркутской области "Модернизация профессионального образования" на 2014 - 2018 годы, в которой поставлены, в том числе, задачи:
построения профориентационной работы с молодежью на современной научной и технологической основе;
проведения профориентационных выставок и ярмарок образовательных услуг и профессий;
широкого использования в профессиональной ориентации ресурсов киноиндустрии, Интернета, социальной рекламы и другое.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 31 марта 2014 года N 239-рп утверждена Концепция развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 года, в которой отмечается недостаточно эффективная система профессиональной ориентации и консультирования. При этом среди задач обозначены:
организация профессиональной ориентации выпускников школ, молодежи и незанятого населения, учитывающей потребности экономики и социальной сферы региона и способствующей своевременному, осознанному выбору профессии, организации профессионального образования, последующему трудоустройству и профессиональной адаптации;
повышение престижа рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования, популяризация востребованных рабочих профессий, технических направлений подготовки и перспективных специальностей;
обеспечение условий для взаимодействия работодателей и образовательных организаций;
создание и развитие эффективной системы информирования граждан по вопросам развития кадрового потенциала региона.
Приказом министерства образования Иркутской области N 85-мпр и министерства сельского хозяйства Иркутской области N 61-мпр от 18 июля 2014 года утверждена Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года, в которой поставлена задача возрождения школьной профориентации, в контексте повышения привлекательности сельских территорий для жизни и работы. В качестве основного институционального субъекта школьной профориентации на сельских территориях рассматривается "агробизнес-школа" - инновационная образовательная организация с открытой образовательной средой, вовлеченная в тесное и многостороннее социальное партнерство со всеми субъектами на своей территории и реализующая модель дуального профильного обучения (школьное обучение чередуется с производственной деятельностью).
Распоряжением Правительства Иркутской области от 28 августа 2014 года N 701-рп утверждена Инвестиционная стратегия Иркутской области на период до 2025 года, в которой поставлена задача развития малого и среднего предпринимательства в регионе. Это требует формирования региональной системы социально ориентированного молодежного предпринимательства, включая подготовку к предпринимательской деятельности и возможной самозанятости в рамках общего процесса сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи.
В настоящее время оказание услуг по сопровождению профессионального самоопределения в Иркутской области осуществляется Центрами занятости населения городов и районов Иркутской области, подведомственными учреждениями министерства труда и занятости Иркутской области; Молодежным кадровым центром и муниципальными кабинетами профориентации, подведомственными учреждениями министерства по молодежной политике Иркутской области; негосударственными профориентационными организациями.
Начиная с 2013 года в Иркутской области работает федеральная экспериментальная площадка Федерального государственного автономного учреждения "Федеральный институт развития образования" по теме "Разработка и апробация региональных моделей организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся" (далее - ЭП):
целью ЭП определено создание комплекса необходимых научно-методических, организационно-педагогических, кадровых, нормативно-правовых, информационных и других условий для обеспечения качественного функционирования муниципальных систем профессионального самоопределения детей и молодежи;
в качестве базовых территорий ЭП определены: Боханский район, муниципальные образования город Зима, город Братск, город Черемхово;
в рамках работы ЭП в указанных территориях начата работа по координации профориентационной деятельности, развитию межведомственного взаимодействия, государственно частного# партнерства и сетевого взаимодействия; формируются системы муниципальной работы соответствующей направленности, включая программы, планы, системы мероприятий, управленческий мониторинг и др.
Кроме того, в Иркутской области действует сеть региональных инновационных площадок, утвержденных распоряжением министерства образования Иркутской области N 374-мр от 18 апреля 2014 года "О присвоении статуса региональной инновационной площадки".
В 2014 году в Иркутской области создан совет по профессиональной ориентации (Постановление Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года N 648-пп "О совете по профессиональной ориентации).
В Иркутской области существуют многолетние традиции конкурсов профессионального мастерства для студентов профессиональных образовательных организаций. В последние годы в области активное развитие получает международное движение World Skills International, объединяющее конкурсы профессионального мастерства для студентов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также для их наставников. Организацию и координацию соответствующей деятельности организует специально созданная лаборатория Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Иркутской области "Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования".
Крупнейшие предприятия-работодатели области (Авиастроительная корпорация "Иркут", Открытое акционерное общество "РУСАЛ Братский алюминиевый завод", Открытое акционерное общество "Иркутскэнерго" и др.) разрабатывают и реализуют, в том числе в партнерстве с общеобразовательными и профессиональными организациями, собственные корпоративные модели профессиональной ориентации, органично включенные в общую кадровую политику организации и нацеленные на формирование у обучающихся ранней лояльности к фирме.
В целом подход к построению профориентационной работы, реализуемый в масштабах Иркутской области, муниципальных образований и отдельных организаций, традиционно ориентирует ее на сопровождение конкретного профессионального выбора, а не на формирование субъекта выбора. Однако такой подход становится все менее эффективным в условиях растущей динамики развития технологий и неустойчивости общей экономической ситуации. Любые кадровые прогнозы оказываются в той или иной степени ошибочными. С большой долей вероятности, сегодняшним школьникам предстоит работать совсем не по тем профессиям и специальностям, которые в настоящее время являются востребованными. В связи с этим, детей и молодежь нужно не подталкивать к выбору конкретных профессий и специальностей, востребованных сегодня, а готовить к самостоятельному и ответственному выбору, который они должны неоднократно осуществлять на протяжении своей жизни, с учетом постоянно меняющейся ситуации, а также к возможной самозанятости.
Глава 3.
Цели, принципы и технологии сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи
Цель региональной системы сопровождения профессионального самоопределения Иркутской области - эффективная подготовка детей и молодежи региона к самостоятельному, ответственному и осознанному профессионально-образовательному выбору и построению своей дальнейшей карьерной траектории, с учетом неопределенности и динамичности современного мира труда и профессий, особенностей рынка труда в стране и регионе.
Принципы сопровождения профессионального самоопределения:
Личностная ориентация - нацеленность всей работы по сопровождению профессионального самоопределения на подготовку сильной, самостоятельной и ответственной личности, на создание условий для ее саморазвития и самореализации.
Непрерывность и последовательность - учет постепенного и продолжительного характера процесса профессионального самоопределения детей и молодежи, что требует преемственности в подходах и методах работы на всех ступенях образования, начиная с дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным образованием. Реализация этого принципа предполагает формирование у детей и молодежи набора профориентационно значимых компетенций, выражающихся в готовности самостоятельно:
проектировать свой профессионально-образовательный маршрут;
ориентироваться в профориентационно значимой информации;
совершать осознанный и ответственный выбор в отношении своей профессионально-карьерной траектории, а также воплощать принятое решение, преодолевая возможные трудности;
совершенствовать свой профессиональный и образовательный уровень.
Практикоорированность# предполагает использование в качестве ведущего инструмента профессионального самоопределения формирование собственного профориентационно значимого опыта обучающегося, а не "убеждение" его посредством внешнего воздействия на его сознание. Реализация практикоориентированных# форм профориентации требует погружения обучающегося в реальный профессиональный контекст и поэтому, как правило, не может осуществляться непосредственно в общеобразовательных организациях.
Социальное партнерство - принцип, предполагающий организацию сопровождения профессионального взаимодействия в тесном взаимодействии образовательных организаций дошкольного, общего, профессионального, высшего, дополнительного образования друг с другом, а также с работодателями и их объединениями, родителями учащимися#, службами занятости, средствами массовой информации, органами муниципального самоуправления и другими субъектами.
Целостность - принцип, рассматривающий профессиональное самоопределение обучающихся в контексте его социального и личностного самоопределения и предполагающий органичное сочетание профориентационной работы с другими задачами образования и социализации детей и молодежи.
Системность и комплексность деятельности по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи предполагает ее государственную координацию на региональном уровне управления, нацеленную на формирование единой (по своим целям и используемым подходам) профориентационной среды в регионе.
Сочетание централизации и децентрализации в управлении профориентационной деятельностью требует сбалансированности между координирующими действиями региональной власти и возможностью вариативных решений, учитывающих особенности местной ситуации (экономического развития, потребностей рынка труда, миграционных процессов, образовательных запросов населения).
Доступность, независимо от конкретного места проживания и обучения, в получении профориентационных услуг, а также полной и объективной информации, необходимой для осуществления самостоятельного профессионально-образовательного выбора.
Равноправие и добровольность - безусловное соблюдение права каждого на выбор профессии, добровольность в получении профориентационных услуг и рекомендательный характер профессиональных консультаций.
Все обозначенные принципы имеют, в рамках настоящей Концепции, равную силу и используются в комплексе. Исключение любого принципа неизбежно приводит к неэффективности работы по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи.
Технологии сопровождения профессионального самоопределения
Технологии профориентации |
Формы и методы работы |
Решаемые задачи |
Профессиональное информирование |
Дистанционное информирование посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; беседы; экскурсии; тематические родительские собрания; выставки; профориентационные акции; дни открытых дверей; встречи с профессионалами; учебные исследования профориентационной направленности и другое |
Информирование о современном мире труда и профессий; о местном рынке труда и профессионально-образовательных услуг; об избранной профессиональной сфере и конкретной профессии |
Рекомендательная профориентация (профориентационные услуги) |
Профессиональная диагностика; профессиональное консультирование; профессиональный подбор |
Информирование о профессионально значимых индивидуальных особенностях человека и выработка рекомендаций |
Игровая профориентация |
Ролевые и деловые игры, тренинги; активизирующие профориентационные методики; творческие презентации профессий и другое |
Формирование и развитие профориентационно значимых компетенций |
Практико-ориентированная профориентация |
Учебно-практические проекты профориентационной направленности; мастер-классы; индустриальные экспедиции; производственные задания; профессиональные пробы; профессиональные полигоны; конкурсы и чемпионаты профессионального мастерства; социальные и предпринимательские практики; учебные фирмы; студенческие бизнес-инкубаторы |
Создание персонального профориентационно значимого продукта, оцениваемого как успешный и позволяющего сделать осознанный профессиональный выбор |
Производственная профориентация |
Профессиональный отбор; профессиональная адаптация; корпоративные тренинги и другое |
Достижение степени максимального соответствия индивидуальных качеств работника требованиям компании-работодателя, профессии и конкретного рабочего места |
Формирующее оценивание |
Профессионально-образовательное портфолио |
Индивидуальная диагностика и оценка уровня сформированности профориентационно значимых компетенций |
Сквозной задачей всех форм сопровождения профессионального самоопределения является формирование и развитие профессионально-трудовой мотивации детей и молодежи.
В процессе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи все обозначенные выше технологии профессиональной ориентации используются в комплексе.
Глава 4.
Организационно-управленческая структура
Профессиональный выбор в современном обществе выступает предметом общественного договора, основные участники которого: с одной стороны, субъекты самоопределения (обучающиеся, вместе с их семьями), с другой - субъекты экономической сферы (работодатели и их объединения). Образовательные организации, службы занятости, центры профессиональной ориентации и сопровождения карьеры выступают в этом процессе квалифицированными посредниками, конечная цель которых состоит в создании пространства для встречи, диалога и взаимодействия двух основных благополучателей профессионального самоопределения.
Понимание сопровождения профессионального самоопределения как образовательной подготовки детей и молодежи к профессиональному выбору, то есть как продолжительного процесса, охватывающего все ступени образования, - определяет центральную роль образовательных организаций в региональной системе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи. Соответственно, ведущим субъектом, осуществляющим управление региональной системой# сопровождения профессионального самоопределения Иркутской области, является министерство образования Иркутской области, работающее в тесном межведомственном взаимодействии с другими исполнительными органами государственной власти Иркутской области. Текущую работу по организационно-техническому сопровождению и координации деятельности всех субъектов региональной системой сопровождения профессионального самоопределения выполняет специально созданное специализированное подразделение Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Иркутской области "Региональный центр мониторинга и развития профессионального образования" - Центр профессионального самоопределения и карьерного развития (далее - Центр профессионального самоопределения и карьерного развития). Программа деятельности Центра профессионального самоопределения и карьерного развития определяется государственным заданием министерства образования Иркутской области.
Субъекты региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области:
1. Основные благополучатели результатов сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи:
дети и молодежь, а также их родители (законные представители) и другие члены их семей;
предприятия-работодатели.
2. Институциональные посредники, непосредственно организующие сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи:
образовательные организации дошкольного, общего, профессионального, высшего и дополнительного образования;
другие организации, реализующие услуги по сопровождению профессионального самоопределения и профессиональной ориентации.
3. Управляющие субъекты:
Межведомственный координационный совет по кадровой политике и профессиональной ориентации молодежи Иркутской области;
министерство образования Иркутской области;
органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, осуществляющие управление в сфере образования.
4. Инфраструктура региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области:
Центр профессионального самоопределения и карьерного развития;
организации дополнительного профессионального и высшего образования, расположенные на территории Иркутской области.
5. Субъекты-партнеры в рамках межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства:
министерство труда и занятости Иркутской области и подведомственные учреждения - Центры занятости населения городов и районов Иркутской области;
министерство по молодежной политике Иркутской области, Молодежный кадровый центр, муниципальные центры и кабинеты профориентации и другие подведомственные организации;
министерство здравоохранения Иркутской области и подведомственные организации здравоохранения;
министерство экономического развития Иркутской области;
министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области;
министерство сельского хозяйства Иркутской области;
общественные организации Иркутской области, в том числе объединения работодателей и родительские сообщества;
негосударственные организации, реализующие услуги по сопровождению профессионального самоопределения и профессиональной ориентации детей и молодежи;
региональные и муниципальные средства массовой информации.
Общие функции субъектов:
разрабатывают предложения по развитию региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи и вносят их для обсуждения на Межведомственном координационном совете по кадровой политике и профессиональной ориентации молодежи Иркутской области;
осуществляют меры по развитию региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи в соответствии с утвержденным Межведомственным координационным планом работы и собственными планами работы;
разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и эффективности сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи;
разрабатывают информационные материалы в рамках своей компетенции;
осуществляют изучение и распространение передового опыта, а также повышение квалификации своих сотрудников в целевой сфере.
Распределение функций между основными субъектами:
Межведомственный координационный совет по кадровой политике и профессиональной ориентации молодежи Иркутской области:
проводит анализ состояния региональной системы сопровождения профессионального самоопределения, нацеленный на выявление трендов, вызовов и проблемных зон;
формирует региональную политику и разработку предложений по стратегическим направлениям деятельности в целевой сфере и разработку Целевых межведомственных программ;
обеспечивает разработку нормативно-правовых актов;
формирует Межведомственный координационный план работы;
вырабатывает и утверждает рекомендации по комплексному развитию системы сопровождения профессионального самоопределения Иркутской области.
Министерство образования Иркутской области:
осуществляет координацию работы по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области;
вырабатывает рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, осуществляющих управление в сфере образования по вопросам сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
осуществляет руководство профориентационной работой в подведомственных профессиональных образовательных организациях;
содействует созданию кабинетов по профессиональной ориентации и специализированных подразделений в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях в Иркутской области, содействуют# их информационно-методическому и материально-техническому обеспечению;
информирует образовательные организации, расположенные на территории Иркутской области, о межрегиональных, всероссийских и международных программах и проектах по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи;
обеспечивает необходимые условия для кадрового и методического сопровождения региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи.
Центр профессионального самоопределения и карьерного развития:
проводит аналитические (социологические, психолого-педагогические и другие) исследования и формирует прогнозы в целевой сфере;
организует процесс методического сопровождения региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи;
разрабатывает информационные, аналитические и методические материалы;
обеспечивает функционирование и развитие единой региональной информационной среды в сфере сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации Иркутской области с использованием возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и других информационно-коммуникационных технологий;
осуществляет консультативно-методическое сопровождение образовательных организаций и педагогических работников по вопросам сопровождения профессионального самоопределения;
организует и проводит межведомственные региональные и межмуниципальные мероприятия в сфере сопровождения профессионального самоопределения;
организует публикацию (выход в эфир) в региональных и местных средствах массовой информации тематических информационных материалов;
обеспечивает подготовку и реализацию совместно с региональными и местными средствами массовой информации проектов, направленных на сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области и отдельных территорий;
осуществляет организационно-техническое сопровождение работы Межведомственного координационного совета по кадровой политике и профессиональной ориентации молодежи Иркутской области;
проводит мониторинг эффективности работы региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи.
Органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, осуществляющие управление в сфере образования:
осуществляют координацию работы по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи на уровне муниципального образования Иркутской области;
информируют и содействуют в участии государственных образовательных организаций, расположенных на территории муниципального образования Иркутской области, в региональных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях по сопровождению профессионального самоопределения молодежи;
обеспечивают условия для методического сопровождения системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи на уровне муниципального образования Иркутской области;
организуют взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными молодежными объединениями и организациями, военными комиссариатами, медицинскими организациями, учебными заведениями и работодателями в реализации муниципальных программ и проектов целевой направленности по сопровождению профессионального самоопределения в соответствии с региональными, муниципальными и локальными планами.
Дошкольные образовательные организации в Иркутской области:
формируют и реализуют программы и планы работы по сопровождению профессионального самоопределения детей, с учетом их возрастных особенностей, а также по работе с родителями;
участвуют в реализации мероприятий для детей и их родителей, проводимых органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, осуществляющими управление в сфере образования.
Общеобразовательные организации в Иркутской области:
создают условия для проведения работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся всех классов, на основе системы принципов, заявленных настоящей Концепцией;
предусматривают включение в образовательные программы раздела по сопровождению профессионального самоопределения и его качественную реализацию на основе соответствующих планов работы;
обеспечивают организационно-техническое сопровождение освоения обучающимися сетевых практикоориентированных# программ (профессиональные пробы и другое), реализуемых во взаимодействии с организациями профессионального, высшего и дополнительного образования и при участии работодателей;
обеспечивают профессиональную ориентацию содержания учебных предметов;
проводят мероприятия для обучающихся и их родителей по сопровождению профессионального самоопределения в соответствии с региональными и муниципальными планами;
разрабатывают и реализуют программы, направленные на развитие социально ориентированного молодежного предпринимательства, в том числе в рамках профильных классов.
Организации дополнительного образования в Иркутской области:
разрабатывают и реализуют дополнительные образовательные программы предпрофессиональной направленности;
участвуют в реализации сетевых практикоориентированных# программ по сопровождению профессионального самоопределения для обучающихся общеобразовательных организаций;
участвуют в организации и проведении мероприятий различного уровня по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи;
разрабатывают и реализуют дополнительные программы, направленные на развитие социально ориентированного молодежного предпринимательства для детей и молодежи.
Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования Иркутской области:
участвуют в реализации сетевых практикоориентированных# программ по сопровождению профессионального самоопределения для обучающихся общеобразовательных организаций;
обеспечивают обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей полной и объективной информацией о профессиях и специальностях, обучение которых осуществляется в данной образовательной организации, а также об условиях обучения;
разрабатывают и реализуют (совместно с работодателями) целевые программы и планы работы по сопровождению профессионального самоопределения для разных категорий и возрастов обучающихся;
создают условия для проведения работы по сопровождению профессионального самоопределения студентов и слушателей всех курсов, на основе системы принципов, заявленных настоящей Концепцией;
реализуют индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение студентов и слушателей, направленное на уточнение и оптимизацию их профессионально-образовательного выбора, профессионально-образовательную и профессиональную идентификацию и адаптацию, построение личных профессионально-карьерных планов, помощь в трудоустройстве и другое;
разрабатывают и реализуют программы (модули, курсы, практики), направленные на развитие социально ориентированного молодежного предпринимательства;
проводят (при взаимодействии с работодателями) мероприятия для обучающихся, а также их родителей по сопровождению профессионального самоопределения в соответствии с региональными и муниципальными планами;
осуществляют (совместно с работодателями) постобразовательное сопровождение профессиональной карьеры выпускников.
Организации дополнительного профессионального образования в Иркутской области:
организуют работу по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов, осуществляющих сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи;
участвуют в процессе методического сопровождения региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи.
Министерство труда и занятости Иркутской области:
осуществляет руководство подведомственными учреждениями в работе по профессиональной ориентации обучающихся и молодежи;
проводит мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, обратившихся в Центры занятости населения городов и районов Иркутской области, а также анализ профессионально-квалификационного состава безработных граждан из числа выпускников;
формирует банк актуальных вакансий на региональном рынке труда;
предоставляет информацию о динамике изменения спроса и предложения на рынке труда другим субъектам региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи;
участвует в организации региональных мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся и молодежи;
разрабатывает и реализует программы и мероприятия по обеспечению занятости молодежи в Иркутской области.
Центры занятости населения городов и районов Иркутской области:
осуществляют профессиональное информирование обучающихся и выпускников общеобразовательных организаций, учителей и родителей о ситуации на рынке труда Иркутской области, о профессиях, пользующихся спросом на рынке труда и возможностях их получения в образовательных организациях Иркутской области;
обеспечивают государственные гарантии в части оказания услуг по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
участвуют в проведении региональных и муниципальных мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся и молодежи;
взаимодействуют с органами местного самоуправления, общественными молодежными объединениями и организациями, военными комиссариатами, медицинскими организациями, образовательными организациями и работодателями в реализации муниципальных программ и проектов целевой направленности.
ОГКУ "Молодежный кадровый центр", кабинеты (центры) профориентации в муниципальных образованиях:
оказывают профориентационные услуги детям и молодежи, а также представителям их семей;
оказывают консультативно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам сопровождения профессионального самоопределения;
участвуют в организации и проведении мероприятий различного уровня по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи.
Министерство сельского хозяйства Иркутской области обеспечивает (при взаимодействии с другими субъектами) разработку и реализацию системы мер по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи в рамках региональной программы агробизнес-образования.
Предприятия-работодатели Иркутской области и их объединения:
участвуют в разработке региональной политики в области сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи;
участвуют в формировании экономического прогноза потребности в квалифицированных кадрах и специалистах по отраслям с учетом перспектив развития экономики и рынка труда Иркутской области;
предоставляют информацию о вакансиях и востребованных профессиях;
участвуют в реализации сетевых практикоориентированных# программ по сопровождению профессионального самоопределения для обучающихся общеобразовательных организаций;
участвуют в сопровождении профессионального самоопределения студентов и слушателей, обучающихся в организациях профессионального и высшего образования;
участвуют (в различных формах) в региональных и муниципальных мероприятиях по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи;
участвуют в организации и работе региональной системы независимой оценки качества деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.
Общественные организации Иркутской области:
участвуют в процессе сопровождения профессионального самоопределения детей# молодежи в соответствии с родом их деятельности;
участвуют в организации и работе региональной системы независимой оценки качества деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.
Региональные и муниципальные средства массовой информации:
систематически информируют население о состоянии регионального рынка труда, потребностях экономики области в разрезе профессий и специальностей, о современных производствах и профессиях, об организациях профессионального и высшего образования и другое;
осуществляют публикации (программы), в том числе в рамках постоянных рубрик (передач), посвященные проблемам и достижениям в сфере профессионального самоопределения детей и молодежи в Иркутской области;
участвуют в реализации информационных проектов, направленных на сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи в Иркутской области;
освещают ход работ по реализации настоящей Концепции.
Глава 5.
Направления и задачи работы по развитию региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи
Нормативно-правовое обеспечение предполагает разработку документов регионального, муниципального и локального уровней, обеспечивающих реализацию настоящей Концепции, в том числе регламентирующих:
включение сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в число приоритетов региональной образовательной и кадровой политики;
задачи и персональный состав Межведомственного координационного совета по кадровой политике и профессиональной ориентации молодежи Иркутской области;
разграничение компетенций между всеми субъектами региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области; права и функциональные обязанности указанных субъектов;
содержание и последовательность мероприятий по развитию региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области, с указанием сроков и ответственных, а также выделение необходимых денежных средств;
закрепление взаимной ответственности образовательных организаций профессионального и высшего образования (в части качества подготовки выпускников), выпускников (в части выполнения ими своих обязательств, связанных с трудоустройством) и работодателей (в части гарантий трудоустройства для выпускников, качество подготовки которых отвечает заданным требованиям);
содержание гарантированного регионального минимума профориентационных услуг для обучающихся и их семей, включая медицинскую профконсультацию и другое.
Многоуровневое межинституциональное взаимодействие и социальное партнерство:
Основные задачи:
1) формирование Межведомственного координационного совета по кадровой политике и профессиональной ориентации молодежи Иркутской области и программы его работы на ближнесрочную перспективу;
2) создание системы коммуникативных площадок (региональных и муниципальных, разовых и периодических, в том числе в рамках ежегодных региональных Недель профориентации) с участием представителей всех институциональных субъектов сопровождения профессионального самоопределения: органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления, работодателей, образовательных организаций, объединений родителей обучающихся и других;
3) формирование механизмов вовлечения работодателей (их кадровых, материально-технических, информационных и других ресурсов) в деятельность по сопровождению профессионального самоопределения, а также по организации наставничества в работе с молодыми специалистами на производстве (в том числе в условиях реализации модели дуального образования);
4) организация взаимодействия с родителями обучающихся как с партнером и субъектом деятельности по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи, в том числе:
вовлечение родителей обучающихся в организацию и проведение практикоориентированных# форм сопровождения профессионального самоопределения (родительские мастер-классы, организация профориентационных экскурсий и экспедиций на предприятия, где работают родители и другое);
разработка и внедрение системы учебно-развивающих тренингов для родителей обучающихся по вопросам сопровождения профессионального самоопределения и другое;
5) вовлечение негосударственного сектора профориентации в решение общих задач развития региональной системы сопровождения профессионального самоопределения.
Региональная инфраструктура сопровождения профессионального самоопределения обучающихся:
Основные задачи:
1) создание ведущего инфраструктурного подразделения региональной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Иркутской области - Центра профессионального самоопределения и карьерного развития и формирование программы его работы на ближнесрочную перспективу;
2) развитие сети муниципальных центров профессионального самоопределения и карьерного развития;
3) создание и развитие специализированных подразделений в структуре профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, обеспечивающих сопровождение профессионального самоопределения студентов, слушателей и карьерного роста выпускников, а также реализацию технологий практикоориентированной# профориентации с обучающимися общеобразовательных организаций;
4) формирование материально-технической базы, необходимой для реализации профессиональных проб и других практикоориентированных# форматов профессионального самоопределения (специально оборудованные мастерские и лаборатории в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования, профессиональные полигоны, профессиональные тренажеры).
Региональная система профессионального информирования:
Основные задачи:
1) формирование единой региональной информационной среды в сфере сопровождения профессионального самоопределения и профессиональной ориентации (регионального "Интернет-портала") для различных категорий пользователей (обучающиеся, их родители, работодатели, образовательные организации);
2) разработка механизмов использования в ходе профинформационной работы, реализуемой в системе образования, интернет-ресурсов министерства труда и занятости Иркутской области, министерства экономического развития Иркутской области, содержащих открытую информацию по вопросам:
текущих и перспективных кадровых потребностей предприятий Иркутской области;
регионального заказа на подготовку кадров различного профиля и уровня квалификации;
3) организация ежегодных (дважды в год: весной и осенью) региональных Недель Профориентации Иркутской области, интегрирующих систему как инновационных, так и традиционных профинформационных форм работы, предполагающих охват максимально возможного количества обучающихся всех возрастов и их родителей, а также обязательное участие профессионалов;
4) ведение в региональных и муниципальных средствах массовой информации постоянных рубрик и передач, посвященных актуальным и проблемным аспектам состояния регионального рынка труда и профессий, профессионального образования, профессионального самоопределения и выбора детей и молодежи.
Программно-методическое обеспечение:
Основные задачи:
1) разработка, апробация и реализация модульных образовательных программ сопровождения профессионального образования, реализуемых в сетевой форме (и соответствующего учебно-методического обеспечения), нацеленных на подготовку обучающихся всех возрастов к самостоятельному, осознанному и ответственному профессиональному выбору и реализуемых с участием образовательных организаций всех уровней на основе принципа непрерывности (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, организации высшего образования, организации дополнительного образования детей, организации дополнительного профессионального образования). В качестве первого приоритета выступают муниципальные сетевые программы профессиональных проб для обучающихся 7 - 11 классов общеобразовательных организаций, реализуемых на основе взаимодействия общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, предприятий-работодателей, в том числе по профессиям или специальностям, востребованным для муниципальных территорий;
2) расширение спектра вариативных дополнительных образовательных программ (предпрофессиональной направленности), в том числе направленных на знакомство с профессиями или специальностями, востребованными в Иркутской области и предпринимательской деятельностью, а также соответствующего учебно-методического обеспечения;
3) разработка и реализация программ постобразовательного сопровождения выпускников профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, работающих по полученной профессии (специальности), а также соответствующего методического обеспечения;
4) формирование системы, направленной на развитие социально ориентированного молодежного предпринимательства в Иркутской области (включая агробизнес-образование), в том числе:
разработка и ведение сетевых программ, модулей и учебных практик соответствующей направленности, а также учебно-методического обеспечения;
введение профилей обучения "предпринимательство" и "агробизнес" в старших классах общеобразовательных организаций;
создание учебных фирм в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также студенческих бизнес-инкубаторов и другое;
5) разработка и реализация региональной модели поддержки профессионального самоопределения для особых групп обучающихся, в том числе:
талантливые и одаренные дети;
лица с ограниченными возможностями здоровья;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
дети мигрантов;
6) формирование (с использованием возможностей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и развитие единой региональной методической базы по всем аспектам сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи, в том числе:
повышение статуса и государственная поддержка (на региональном уровне) областного конкурса лучших практик профессиональной ориентации;
публикация в открытом доступе материалов, отражающих лучшие практики.
Кадровое обеспечение:
Основные задачи:
1) разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования для управленческих и педагогических кадров, работающих в системе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области, включая программу переподготовки педагогических кадров с присвоением квалификации "Педагог-профориентолог", разрабатываемую и реализуемую с привлечением ведущих отечественных специалистов в области сопровождения профессионального самоопределения;
2) формирование пилотной региональной команды специалистов в области сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи на базе группы специалистов, прошедших обучение по указанной выше программе переподготовки;
3) разработка и реализация региональной модели психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения специалистов системы образования, отвечающих за сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи;
4) формирование региональной Ассоциации (регионального отделения Общероссийской Ассоциации) специалистов в области профессионального самоопределения и карьерного развития.
Координация, мониторинг и оценка:
Основные задачи:
1) формирование механизмов государственно-общественного управления региональной системой сопровождения профессионального самоопределения (с участием представителей работодателей и представителей родительского сообщества);
2) формирование региональной системы мониторинга эффективности качества профориентационной деятельности на основе специально сформированного набора показателей, охватывающих различные этапы процесса профессионального самоопределения (включая дошкольное, общее, профессиональное и высшее образование, трудоустройство, закрепляемость кадров на рабочем месте, повышение квалификации и карьерный рост);
3) разработка и использование единой формы регионального профессионально-образовательного портфолио для всех ступеней образования (начиная с 4 класса обучения в общеобразовательной организации) как сквозного средства оценки результативности профессионального самоопределения и его сопровождения;
4) включение показателей результативности деятельности по сопровождению профессионального самоопределения в систему оценки деятельности руководителей образовательных организаций различного уровня;
5) формирование региональной системы независимой оценки качества деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся (с привлечением представителей работодателей, родительского сообщества, общественных организаций, экспертов научного сообщества и других).
Глава 6.
Механизмы реализации Концепции
Система нормативно-правовых, организационно-распорядительных и программно-методических документов регионального, муниципального и локального уровней, фиксирующих принятые управленческие решения по реализации Концепции (утвержденные Стратегии и Целевые программы на среднесрочную перспективу; региональные и муниципальные Комплексы мероприятий; ежегодные Межведомственные планы по реализации Комплексов мероприятий; Положения и другое).
Государственно-частное партнерство, межведомственное взаимодействие и сетевое сотрудничество, обеспечивающее многостороннее и многоуровневое взаимодействие всех институциональных субъектов сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области.
Коммуникативные площадки, обеспечивающие оперативный информационный обмен между субъектами системы сопровождения профессионального самоопределения на региональном и муниципальном уровнях (конференции, круглые столы, семинары, стажировочные площадки, специализированные средства массовой информации, "Интернет-порталы", форумы и другое).
Экспериментальные площадки регионального, муниципального и локального уровня, обеспечивающие апробацию и внедрение инновационных элементов региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи, а также инициативные проекты (в том числе неформальные) в целевой сфере.
Программы сопровождения профессионального самоопределения (сетевые и локальные), с выделением в государственном (региональном) и муниципальном задании образовательным организациям самостоятельного раздела по реализации данных программ.
Система многоуровневых мероприятий (Дни, недели, месячники профориентации, конкурсы и другое), реализуемых в масштабах Иркутской области с целью создания единой среды профессионального самоопределения.
Глава 7.
Результаты реализации Концепции
Ожидаемые результаты на среднесрочную перспективу:
1. Развитие человеческого потенциала и человеческого капитала Иркутской области:
повышение качества трудовых ресурсов Иркутской области (рост производительности труда, качества профессиональной мотивации, удовлетворенности своей профессиональной деятельностью);
повышение степени самостоятельности, рациональности, ответственности и устойчивости профессионально-образовательного и профессионального выбора у выпускников образовательных организаций;
изменение ведущего тренда общественного мнения: от потребности во внешней поддержке в каждом конкретном профессионально-карьерном выборе - к самостоятельности и ответственности в построении профессионально-карьерной траектории;
повышение профориентационной культуры населения и уменьшение влияния социальных мифов о мире труда и профессий и других деформаций социального сознания.
2. Согласование интересов и потребностей граждан с приоритетами социально-экономического развития Иркутской области; повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда Иркутской области (по уровню и по профилю квалификации), в том числе:
рост количества обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда Иркутской области в среднесрочной перспективе;
рост уровня трудоустройства по полученной профессии (специальности) выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организациях высшего образования в первый год после выпуска в общем количестве трудоустроенных выпускников.
3. Сокращение доли безработной молодежи в Иркутской области.
4. Оптимизация потоков профессионально-трудовой миграции:
уменьшение оттока выпускников и молодых кадров из Иркутской области в другие субъекты Российской Федерации;
уменьшение притока трудовых мигрантов из других стран.
Критерии оценки результативности реализации Концепции, свидетельствующие о развитии региональной системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи в целевой период (до 2020 года):
создание единообразных нормативно-правовых актов (регионального, муниципального, локального уровня), обеспечивающих условия для подготовки детей и молодежи к самостоятельному и ответственному профессиональному выбору;
становление единой ценностно-смысловой и информационной среды профессионального самоопределения в Иркутской области, включая формирование единых понятий и подходов в целевой деятельности основных субъектов, отсутствие противоречий в действиях различных институциональных субъектов в целевой сфере, создание региональных и муниципальных информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" профильной направленности для основных категорий пользователей (обучающиеся, их родители, молодые специалисты, работодатели);
наличие в Иркутской области и в каждом муниципальном образовании Иркутской области постоянно действующих диалоговых площадок соответствующей направленности;
наличие в каждом муниципальном образовании Иркутской области инфраструктурного подразделения, обеспечивающего организацию и координацию работы всех субъектов по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи;
наличие в каждой профессиональной образовательной организации в Иркутской области подразделения, обеспечивающего комплексное и непрерывное сопровождение профессионального самоопределения обучающихся;
охват программами сопровождения профессионального самоопределения, реализуемыми на базе профессиональных образовательных организаций, в том числе сетевыми программами профессиональных проб, всех обучающихся 8 - 9 классов общеобразовательных организаций, программами, реализуемыми с участием предприятий-работодателей и их работников;
наличие системы традиционных (ежегодных) мероприятий соответствующей направленности в Иркутской области, в каждом муниципальном образовании Иркутской области и в каждой образовательной организации в Иркутской области, проводимых с обязательным участием представителей работодателей;
увеличение доли управленческих и педагогических кадров системы образования, прошедших повышение квалификации по профилю "Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся";
повышение количества проблемно-ориентированных# публикаций (передач) в региональных средствах массовой информации по вопросам профессионального самоопределения, профессионального выбора;
обеспечение качества и доступности различных видов услуг по сопровождению профессионального самоопределения для различных групп детей и молодежи, независимо от места проживания;
повышение степени подготовленности к профессионально-образовательному выбору и проектированию своей профессионально-карьерной траектории у выпускников общеобразовательных организаций;
повышение степени сформированности общих компетенций у выпускников профессиональных образовательных организаций.
Глава 8.
Возможные риски при реализации Концепции и пути их минимизации
Риски |
Пути минимизации рисков |
1. Формализация, упрощение и имитация действий по реализации настоящей Концепции, ориентация на "быстрые" результаты |
1. Проектирование стратегий, программ и планов регионального, муниципального и локального уровней на среднесрочную перспективу. 2. Формирование многоуровневой системы мониторинга и результативности реализации задач, обозначенных в Концепции. 3. Привлечение к независимой оценке результатов реализации поставленных задач представителей общественности, в том числе формирующегося сообщества специалистов в области профессиональной ориентации и карьерного развития. 4. Учет реального социально-экономического и культурно-демографического разнообразия Иркутской области при построении работы на муниципальном и локальном уровне. |
2. Ориентация на устаревшие подходы и технологии, неиспользование новых наработок |
1. Привлечение разработчиков, экспертов и консультантов - ведущих ученых-практиков из федеральных структур и других регионов. 2. Целевое повышение квалификации всех руководителей и специалистов образовательных и других организаций, задействованных в решении задач, обозначенных в Концепции. 3. Формирование системы сертификации качества профориентационных услуг в Иркутской области. |
3. Территориальный фактор: значительные масштабы Иркутской области, разъединенность отдельных территориальных зон, риск раскоординированности в действиях |
1. Формирование региональной системы координации действий в целевой сфере на основе дистанционных технологий. 2. Включение в государственно-общественные органы управления, обеспечивающие координацию действий в целевой сфере, представителей всех муниципальных образований Иркутской области. |
4. Лоббирование интересов отдельных социальных групп в определении целей, задач и подходов к профориентационной работе в Иркутской области |
Создание и максимально активное использование диалоговых площадок в целевой сфере на всех уровнях работы (региональном, муниципальном, локальном). |
Министр образования Иркутской области |
В.В.Перегудова |
Министр труда и занятости Иркутской области |
Н.В.Воронцова |
Министр по молодежной политике Иркутской области |
А.К.Попов |
Министр сельского хозяйства Иркутской области |
И.П.Сумароков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Иркутской области, Министерства труда и занятости Иркутской области, Министерства по молодежной политике Иркутской области и Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 2 августа 2016 г. N 85-МПР/11-МПР/111-МПР/55-МПР "Об утверждении Концепции развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области до 2020 года"
Текст приказа опубликован в газете "Областная" от 16 сентября 2016 г. N 102
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования Иркутской области, Министерства труда и занятости Иркутской области, Министерства по молодежной политике Иркутской области, Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 16 марта 2018 г. N 30-мпр/N 13-мпр/N 20-мпр/N 24-мпр
Изменения вступают в силу с 16 марта 2018 г.