ФНС России разъяснила актуальные вопросы по НДС, возникающие при рассмотрении жалоб налогоплательщиков
В практике урегулирования налоговых споров в досудебном порядке рассматривается много вопросов о правомерности перехода налогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) либо о правомерности применения вместо него общей системы налогообложения.
Так, возникают ситуации, когда предприниматель, торгуя товарами в розницу, применяет общую систему налогообложения, исчисляя по правилам этой системы налог на добавленную стоимость (НДС) и декларируя облагаемые им операции и суммы исчисленного налога. Однако по результатам контрольных мероприятий налоговый орган приходит к выводу, что осуществляемая деятельность требует применения системы налогообложения в виде ЕНВД.
При этом имеют место случаи, когда налоговым органом устанавливается неуплата как по ЕНВД, так и по НДС.
В силу положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) возникает вопрос о необходимости уплаты в бюджет НДС на том основании, что плательщик при осуществлении деятельности сам определял соответствующую сумму налога расчетным путем, получал ее от покупателей в составе цены за товары и отражал ее в налоговой декларации.
Пункт 6 статьи 168 НК РФ предписывает включать в цену (тариф) товара (работы, услуги) при его реализации населению сумму НДС, не выделяя эту сумму на выставляемых ярлыках, ценниках, а также в чеках и в других документах, выдаваемых покупателю, а пункт 7 данной статьи приравнивает выдачу покупателю кассового чека или иного документа установленной формы при реализации товаров за наличный расчет населению к исполнению общих требований по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, предусматривающих выделение в счете-фактуре отдельной строкой соответствующей суммы налога.
Таким образом, розничные продавцы считаются выполнившими предъявляемые к плательщикам НДС требования по выставлению счета-фактуры даже без выделения суммы данного налога в цене товара, а потому вправе претендовать на налоговые вычеты, которые компенсируют включение соответствующих сумм налога в цену поставленного им товара, в дальнейшем реализуемого непосредственно населению.
При этом предписания статьи 168 НК РФ, в том числе ее пунктов 6 и 7, адресованы именно плательщикам НДС и не содержат оговорок о возможности их распространения на лиц и на операции, которые от уплаты этого налога освобождены в силу закона.
Пункты 6 и 7 статьи 168 НК РФ не дают оснований для вывода о том, что приравненная для целей обложения НДС к выставлению счетов-фактур выдача покупателям кассовых чеков (иных документов установленной формы) при розничной реализации товаров (работ, услуг) обязывает продавца таких товаров (работ, услуг) как плательщика ЕНВД исчислять и уплачивать НДС.
Плательщики ЕНВД не признаются, по общему правилу, плательщиками НДС. Вместе с тем, пункт 5 статьи 173 НК РФ возлагает обязанность по уплате НДС на лиц, не являющихся его плательщиками, или на плательщиков данного налога, освобожденных от исполнения обязанностей, связанных с его исчислением и уплатой, при условии выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы данного налога.
Как следует из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 03 июня 2014 года N 17-П, положения пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 НК РФ не должны пониматься в правоприменительной практике как допускающие признание лица, которое не является плательщиком НДС в силу абзаца третьего пункта 4 статьи 346.26 НК РФ и не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной в них суммой налога на добавленную стоимость, обязанным уплатить этот налог в бюджет только на том основании, что такое лицо, полагая необходимым использование общей системы налогообложения, указывало его в своей налоговой декларации, исчисляя при розничной реализации товаров (работ, услуг) сумму налога расчетным путем.
По результатам рассмотрения жалоб плательщиков с учетом конкретных фактических обстоятельств и складывающейся судебной практики делается вывод, что реализация товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам с учетом НДС в результате неправильного применения плательщиком общей системы налогообложения не порождает у них налогового обязательства перед государством и не влечет изъятия суммы налога в доход бюджета.
Одновременно следует учитывать, что налоговое законодательство допускает возможность выбора плательщиком того или иного метода учетной политики, применения налоговых льгот или отказа от них, однако, указанная диспозитивность не должна использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления плательщиками своими правомочиями.
Такой подход при рассмотрении жалоб плательщиков обусловлен разъяснениями, отраженными в Постановлении Конституционного Суда РФ от 3 июня 2014 года N 17-П.
Отдел работы с налогоплательщиками
Управления ФНС России по Тамбовской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.