Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Муниципальная программа
города Тамбова "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы
(утв. постановлением администрации города Тамбова
от 14 ноября 2013 г. N 9629)
14 марта, 14, 22 мая, 18 июля, 8, 16, 17 сентября, 13 октября, 21 ноября, 25 декабря 2014 г., 6 февраля, 20 марта, 12 мая, 26 июня, 3, 26 августа, 28 сентября, 29 октября, 23, 30 декабря 2015 г., 25 марта, 22 июня, 24 августа 2016 г.
Постановлением администрации города Тамбова от 24 августа 2016 г. N 5265 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
Ответственный исполнитель программы |
комитет по молодёжной политике, физической культуре и спорту администрации города Тамбова |
Соисполнители программы |
Комитет образования администрации города Тамбова, управление по связям с общественностью администрации города Тамбова, комитет культуры администрации города Тамбова, комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации города Тамбова, комитет градостроительства администрации города Тамбова |
Подпрограммы программы |
"Развитие физической культуры и массового спорта"; "Развитие туризма" |
Цель программы |
Создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом; развитие туризма для приобщения граждан к культурному и природному наследию |
Задачи программы |
Повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни; развитие инфраструктуры физической культуры и спорта; создание благоприятных условий для устойчивого развития туризма и формирования привлекательного туристского имиджа города; повышение уровня доступности учреждений физической культуры и спорта для инвалидов и других маломобильных групп населения; |
Целевые индикаторы и показатели программы, их значение на последний год реализации |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом; уровень обеспеченности спортивными сооружениями: спортивные залы, плоскостные сооружения; уровень обеспеченности доступности учреждений физической культуры и спорта для инвалидов и других маломобильных групп населения; количество мероприятий, направленных на формирование имиджа города, как территории, благоприятной для туризма |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа реализуется в один этап (2014 - 2020 годы) |
Объемы и источники финансирования программы |
Общие затраты на реализацию муниципальной программы 2014 - 2020 гг. за счет всех источников финансирования - 172 919,1 тыс. рублей: 2014 год - 56323,9 тыс. рублей; 2015 год - 56559,6 тыс. рублей; 2016 год - 21856,0 тыс. рублей; 2017 год - 9544,9 тыс. рублей; 2018 год - 9544,9 тыс. рублей; 2019 год - 9544,9 тыс. рублей; 2020 год - 9544,9 тыс. рублей; в том числе: федеральный бюджет - 2882,0 тыс. рублей: 2014 год - 1867,0 тыс. рублей; 2015 год - 1015,0 тыс. рублей; областной бюджет - 3502,7 тыс. рублей: 2014 год - 2878,0 тыс. рублей; 2015 год - 624,7 тыс. рублей; бюджет городского округа - город Тамбов - 162 327,9 тыс. рублей: 2014 год - 51578,9 тыс. рублей; 2015 год - 54919,9 тыс. рублей; 2016 год - 17649,5 тыс. рублей; 2017 год - 9544,9 тыс. рублей; 2018 год - 9544,9 тыс. рублей; 2019 год - 9544,9 тыс. рублей; 2020 год - 9544,9 тыс. рублей.; внебюджетные источники - 4206,5 тыс. рублей: 2016 год - 4206,5 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Муниципальная программа города Тамбова "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы (далее - программа) разработана на основании и в соответствии со стратегией социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года, утвержденной решением Тамбовской городской Думы от 23.05.2012 N 584. В развитии общества, его духовного и физического здоровья, повышения качества жизни значительную роль играют физическая культура спорт и туризм.
Физическая культура и спорт - это один из важнейших стратегических ресурсов развития полноценного и здорового общества и отдельного человека, формирования и расширения спектра видов досуговой деятельности, создания условий для социализации личности.
Здоровый образ жизни, занятия физической культурой становятся важнейшим социальным фактором, способствующим развитию человеческого потенциала.
Текущее состояние физической культуры и спорта в городе Тамбове характеризуется положительными тенденциями, связанными с возрождением лучших спортивных и физкультурных традиций, развитием спорта высших достижений и массового спорта, строительством и модернизацией спортивных сооружений.
В Тамбове функционируют в общей сложности 161 организация, осуществляющая физкультурно-оздоровительную работу. Вопросы физического воспитания детей и молодежи решаются в 31 общеобразовательном учреждении, 15 образовательных учреждениях среднего профессионального образования, 13 образовательных учреждениях дополнительного образования детей, 4 государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Растет интерес тамбовчан к занятиям спортом и физической культурой, престижность здорового образа жизни. Доля занимающихся физической культурой и спортом возросла с 12,6% в 2009 году до 23,3% в 2012 году.
В настоящее время в Тамбове наблюдается тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта, которая проявляется:
в поддержке администрацией города сферы физической культуры и спорта;
в организации и проведении разнообразных и активных форм досуговой деятельности, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения;
в профилактике асоциального поведения и воспитания молодежи, подготовке дееспособных Вооруженных сил России;
в вовлечении в занятия физической культурой и спортом лиц пенсионного возраста;
в пропаганде ценностей физической культуры и спорта.
В последние годы в сфере физической культуры и спорта наметились положительные тенденции поступательного развития:
повысилось внимание к развитию физической культуры и спорта в городе, что определяется все большим инвестированием в спорт, созданием материально-технической базы для осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;
улучшилась деятельность по укреплению материальной базы образовательных учреждений физкультурно-спортивной направленности.
По статистическим данным, в Тамбове на 01.01.2013 систематически физической культурой и спортом занимаются 65404 человек или 23,2%. Количество занимающихся физической культурой и спортом различается по возрастным группам. В возрасте до 14 лет численность занимающихся физической культурой и спортом составляет 32390 человек, в возрасте от 15 до 17 лет - 13523 человек, от 18 до 29 лет 15733- человек, в возрасте от 30 до 59 лет - 3590 человека, 60 лет и старше - 168 человек.
Стабильными темпами развивается сеть спортивных сооружений, предназначенных для оказания физкультурно-оздоровительных услуг, проведения физкультурно-зрелищных и спортивных мероприятий. В настоящее время в городе действуют 477 спортивных сооружений, количество которых в регионе ежегодно увеличивается. Только за 2012 год прирост составил 10 единиц. Уровень обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности, составляет 25%, спортивными залами 45%. Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в области осуществляют 92 учреждения, в которых работают 707 штатных физкультурных работника, 631 человек с высшим специальным образованием.
Вместе с тем необходимо констатировать, что еще не в полной мере используются возможности и ресурсы для устойчивого развития физической культуры и спорта.
Отмечается низкий уровень вовлечения трудоспособного населения к систематическим занятиям физической культурой и массовым спортом в производственных коллективах. И только 9,8% трудоспособного населения регулярно занимаются физической культурой и спортом.
Окончательно не решена проблема укрепления материально-технической базы развития физической культуры и массового спорта в городе.
Нерешенные вопросы нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического, научно-методического, кадрового обеспечения сдерживают развитие спорта высших достижений. Недостаточно эффективна деятельность спортивных школ как по вовлечению детей в активные занятия спортом, так и по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд области. Недостаточное внимание уделяется развитию студенческого спорта в системе профессионального образования.
В ходе реализации программы к 2020 году будут созданы организационные, методические и инфраструктурные условия для привлечения к систематическим занятиям физической культурой и спортом не менее 40% населения города.
Повысится общий уровень профессионально-прикладной физической подготовленности трудоспособного и экономически активного населения.
Туризм - одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения.
Сфера туризма охватывает въездной и внутренний туризм и опирается на существующие и развивающиеся туристские возможности региона, являющиеся потенциалом для обеспечения качественного и разнопланового отдыха, пропаганды здорового образа жизни.
В рамках развития туристской индустрии могут создаваться самые разнообразные продукты, базирующиеся на различных особенностях территорий, где они реализуются, на различных сочетаниях товаров и услуг, представляемых клиентам. Поэтому в пределах региона можно создать весьма широкий ассортимент туристских продуктов, каждый из которых будет ориентирован на свою целевую аудиторию потребителей.
Анализ статистических данных показывает, что в городе в период с 2010 года по 2012 год в сфере туризма произошли положительные изменения.
Так увеличился объем оказанных туристских и гостиничных услуг:
в 2010 году - 220,4 тыс. руб.;
в 2011 году - 229,7 тыс. руб.;
в 2012 году - 269,1 тыс. руб.
Вместе с тем инфраструктура туризма города находится в стадии реформирования и развития.
Одни виды туризма требуют дорогостоящей и высокоорганизованной туристской инфраструктуры, высокого качества услуг, другие могут развиваться в условиях практически полного их отсутствия. Но и в одном и в другом случаях туризм рассматривается как сфера экономической деятельности, способная дать стимул в развитии экономики города и создать условия для ее роста.
Выбор туризма как одного из видов отраслевой специализации экономики региона определяется не только наличием уникального комплекса туристских ресурсов, но и условиями наиболее эффективного использования совокупного производственного и социокультурного потенциала территории при сохранении экологического и культурного наследия и равновесия.
Включение города в региональный, федеральный и международный туристские рынки требует не только материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и четкого представления о принципах деловой стратегии, характере и особенностях формирования сети туристских объектов. Необходимы разработка моделей наиболее перспективных предприятий турбизнеса с представлением их экономических характеристик, определение туризма как фактора сохранения и возрождения уникальных исторических и природных территорий, активизация экономики города.
При реализации настоящей программы и для достижения поставленных ею целей необходимо учитывать возможные организационные, кадровые, геополитические, финансовые и экономические риски.
Реализация данных рисков может повлечь срыв программных мероприятий, что существенно сократит число лиц, систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом, снизит степень конкурентоспособности тамбовского спорта и уменьшит туристический поток.
Важнейшими условиями успешной реализации программы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей программы.
Организационные риски связаны с ошибками в управлении реализацией программы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению межведомственных задач, поставленных программой, что может привести к невыполнению ряда мероприятий программы. Мерами по управлению организационными рисками являются мониторинг реализации программы, закрепленная персональная ответственность за достижение непосредственных и конечных результатов программы.
Кадровые риски связаны с недостатком квалифицированных кадров в сферах физической культуры, спорта и туризма. Меры по управлению рисков: подготовка и переподготовка кадров, увеличение оплаты труда и социальных гарантий.
Геополитические риски. На развитие сферы туризма, как внутреннего, так и въездного, оказывает большое влияние политическая ситуация внутри страны и в сопряженных государствах, что может привести к снижению спроса на туристские услуги среди населения.
Наибольшее отрицательное влияние на реализацию программы могут оказать реализация экономических рисков и связанных с ними финансовых рисков.
Экономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы. Реализация данных рисков может вызвать необоснованный рост стоимости физкультурно-спортивных и туристических услуг, снизить их доступность и сократить инвестиции в инфраструктуру спорта и туризма.
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем финансирования из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, секвестированием бюджетных расходов на установленные сферы деятельности, а также отсутствием стабильного источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций, участвующих в реализации программы.
В рамках программы отсутствует возможность управления экономическими и финансовыми рисками, возможен лишь оперативный учет последствий их проявления. В рамках данной программы минимизация финансовых рисков возможна на основе:
регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий программы;
финансового контроля;
разработки дополнительных мер государственной поддержки сферы физической культуры, спорта и туризма;
привлечение средств из внебюджетных источников.
Решение стратегических задач в сфере физической культуры, спорта и туризма положительно скажется на улучшении здоровья тамбовчан, демографической ситуации, повышении производительности труда и воспитании подрастающего поколения.
Постановлением администрации города Тамбова от 16 сентября 2014 г. N 7923 в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Приоритеты городской политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры спорта, отдыха и туризма. Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства.
Приоритетные направления городской политики в сфере реализации программы сформулированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровней:
Федеральный Закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная Приказом Ростуризма от 06.05.2008 N 51;
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р;
Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденная Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 N 2567-р;
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного распоряжения вместо "25.12.2012" следует читать "27.12.2012"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на 2013 - 2020 годы, утвержденная Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.03.2013 N 402-р;
Стратегия социально-экономического развития области на период до 2020 года, утвержденной Законом Тамбовской области от 29.04.2012 N 512-З;
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Закона вместо "29.04.2012" следует читать "29.04.2009"
Закон Тамбовской области от 29.04.2010 N 641-З "О государственной политике в сфере физической культуры и спорта в Тамбовской области";
Закон Тамбовской области 01.06.2011 N 31-З "О туризме в Тамбовской области";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Закона вместо "01.06.2011" следует читать "01.07.2011"
Стратегия социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года, утвержденная решением Тамбовской городской Думы от 23.05.2012 N 584;
Перечень муниципальных программ городского округа - город Тамбов.
Программа разработана в соответствии с приоритетами социально-экономического развития города Тамбова, требующих программно-целевого метода планирования на 2014 годи и плановый период 2015 - 2016 и перечня муниципальных программ городской городского округа - город Тамбов.
Программа позволит обеспечить достижение стратегических целей государственной политики:
в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры;
в сфере туризма - создание на территории города конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, расширение видов и повышение качества туристских услуг, повышение информированности граждан о возможностях и преимуществах регионального туристского продукта.
Приоритетными направлениями в сфере физической культуры и спорта города станут:
развитие физической культуры и массового спорта; развитие системы подготовки спортивного резерва.
В рамках направления "Развитие физической культуры и массового спорта" предстоит обеспечить:
совершенствование системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях;
развитие инфраструктуры физической культуры и спорта; повышение эффективности пропаганды физической культуры и спорта, включая меры по популяризации нравственных ценностей спорта в средствах массовой информации.
Приоритетными направлениями региональной городской политики в сфере туризма станут:
повышение конкурентоспособности туристического рынка города, удовлетворение потребности граждан в качественных туристических услугах;
максимальное вовлечение туризма в популяризацию и использование историко-культурного наследия;
определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности и туристских кластеров;
поддержка и развитие внутреннего, въездного, самодеятельного и социального туризма.
Цель программы: создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию.
Достижение цели программы обеспечивается путем решения следующих задач:
повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни;
формирование привлекательного туристского имиджа города, создание благоприятных условий для устойчивого развития туризма;
повышение уровня доступности учреждений физической культуры и спорта для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Реализация программы осуществляется в один этап с 2014 по 2020 год, что обеспечит преемственность выполнения основных мероприятий и позволит последовательно решить поставленные на долгосрочную перспективу задачи.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты программы
Состав целевых показателей программы определен на основе показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих отношение к сфере физической культуры и спорта.
Показатель "Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом" является одним из ключевых показателей, используемых для характеристики сферы физической культуры и спорта.
Показатель "Уровень обеспеченности спортивными сооружениями" свидетельствует о развитии спортивной инфраструктуры города.
Показатель "Прирост численности лиц, размещённых в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 году", характеризует уровень развития туристской инфраструктуры города.
Набор показателей (индикаторов) сформирован таким образом, чтобы обеспечить:
охват наиболее значимых результатов программы; оптимизацию отчетности информационных запросов.
Целевые значения показателей (индикаторов) реализации программы установлены на основании результатов годовых государственных статистических отчетов и учитывают планируемые результаты реализации мероприятий программы.
Перечень показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя (достижение максимального значения или насыщения), изменения приоритетов государственной политики.
Перечень и сведения о плановых значениях показателей (индикаторов) муниципальной программы и подпрограмм, включенных в состав программы, (с расшифровкой плановых значений по годам реализации) представлены в приложении N 1 к программе.
Предполагается, что достижение заявленных показателей (индикаторов) программы будет способствовать:
увеличению средней продолжительности жизни населения; повышению качества жизни тамбовчан;
созданию условий, влияющих на повышение производительности труда в различных отраслях экономики;
созданию условий, влияющих на снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии;
повышению дееспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Основным ожидаемым конечным результатом реализации программы является устойчивое развитие физической культуры и спорта, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в сфере физической культуры и спорта.
Реализация программы позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни широкие массы населения, что окажет положительное влияние на улучшение качества жизни горожан.
По итогам реализации муниципальной программы ожидается:
рост числа населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 1,8 раза;
рост числа сторонников здорового спортивного образа жизни и повышение мотивации различных категорий и групп населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
повышение уровня физической подготовки молодежи допризывного и призывного возрастов;
увеличение количества участников массовых физкультурных и комплексных спортивных мероприятий среди различных категорий и групп населения в 1,5 раза;
расширение сети современных физкультурно-спортивных объектов, предоставляемых населению для занятий физической культурой и массовым спортом и обеспечение доступа населения к развитой инфраструктуре;
прирост численности лиц, размещённых в коллективных средствах размещения, по отношению к 2012 году;
увеличение объема туристского потока, включая экскурсантов.
Постановлением администрации города Тамбова от 30 декабря 2015 г. N 9647 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.
4. Обобщенная характеристика подпрограмм и мероприятий программы
В муниципальной программе предусматривается реализация комплекса основных мероприятий, структурированных по 2 подпрограммам. Одна подпрограмма направлена на развитие физической культуры, массового спорта. Вторая подпрограмма содержит комплекс мероприятий, направленных на развитие туристической индустрии города.
Мероприятия подпрограммы "Развитие физической культуры и массового спорта" (далее - подпрограмма) направлены на реализацию приоритетного направления государственной политики - развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания. Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
содействие развитию массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения;
совершенствование системы физического воспитания детей и молодежи;
развитие спортивной инфраструктуры для проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий и оказание физкультурно-оздоровительных услуг населению, в том числе адаптация учреждений физической культуры и спорта для обеспечения уровня доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
пропаганда физической культуры и спорта.
Подпрограмма включает мероприятия по организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий по вовлечению населения в занятия физической культурой и массовым спортом, по организации и проведению официальных физкультурных мероприятий и спортивных соревнований, по обеспечению деятельности муниципальных организаций дополнительного образования, созданию условий для функционированию плоскостных сооружений общей доступности для занятий населением города физической культурой и спортом, по организации работ по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)", созданию условий для обеспечения реализации подпрограммы.
Бюджетным учреждениям предусмотрены субсидии на обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ).
В рамках подпрограммы предусмотрено строительство и реконструкция спортивных объектов для массового спорта.
Подпрограмма "Развитие туризма" (далее - подпрограмма) предусматривает решение следующих задач:
развитие туристской инфраструктуры, создание условий для развития туристских кластеров на территории города;
развитие различных видов туризма, таких как: событийный, историко-культурный, паломнический, спортивно-оздоровительный, и т.д.;
формирование имиджа города как территории, благоприятной для туризма.
Предусмотрены мероприятия по развитию туристской инфраструктуры в Тамбове развитию существующих и формированию новых туристских продуктов, расширению календаря событийных мероприятий; продвижению туристского продукта в средствах массовой информации, сети Интернет и развитию новых туристских информационных технологий.
Мероприятия подпрограммы направлены на формирование туристской инфраструктуры города, привлечение на территорию города новых туристских потоков.
Решение задач в рамках программы будет обеспечено комплексом мероприятий, подробное описание которых приведено в приложении N 2 к программе.
В ходе реализации настоящей Программы осуществляется исполнение неисполненных денежных обязательств, возникших в связи с выполнением ведомственной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Тамбове на 2013 - 2015 годы".
Постановлением администрации города Тамбова от 23 декабря 2015 г. N 9388 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий в рамках реализации программы
В рамках реализации программы муниципальные услуги по предоставлению дополнительного образования и организации отдыха, оздоровления и занятости детей предоставляет МАУ ДО ДЮСШ N 1.
В рамках реализации программы муниципальные услуги (работы) по предоставлению спортивных сооружений для учебно-тренировочных занятий и проведения мероприятий согласно календарному плану городских спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий осуществляет МАУ стадион "Спартак".
Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями города Тамбова по муниципальной программе города Тамбова "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014 - 2020 годы представлен в приложении N 4 к Программе.
Постановлением администрации города Тамбова от 24 августа 2016 г. N 5265 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы
Финансирование программы предусматривается за счет средств городского, областного и федерального бюджетов.
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию Программы утверждается решением Тамбовской городской Думы о бюджете городского округа - город Тамбов на очередной финансовый год и на плановый период.
Объем финансирования программы за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов составляет 162327,9 тыс. рублей, областного бюджета - 3502,7 тыс. рублей, федерального бюджета - 2882,0 тыс. рублей, внебюджетные источники - 4206,5 тыс. рублей.
Предусмотрено финансирование программы за счет привлечения внебюджетных средств.
Более подробная информация по ресурсному обеспечению реализации мероприятий программы за счет средств федерального, областного, городского, а также внебюджетных источников с указанием главных распорядителей бюджетных средств представлена в приложении N 3 к программе.
Объемы расходов на реализацию мероприятий программы ежегодно уточняются с учетом оценки эффективности реализации программы и с учетом возможностей бюджета городского округа - город Тамбов.
7. Механизмы реализации муниципальной программы
Механизмы выполнения поставленных в программе задач основывается на указанных выше целевых установках и представляет собой реализацию определенного перечня мероприятий, составляющих функциональное единство.
Механизмами реализации программы являются комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов.
В реализации целей и задач программы принимают участие областные спортивные федерации, учреждения общего и профессионального образования, собственники спортивных сооружений, предприятия сферы туризма.
Мероприятия программы будут реализовываться в городском округе - городе Тамбове.
Учреждения общего и профессионального образования реализуют программы физического воспитания и физической подготовки, обучающихся по месту их учебы.
Собственники спортивных сооружений предоставляют населению право пользования соответствующих спортивных сооружений.
Предприятия сферы туризма оказывают населению различные услуги: туроператорские, турагентские, досуговые, оздоровительные, размещение, питание, проведение выставок и т.д.
Программа предусматривает персональную ответственность исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий.
Для единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий программы, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, необходимо четкое взаимодействие между всеми исполнителями программы.
Ответственный исполнитель:
организует реализацию муниципальной программы, вносит предложение о внесении изменений в программу и несет ответственность за достижение ее показателей (индикаторов) программы, а также конечных результатов ее реализации;
в соответствии с постановлением администрации города Тамбова от 29.07.2013 N 6316 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных программ города Тамбова" представляет в комитет по инвестициям и стратегическим проектам администрации города Тамбова необходимые документы для проведения мониторинга и подготовки годового отчета, о ходе реализации программы (далее - годовой отчет);
готовит годовой отчет и представляет его в комитет по инвестициям и стратегическим проектам.
Соисполнитель:
осуществляет реализацию мероприятий программы и основных мероприятий, в отношении которых он является соисполнителем, вносит ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в программу;
представляет ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга (за полугодие в срок до 10 июля) и подготовки годового отчета, в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным;
представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для подготовки годового отчета.
Внесение изменений в программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации города, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации программы.
Ответственный исполнитель размещает на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" информацию о программе, ходе ее реализации, достижении значении показателей (индикаторов) программы, степени выполнения мероприятий программы.
Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд осуществляется на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Подпрограмма
"Развитие физической культуры и массового спорта" муниципальной программы "Развитие физической культуры, спорта и туризма" (далее - подпрограмма)
14 марта, 14, 22 мая, 18 июля, 8, 16, 17 сентября, 13 октября, 21 ноября, 25 декабря 2014 г., 6 февраля, 20 марта, 12 мая, 26 июня, 3, 26 августа, 23, 30 декабря 2015 г., 25 марта, 22 июня, 24 августа 2016 г.
Постановлением администрации города Тамбова от 24 августа 2016 г. N 5265 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт подпрограммы
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Физическая культура и массовый спорт становятся все более значимым социальным явлением, положительно влияющим на внедрение здорового образа жизни среди населения, на образование и воспитание подрастающего поколения, активное проведение досуга и оздоровление различных социальных групп населения и реабилитации инвалидов.
Физкультурно-спортивную работу на территории города ведут 161 учреждение, предприятие и организация различных форм собственности. Из них 43 дошкольных образовательных учреждениях, 20 общеобразовательное учреждение, 2 образовательных учреждения начального профессионального образования, 13 образовательных учреждения среднего профессионального образования, 4 образовательных учреждения высшего профессионального образования, 12 предприятий, учреждений, организаций, 7 физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, 26 другие учреждения и организации. Функционируют 13 спортивных школ, из которых 7 подведомственны комитету образования администрации города Тамбова, 5 - управлению по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области, 1 - управлению образования и науки Тамбовской области.
Физкультурно-спортивную работу на территории города Тамбова обеспечивают 707 штатных работников физической культуры и спорта. Из них: 42 человека осуществляют работу по физической культуре и спорту в дошкольных образовательных учреждениях, 107 в общеобразовательных учреждениях, 4 в учреждениях начального профессионального образования, 33 в учреждениях среднего профессионального образования, 54 в учреждениях высшего профессионального образования, 395 в учреждениях дополнительного образования детей, 13 на предприятиях, учреждениях, организациях, 5 на спортивных сооружениях, 5 в фитнес-клубах, 9 по месту жительства, 14 в аппаратах физкультурно-спортивных организациях всех уровней, 23 в органах управления физической культурой и спортом всех уровней. Ежегодно согласно графика осуществляется переаттестация работников физической культуры и спорта, которые проходят курсы повышения квалификации, принимают участие в городских и областных семинарах, конференциях.
На территории города Тамбова ведут работу 35 федераций по таким видам спорта как легкая атлетика, автомобильный спорт, греко-римская борьба, дзюдо, футбол, армейский рукопашный бой, лыжный спорт, баскетбол, волейбол, полиатлон, шашки, хоккей, конькобежный спорт, плавание, восточное боевое единоборство "Сетокан", киокусенкай, пауэрлифтинг, практическая стрельба, тхеквондо, велосипедный спорт, мотоциклетный спорт, всестилевое карате, бильярдный спорт, теннис, бокс, спортивное ориентирование, шахматы, самбо, художественная гимнастика, гиревой спорт, настольный теннис, рукопашный бой, кикбоксинг. В отчетном году открыта федерация рыболовного спорта Тамбовской области.
Также на территории города Тамбова активно функционируют Тамбовская городская общественная организация "Спортивный клуб "Сокол", Тамбовская городская общественная организация "Спортивный клуб "Феникс", ведут целенаправленную работу физкультурно-спортивные ассоциации "Олимп", "Факел", "Дебют", "Спортивные надежды" и "Планета спорт".
В течение 2012 года комитетом по физической культуре и спорту администрации города Тамбова совместно с федерациями по видам спорта и спортивной общественностью организовано и проведено 187 официальных физкультурно-спортивных мероприятия (чемпионаты, первенства, фестивали, спартакиады, спортивные праздники) по таким видам спорта как: настольный теннис, волейбол, баскетбол, шашки, шахматы, бокс, греко-римская борьба, самбо, дзюдо, плавание, велоспорт и др. (2011 год - 89 спортивно-массовых мероприятий). Общее количество участников вышеуказанных мероприятий составило 49791 человек (2011 год - 23585 человек), что составляет 17,7 % (2011 год - 8,4%) от численности населения города Тамбова.
Вместе с тем, следует отметить, что в рамках Года спорта в 2012 году администрацией города Тамбова и муниципальными учреждениями было организовано и проведено 472 официальных физкультурно-спортивных мероприятия (чемпионаты, первенства, фестивали, спартакиады, спортивные праздники), которые широко освещались в средствах массовой информации. Общее количество участников указанных мероприятий - 69491 человек, что составляет 24,8 % от всего населения города Тамбова.
Сфера физической культуры и спорта хорошо освещается в региональных газетах, таких как: областная общественно-политическая газета "Тамбовская жизнь", областная общественно-политическая газета "Тамбовский курьер", еженедельное издание "Город на Цне", еженедельная областная газета "Тамбовский курьер". В вышеназванных изданиях выходит еженедельная спортивная полоса. Продуктивно ведется сотрудничество с местными телекомпаниями - филиалом Всероссийской государственной телерадиокомпании "Россия" в Тамбове, "Новый век", "Олимп", "Все для Вас".
Однако существует ряд проблем и сдерживающих факторов развития физической культуры и спорта в городе:
недостаточно условий (материально-техническая база), обеспечивающих возможность обучающимся систематически заниматься физической культурой и спортом, для ведения здорового образа жизни;
слабо разработаны меры по привлечению к занятиям физической культурой и спортом учащихся;
низкая активность взрослого населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
недостаточно физкультурно-оздоровительных программ в помощь населению, самостоятельно занимающемуся физической культурой и спортом;
недостаточные условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства.
В связи с этим приоритетным направлением региональной государственной политики в области физической культуры и спорта должны стать поддержка физической культуры и массового спорта и принятие необходимых системных мер по созданию условий для обеспечения возможностей населению города удовлетворить свои интересы и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Постановлением администрации города Тамбова от 16 сентября 2014 г. N 7923 в раздел 2 настоящей Подпрограммы внесены изменения
2. Приоритеты городской политики в сфере реализации подпрограммы муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России.
Одним из основных приоритетных направлений городской политики является развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе:
развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, расширение количества спортивных сооружений;
совершенствование нормативного правового регулирования предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта;
оказание информационной поддержки населению в целях популяризации физической культуры и спорта, здорового образа и спортивного стиля жизни;
развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований;
осуществление комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта.
В соответствии с приоритетными направлениями городской политики целью подпрограммы является обеспечение возможностей населению города
систематически заниматься физической культурой и массовым спортом и вести здоровый спортивный образ жизни.
Достижение данной цели будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
развитие спортивной инфраструктуры для проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий и оказание физкультурно-оздоровительных услуг населению, в том числе адаптация учреждений физической культуры и спорта для обеспечения уровня доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
развитие спортивной инфраструктуры для проведения массовых физкультурно-спортивных мероприятий и оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению;
повышение эффективности пропаганды физической культуры и спорта, включая меры по популяризации нравственных ценностей спорта и олимпизма в средствах массовой информации.
Подпрограмма реализуется в один этап с 2014 по 2020 год, что обеспечит преемственность выполнения программных мероприятий и позволит последовательно решить поставленные задачи.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
В соответствии с установленными целевыми ориентирами в сфере физической культуры и массового спорта для оценки хода реализации мероприятий и степени решения поставленных задач в подпрограмме используются следующие целевые индикаторы и показатели:
доля населения города, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения занятого в экономике;
доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов;
доля физкультурно-спортивных мероприятий среди учащихся и студентов, включенных в Календарный план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий города Тамбова;
количество спортивных сооружений на 100 тыс. населения; количество публикаций и эфиров в средствах массовой информации. Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы характеризуются улучшением количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в сфере физической культуры и массового спорта.
Основными ожидаемыми результатами подпрограммы являются: совершенствование системы физического воспитания; рост количества участников массовых спортивных и физкультурных мероприятий в 1,5 раза;
наличие развитой сети физкультурно-спортивных сооружений, доступной для населения;
повышение степени информированности и уровня знаний населения по вопросам физической культуры и спорта.
4. Обобщенная характеристика подпрограммы и мероприятий подпрограммы
Основными мероприятиями подпрограммы являются:
1.1. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий по вовлечению населения в занятия физической культурой и массовым спортом, в том числе, в том числе: спартакиада трудовых коллективов, спартакиада среди команд советов территорий, спартакиада среди команд СМИ;
1.2. Организация и проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных соревнований; в том числе: первенство города по боксу, чемпионат города по греко-римской борьбе, первенство города по плаванию, городской турнир по самбо памяти Героя России П. Яценко;
1.3. Обеспечение деятельности муниципальных организаций дополнительного образования, в том числе: субсидии на обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ);
Постановлением администрации города Тамбова от 16 сентября 2014 г. N 7923 пункт 1.4 раздела 4 настоящей Подпрограммы изложен в новой редакции
1.4. Обеспечение деятельности муниципальных учреждений в сфере физической культуры и массового спорта, в том числе: субсидии автономным учреждениям на обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ), адаптация учреждений физической культуры и спорта для обеспечения уровня доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Постановлением администрации города Тамбова от 24 августа 2016 г. N 5265 в раздел 5 настоящей Подпрограммы внесены изменения
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы предусматривается за счет средств городского, областного и федерального бюджетов.
Объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов составляет 138860,2 тыс. рублей, областного бюджета - 3502,7 тыс. рублей, федерального бюджета - 2882,0 тыс. рублей, внебюджетные источники - 4206,5 тыс. рублей.
Предусмотрено финансирование подпрограммы в рамках адресной инвестиционной программы, а также за счет привлечения внебюджетных средств.
Подпрограмма
"Развитие туризма" муниципальной программы "Развитие физической культуры, спорта и туризма" (далее подпрограмма)
22 мая, 25 декабря 2014 г., 6 февраля, 12 мая, 30 декабря 2015 г., 25 марта 2016 г.
Постановлением администрации города Тамбова от 25 марта 2016 г. N 1766 в паспорт настоящей Подпрограммы внесены изменения
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель подпрограммы |
комитет по молодёжной политике, физической культуре и спорту администрации города Тамбова |
Соисполнители подпрограммы |
Комитет образования администрации города Тамбова, комитет культуры администрации города Тамбова, комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации города Тамбова |
Цель подпрограммы |
Создание условий для устойчивого развития туристско-рекреационной отрасли |
Задачи подпрограммы |
Развитие инфраструктуры и материально-технической базы туризма, создание условий для развития туристских кластеров на территории города; развитие различных видов туризма, таких как: событийный, историко-культурный, паломнический, спортивно-оздоровительный, и т.д.; формирование имиджа города как территории, благоприятной для туризма |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы, их значение на последний год реализации |
Количество обращений в рамках реализации мероприятия "Мобильный гид" за услугой туристического направления; количество участников событийных мероприятий; объем средств, направленных на изготовление рекламной продукции туристического направления |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
Программа реализуется в один этап (2014 - 2020 гг.) |
Объемы и источники финансирования подпрограммы |
Общие затраты на реализацию подпрограммы "Развитие туризма" за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов составляют 1 247,0 тыс. рублей: 2014 год - 47,0 тыс. рублей; 2015 год - 146,6 тыс. рублей; 2016 год - 200,0 тыс. рублей; 2017 год - 200,0 тыс. рублей; 2018 год - 200,0 тыс. рублей; 2019 год - 200,0 тыс. рублей; 2020 год - 200,0 тыс. рублей |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Подпрограмма направлена на решение задачи программы "Формирование привлекательного туристского имиджа города, создание благоприятных условий для устойчивого развития туризма". Современная туристская индустрия является одной из динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и вносит значительный вклад в формирование валового внутреннего продукта, решает социальные проблемы, способствует повышению качества жизни населения.
Правильно спланированный и рационально организованный туризм является особым и очень эффективным видом экспорта, не требующим вывоза материальных и природных богатств, на месте представляющим потребителю услуги.
Тамбов в первую очередь может быть привлекателен и интересен для туристов своей близостью и транспортной доступностью, наличием мощных федеральных транспортных магистралей. По территории области проходят:
Юго-восточная железная дорога;
Куйбышевская железная дорога;
Федеральная автодорога М-6 "Каспий";
межрегиональные трассы: Орел - Липецк - Тамбов, Тамбов - Пенза, Воронеж - Тамбов.
Количество работающих на территории города коллективных средств размещения (гостиницы, пансионаты, базы отдыха, турбазы) за 2012 год составило 19 единиц, номерной фонд в свою очередь составил 997 номеров.
Тамбовский край имеет богатую историю и славные духовные традиции. Он известен как родина или место деятельности многих знаменитых в России людей: писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры.
Высокий туристско-рекреационный потенциал обусловлен наличием на его территории таких уникальных природных экосистем как Пригородный лес, Парк Дружбы, Ахлябиновская# роща, являющихся уже традиционно излюбленными местами отдыха горожан.
На территории города Тамбова расположены 156 объектов культурного наследия 9 из них являются объектами культурного наследия федерального значения. Дворец местного фабриканта М.В. Асеева, построенный на тихой окраине Тамбова был лучшим среди целого ряда неординарных сооружений, появлению которых способствовало широкое частное строительство в Тамбове в начале XX в. В экстерьере Асеевского дворца гармонично сочетается эклектика с элементами барокко, классицизма и модерна. Во внутренней отделке использовались высокохудожественная настенная и потолочная роспись, мозаичная плитка для пола, встроенная резная мебель, облицовка каминов, парадная лестница выполнена из белого мрамора. Сохранился старинный парк, заложенный в 1905 - 1907 годах. Реставрация этого памятника истории и культуры и размещение в нем историко-художественного выставочного комплекса позволит возродить эту жемчужину Тамбовщины и вдохнуть в него новую жизнь.
Богатое природное и историческое наследие, разнообразие флоры и фауны представляют уникальные возможности для развития туризма в Тамбове. Так, все чаще встречаются реконструкции исторического быта в различных районах характерной исторической застройки. Более того, реконструкция исторического быта и осознание его ценности приводят к появлению новых городских образований - креативных кластеров. Креативные кластеры - это самоокупаемые внутригородские вкрапления тематической среды обитания как ретроспективного, так и футуристического (модельного) характера. Само название таких городских новообразований предполагает постоянное творчество их обитателей, во многом направленное на вовлечение в него туристов. Возникновение кластеров ведет к преобразованию самих городов, все более вовлекая его жителей в процессы городского развития. Воссоздание социокультурной среды исторического поселения - "национальной деревни", "исторического подворья", "постоялого двора" или другого типа поселения повлечет за собой культурный и духовный рост в результате активизации местных творческих ресурсов. Региональные особенности традиционной духовной и материальной культуры, как правило, отражают воздействие социально-исторических факторов и специфику местных природно-экологических условий. Таким образом, при разработке программ экотуризма и проектировании туристско-экскурсионных маршрутов следует рассматривать природное и культурное наследие регионов в едином комплексе, раскрывая в ходе экскурсий взаимообусловленность природных ландшафтов, системы расселения, форм природопользования, традиций духовной и материальной культуры населения, включая специфику региональной архитектуры. В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 14.05.2003 N 317 "Об установлении мест традиционного бытования народных художественных промыслов в Тамбовской области" основными ремеслами, распространенными на территории города Тамбова были резьба по дереву, ковка металла и швейное ремесло. Организация действующей кузницы или мастерской резьбы по дереву в таком "подворье" оживит созданную атмосферу русской провинции, а также позволит создать дополнительный источник дохода от продажи, созданной на месте сувенирной продукции. В перспективе возможна организация мастер-классов по вышеупомянутым видам традиционных ремёсел и расширения спектра ремёсел, создания центра прикладных искусств. Воссоздание такого "островка" старинной русской провинции во всем его многообразии с максимальной возможной исторической достоверностью способствует сохранению и развитию национального природного, историко-культурного наследия региона.
Развитие детско-юношеского туризма как важнейшего социально-значимого движения, в молодёжной и юношеской среде как элемента физического, духовного и патриотического воспитания является возможным противовесом антиобщественным явлениям в обществе - наркомании, алкоголизму, детской и молодёжной преступности. Детский и юношеский туризм - средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия.
Детский и юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования и развития личности детей и юношества.
В экспедициях могут проводиться краеведческие, исторические, медико-биологические, физиологические, геологические и другие исследования по заданию государственной или общественной организации (учреждения). Детско-юношеский туризм, является частью государственной системы поддержки летнего отдыха, занятости детей во время каникул, а кроме того альтернативного вида школьного обучения.
Экономические преимущества этого вида туризма очевидны: путешествуют школьники и студенты, как правило, организованными группами, поездки ритмично повторяются из года в год, что значительно облегчает планирование бизнеса.
Еще более важен детский туризм с точки зрения социальной. Туризм предоставляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своей страны и других государств, пробудить у молодых людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.
Велика роль путешествий и в обеспечении разностороннего развития личности. Именно походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Важен туризм и как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Необходимо также отметить влияние детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к современным условиям.
Кроме того, детский спортивно-оздоровительный туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что детский туризм - важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.
Принимая во внимание, что будущее поколение в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, сегодня стоят первоочередные задачи вернуть молодому поколению прекрасный мир детского туризма и развивать его во всех формах и видах.
Хорошей предпосылкой для развития пляжного туризма как одного из самых популярных видов отдыха у россиян, является наличие в городе достаточного количества естественных и искусственных водоемов. Преимущества Средней полосы России - умеренный климат, отсутствие акклиматизации, относительно невысокие цены и великолепная природа. Необходима программа по очистке, благоустройству и улучшению инфраструктуры городских пляжей. Для привлечения большего числа отдыхающих необходим монтаж пляжного оборудования; планировка и засыпка песка, установка оборудование для мытья ног, увеличение количества волейбольных площадок.
Кроме того, в целях обеспечения безопасности пребывания людей на территории пляжей должны проводиться следующие мероприятия:
- организация медпунктов;
- установка стоек с навешенными спасательными кругами;
- еженедельное лабораторное микробиологическое, санитарно-химическое, паразитологическое исследование песка и воды с оформлением экспертных заключений отдела гигиены и эпидемиологии в г. Тамбов;
- очистка дна пляжей от посторонних предметов (бутылок, банок, крупных камней, мусора и т. д.);
- ежедневная уборка территории пляжей с вывозом мусора;
- установка биотуалетов с вывозом жидких бытовых отходов (ЖБО) на соответствующую сливную станцию по приему ЖБО.
- установка дополнительных урн, скамеек, пластиковых контейнеров для сборки ТБО.
Отдельным пунктом улучшения пляжного отдыха в городе необходимо обозначить организацию точек продажи прохладительных напитков и легких закусок на территориях пляжей.
Необходимо предусмотреть достаточное количество развлечений. Как вариант катание на водном мотоцикле или "таблетке", катание на надувных горках, прокат лодок, катамаранов, надувных плавательных принадлежностей.
Кроме того пристальное внимание следует уделить досугу детей, для чего необходимо оборудовать специальные купальни, оснащенные детскими горками.
В последнее десятилетие на рынке туризма активизировалось такое направление как паломнический (религиозный) туризм. Религиозный туризм связан с посещением религиозных святынь и духовным совершенствованием.
Верующие люди, которые посещают святые места, поклоняются местным святым, могут принимать участие в богослужениях. При этом экскурсантов знакомят с историей монастыря, со священнослужителями,
прославившими обитель своими деяниями, с архитектурой и другими художественными достоинствами данного культурного комплекса.
Более трехсот лет на Тамбовщине возводились православные храмы и наполнялись великолепными произведениями церковной живописи, уникальными книгами и предметами прикладного искусства. Православная церковь заключала в себе мощный духовно-нравственный потенциал. Многим поколениям она помогала воспитывать нравственные основы, хранить самобытность, развивать культуру русской нации. Более 220 лет Спасо-Преображенский собор города Тамбова был главным духовным центром города. Возведение каменного Спасо-Преображенского собора было задумано и начато вторым епископом Тамбовским Питиримом (1645 - 1698).
Святитель был выдающимся просветителем, православным деятелем и оставил заметный след в истории Тамбовской епархии. За время епископства Питирима число церквей в Тамбовском крае достигло 168-ми. В 1914 году преосвященный епископ Питирим был причислен к лику святых. Кафедральный собор является и хранителем главных тамбовских святынь. Одна из них - чудотворная икона Казанской Богоматери. С XVII столетия кафедральный собор стал местом захоронения тамбовских епископов. В нижнем храме располагается рака с мощами святителя Питирима и его древняя фелонь. Возле храма находится один из древнейших источников, почитаемый чудодейственным.
Рекреационный туризм пользуется традиционно высоким спросом в России и является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан. Оздоровительный туризм - прекрасная альтернатива медицинской помощи, приносящая не только лечение, но и удовольствие, и положительные эмоции. Это более дешевый вариант получить медицинскую помощь высокого качества. Ведь известно, что болезнь лучше предупредить, нежели лечить. По оценкам Всемирной туристской организации (ВТО), лечение и оздоровление относятся к числу важнейших туристских мотиваций. Сосновые оазисы тысячелетиями проверенный способ борьбы со многими болезнями, а также их своевременной профилактики. Подчитано, что в одном кубическом метре хвойного леса содержится не более 300 бактерий, то есть, воздух здесь практически стерилен! Обеззараживание воздуха в сосновом бору происходит благодаря фитонцидным летучим веществам, которые рассеивает сосна. Кроме того, эфирные масла сосны, окисляясь кислородом, выделяют озон, обладающий целебными свойствами.
Особенно полезен уникальный сосновый воздух людям, имеющим различные заболевания дыхательных путей, вплоть до туберкулеза легких. Проживание на территории соснового бора способствует нормализации дыхания, у больных уменьшается количество мокроты, успокаивается кашель. Можно сказать, что сосновый бор является своего рода гигантским естественным ингалятором. На территории Пригородного леса находится Тамбовский кардиологический санаторий. Основной профиль отделения - это лечение заболеваний сердечно - сосудистой системы и органов дыхания нетуберкулезного характера. Санаторий имеет все необходимое для оздоровления детей: спелеотерапия, лечебная физкультура, физиотерапия, медикаментозная терапия, кабинет психоэмоциональной разгрузки, комфортабельные корпуса. Наличие лицензированных специальностей в том числе - эндокринология, кардиология, неврология позволяет контролировать качество оздоровления детей. Спелеотерапия, аэронотерапия, КУФ, массаж, ЛФК, ингаляции, электрофорез и многие другие процедуры, а так же прогулки на свежем воздухе, купание в летнее время на обустроенном пляже, пятиразовое питание с индивидуальными столами, оказывают положительный результат.
В Тамбове существует большой потенциал для развития различных видов спортивного туризма - горнолыжного, пешеходного, парусного, конного, велотуризма, экстремального туризма и др. Туризм с использованием активных видов путешествия - пешком, на лыжах, на велосипеде, на конях. Имеет преобладающее развитие на территориях, сохранивших свои уникальные ландшафты. Туризм, классифицируемый по способу передвижения как активный, может иметь и спортивную цель - преодоление естественных препятствий. Сообщества, использующие для личного самосовершенствования природную среду, создали в 20-м веке новый международный вид спорта - спортивный туризм.
В самодеятельном путешествии главная задача активного туристского похода состоит в том, что люди сами выбирают цели для путешествий. Это объекты природы, которые они хотели бы посмотреть, прокладывание маршрута, который обеспечивает рациональное преодоление препятствий. Результатом является достижение выбранных целей. Услугой такое туристское мероприятие не является.
Организованное с помощью профессиональных гидов путешествие называют туром. Они формулируют предлагаемую цель путешествия, с которой участники принимая участие в туре соглашаются при выборе поставщика услуг. Активные виды туризма предусматривают виды отдыха и путешествий, развлечений, спорта, требующие значительного физического напряжения и доступные далеко не всем категориям туристов. Еще более выделяется в этом смысле экстремальный туризм. К активным причисляют различные приключенческие туры и спортивный туризм.
Из вышеперечисленных видов активного туризма в Тамбове уже достаточно востребован велотуризм. Но для дальнейшего активного его развития необходима увеличение общей протяженности специализированных велосипедных дорожек в городе и на территориях парковых зон Пригородного леса, Ахлябиновской# рощи, Парка дружбы.
Природный туризм как один из видов активного туризма представляет собой путешествия на природу, охота, рыбалка, фотоохота, поездки на мотосанях зимой или на джипах по труднодоступным местностям.
Событийный туризм - направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное. Основная цель поездки приурочена к какому либо событию. Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях планеты, постепенно завоевывают все большую популярность. Событийный туризм - это непреходящая атмосфера праздника, индивидуальные условия отдыха и незабываемые впечатления. Главная особенность событийного туризма - множество ярких неповторимых моментов. Это перспективный и динамично развивающийся вид туризма. Событийный туризм можно классифицировать по масштабу события и по тематике события.
- национальные фестивали и праздники;
- театрализованные шоу;
- фестивали кино и театра;
- гастрономические фестивали;
- фестивали и выставки цветов;
- фестивали музыки и музыкальные конкурсы;
- спортивные события.
В Тамбове проводится ряд таких, уже ставших традиционными, мероприятий: Майский фестиваль цветов, международная Покровская ярмарка, Международный фестиваль духовых оркестров имени Агапкина, международный Рахманиновский фестиваль, Межрегиональный театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова, Всероссийский турнир по греко-римской борьбе имени Евгения Артюхина. Увеличивая количество таких фестивалей, расширяя их направленность, и уделяя особое внимание продвижению подобного рода событий значительно увеличит туристский поток в город.
Таблица N 1
SWOT-анализ туристической привлекательности города Тамбова
|
положительное влияние |
отрицательное влияние |
Внутренняя среда |
сильные стороны |
слабые стороны |
1. Богатое историко-культурное наследие. 2. Уникальные природно-климатические условия. 3. Удобное транспортное расположение: пересечение железнодорожных и автомобильных дорог. 4. Наличие религиозных святынь. 5. Насыщенная научно-культурная жизнь. |
1. Недостаточно развитая туристская инфраструктура. 2. Отсутствие эффективной рекламно-информационной системы. 3. Недостаточная обустроенность рекреационных зон. 4. Ограниченное количество туристских объектов (многое требует реставрационных работ) 5. Отсутствие механизма финансово-материального обеспечения в сфере туризма |
|
Внешняя среда |
возможности |
угрозы |
1. Сохранение и реставрация памятников истории и культуры. 2. Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья населения 3. Создание новых рабочих мест. 4. Дополнительные поступления в бюджет города за счет оказания туристских услуг. 5. Реорганизация туристской инфраструктуры. 6. Формирование положительного образа города на межрегиональном уровне |
1. Конкуренция в туристской сфере со стороны других городов центрального региона. 2. Недостаток финансовых ресурсов для ремонта и реставрации объектов историко-культурного наследия. |
Таким образом, Тамбов, несмотря на наличие туристского потенциала, занимает весьма скромное место на региональных, общероссийских туристических рынках.
К наиболее значимым проблемам туризма, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся: недостаточно развитая туристская инфраструктура;
недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;
недостаточная обустроенность рекреационных зон;
ограниченное количество туристских объектов (многое требует реставрационных работ);
несформированный положительный имидж области как туристического региона;
отсутствие механизма финансово-материального обеспечения в сфере туризма.
Указанные проблемы определяют необходимость разработки и реализации подпрограммы, направленной на создание условий развития сферы туризма и туристской деятельности, в том числе создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на российском рынке. Сфера реализации подпрограммы охватывает следующие направления деятельности: развитие внутреннего туризма; развитие въездного туризма.
2. Приоритеты городской политики в сфере реализации подпрограммы муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации. Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства. В связи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из инструментов оздоровления нации.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития региона. В рамках развития туристской индустрии города могут создаваться самые разнообразные продукты, которые базируются на различных особенностях территорий, на которых они реализуются, на различных сочетаниях товаров и услуг, представляемых клиентам. Поэтому в пределах региона можно создать весьма широкий ассортимент туристских продуктов, каждый из которых будет ориентирован на свою целевую аудиторию потребителей.
В соответствии со стратегическими задачами городской политики, в рамках стратегии социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года в сфере реализации подпрограммы являются: создание в городе условий для развития научного и культурного туризма; содействие созданию в Тамбове привлекательных для туристов объектов; поддержка развития в городе эффективной инфраструктуры туризма, в том числе инвестиционной деятельности; организация зрелищных мероприятий;
создание и сохранение памятников культуры, сохранение памятников истории местного значения;
развитие лесопарковых зон, благоустройство и озеленение города; развитие в городе туристской инфраструктуры до уровня, соответствующего современному туристскому сервису;
разработать и реализовать городскую маркетинговую программу
систематического роста въездного туризма в Тамбов;
разработать и внедрить в практику работы турфирм, программы показа достопримечательностей и памятных мест Тамбова различным категориям туристов.
Основываясь на приоритетах, целью подпрограммы "Развитие туризма" является создание условий для устойчивого развития туристско-рекреационной отрасли.
Достижение данной цели будет обеспечиваться решением следующих задач:
- развитие инфраструктуры и материально-технической базы туризма, создание условий для развития туристских кластеров на территории города;
- развитие различных видов туризма, таких как: событийный, историко-культурный, паломнический, спортивно-оздоровительный и т.д.;
- создание современной системы рекламно-информационной деятельности в сфере туризма, направленной на формирование имиджа города, как благоприятной туристской зоны и продвижение регионального туристского продукта на международном и российском рынках.
Решение поставленных задач будет обеспечено путем эффективного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта, муниципальных органов власти, общественных объединений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы
В соответствие с установленными целевыми ориентирами в сфере туризма для оценки хода реализации мероприятий и степени решения поставленных задач в подпрограмме используются следующие целевые показатели:
задача "Развитие инфраструктуры и материально-технической базы туризма, создание условий для развития туристских кластеров на территории города":
количество коллективных средств размещения;
задача "Развитие различных видов туризма, таких как: событийный, аграрный, историко-культурный, паломнический, спортивно-оздоровительный, деловой (бизнес-туризм) и т.д.":
количество участников событийных мероприятий;
задача "Формирование имиджа города как территории, благоприятной для туризма":
объем платных услуг, оказанных населению в сфере внутреннего и въездного туризма (включая услуги турфирм, гостиниц и аналогичных средств размещения).
Основными ожидаемыми результатами реализации подпрограммы являются:
конкурентоспособный туристско-рекреационный комплекс;
рост внутренних и въездных туристских потоков;
повышение качества туристских услуг;
улучшение образа Тамбова как города, благоприятного для туризма;
повышение информированности граждан о возможностях и преимуществах туристского комплекса города.
4. Обобщенная характеристика подпрограмм и мероприятий подпрограммы
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Основными мероприятиями подпрограммы являются:
2.1. "Развитие туристской инфраструктуры города",
2.2. "Реализация комплекса мероприятий по развитию и продвижению туристского потенциала города", в том числе:
продвижение туристского продукта, развитие инновационных технологий в туризме;
расширение календаря событийных мероприятий, участие в выставках, конференциях и семинарах международного, всероссийского и межрегионального уровней;
организация и проведение конкурсов, мероприятий туристско-краеведческой направленности, участие в конференциях и семинарах международного, всероссийского и межрегионального уровней, участие обучающихся во всероссийских и межрегиональных мероприятиях, учебно-тренировочных сборах;
организация и проведение конференций, семинаров, фестивалей, праздников, мероприятий, посвященных памятным датам, дней культуры.
Постановлением администрации города Тамбова от 30 декабря 2015 г. N 9647 в раздел 5 настоящей Подпрограммы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Объем финансирования подпрограммы за счет средств городского бюджета составляет 1 193,6 тыс. рублей.
Предусмотрено финансирование подпрограммы из федерального и областного бюджетов, а также за счет привлечения внебюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.