Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 18 апреля 2007 г. N Ф09-2055/07-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермской области от 23.11.2006 по делу N А50-16539/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2007 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Кузнецов Александр Олегович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 04.08.2006 N 73.
Решением суда от 23.11.2006 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2007 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением инспекции, вынесенным по результатам выездной налоговой проверки, заявитель привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом в 2005 г., а также по ст. 126 Кодекса за непредоставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Признавая оспариваемое решение недействительным, суды исходили из недоказанности налоговым органом обоснованности наложения налоговых санкций и привлечения предпринимателя к ответственности по ст. 123, 126 Кодекса.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В силу ст. 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Согласно п. 2 ст. 93 Кодекса отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
При этом указанная ответственность может быть применена к налогоплательщику, налоговому агенту только в том случае, если запрошенные налоговым органом документы фактически имелись у налогоплательщика на момент направления требования, но не были им представлены. Кроме того, требование о представлении документов должно содержать ряд реквизитов, главным из которых является указание на истребуемые документы с максимально возможной степенью их конкретизации.
Таким образом, поскольку инспекцией не сформулирован конкретный перечень обязательных для предъявления документов, а также не представлено доказательств наличия у предпринимателя запрашиваемых документов, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 126 Кодекса.
Также является правомерным вывод судов о том, что налоговым органом в нарушение ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что предприниматель удержал и не перечислил в бюджет НДФЛ в размере 585 руб., в связи с чем оснований для привлечения его к ответственности по ст. 123 Кодекса не имеется.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют действующему законодательству, оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Поскольку инспекцией при подаче кассационной жалобы не была уплачена госпошлина, сумма в размере 1000 руб. подлежит взысканию (п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермской области от 23.11.2006 по делу N А50-16539/06 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Пермскому краю в доход бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Предприниматель считает, что неправомерно привлечен к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ за непредставление документов, необходимых для осуществления налогового контроля, поскольку налоговый орган не сформулировал их конкретный перечень.
Суд указал, что в действиях предпринимателя отсутствует состав вменяемого правонарушения.
В соответствии со ст.93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование, обязано выдать их в пятидневный срок.
Отказ от представления указанных документов влечет ответственность по ст.126 НК РФ.
Вместе с тем, ответственность по данной норме может быть применена только в том случае, если они имелись у налогоплательщика, но не были им представлены. Кроме того, требование о представлении документов должно содержать указание на истребуемые документы с максимально возможной степенью их конкретизации.
Налоговый орган не сформулировал конкретный перечень обязательных для предъявления предпринимателем документов, а также не представил доказательств их наличия у предпринимателя.
Поэтому суд поддержал позицию предпринимателя, кассационную жалобу налогового органа оставил без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 апреля 2007 г. N Ф09-2055/07-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника